Диссертация (Контекстуальная синонимия в поэтическом тексте (на материале цветообозначений в поэтическом сборнике Ф. Гарсиа Лорки «Цыганский романсеро»)), страница 11

PDF-файл Диссертация (Контекстуальная синонимия в поэтическом тексте (на материале цветообозначений в поэтическом сборнике Ф. Гарсиа Лорки «Цыганский романсеро»)), страница 11 Филология (49756): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Контекстуальная синонимия в поэтическом тексте (на материале цветообозначений в поэтическом сборнике Ф. Гарсиа Лорки «Цыганский романсеро2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Контекстуальная синонимия в поэтическом тексте (на материале цветообозначений в поэтическом сборнике Ф. Гарсиа Лорки «Цыганский романсеро»)". PDF-файл из архива "Контекстуальная синонимия в поэтическом тексте (на материале цветообозначений в поэтическом сборнике Ф. Гарсиа Лорки «Цыганский романсеро»)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 11 страницы из PDF

Так, черный цвет в названии“Romance de la pena negra” («Романс о черной тоске»)3 (№7) показывает3Во всех примерах слово “pena” (боль, горе) переводится как «тоска». Более удачный перевод,предложенный А. М. Гелескулом: “Romance de la pena negra” (Романс о черной тоске) [Гарсиа Лорка 1975].Другие переводы этого слова в цитируемых текстах также заменены на «тоска».53цветовую доминанту «Романсеро», несмотря на то, что количественногипероним черного уступает зеленому.

В то же время количественноепревосходствогиперонимазеленогоявляетсясвоеобразнымспособомвыражения авторской позиции: с его помощи создается обобщенный образпростого народа, которому симпатизирует автор.ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ1. Контекст−одинизосновныхинструментовсовременногообщенаучного анализа, в частности, лингвистического.

Контекстуальныйанализ используется для установления значения исследуемой единицы.Несмотря на значимость биографического, литературно-исторического идругих видов внешних контекстов, текст как закрытая система кодируется впервую очередь собственными средствами. Поэтому внутренний код текстапервичен по отношению ко внешнему коду.

Таким образом, несмотря наналичиеинтертекстуальныхсвязейисследуемогословасязыковым,литературным и культурным фоном вообще, его значение определяется, преждевсего, исходя из его взаимоотношений с другими единицами текста.2. Для изучения значения отдельного слова в ситуации речевогообщения зачастую бывает достаточно словосочетания или предложения(микроконтекст). Однако для исследования слова в художественном текстенеобходим макроконтекст, т.

е. контекст произведения в целом, в редкихслучаях – совокупность всех произведений автора, в том числе его писем,дневников,черновиковит. д.Этосвязанососвойствомлюбогохудожественного произведения (независимо от того, написано оно прозой илистихами) преобразовывать линейную организацию текста в пространственную.Поэтомуразличаютлинейные(синтагматические)ипространственные(парадигматические) контексты. Макроконтекст необходим для определенияключевых слов текста и построения текстовых цепочек, состоящих из всехконтекстов исследуемого ключевого слова. Таким образом, анализируетсятекстовая информация, накопленная в слове.543. Ключевые слова − один из способов исследования глубиннойструктуры текста, недоступной непосредственному наблюдению.

Согласнонашему исследованию, ключевые слова в текстах Лорки часто выделяются спомощью цветовых определения (гиперонимов и гипонимов цвета). При этом,наличие цветового определения противопоставляется его отсутствию, реже –другому цвету.Своеобразнымпроявлениемглубиннойструктурыявляется«непреднамеренное сообщение», которым является и имплицитный сквознойсюжет «Романсеро». Как показывают наши наблюдения, этот сюжет можнореконструировать, если исследовать глубинную структуру «Романсеро»,анализируя контексты употребления ключевых слов, выделяемых с помощьюсловарных ЦО (гиперонимов и гипонимов цвета).55ГЛАВА 2.

ГИПЕРОНИМЫ И ГИПОНИМЫ ЦВЕТА,КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЯ, ЦВЕТОВАЯ АНТИТЕЗА ВТЕКСТЕ «ЦЫГАНСКОГО РОМАНСЕРО»§2.1. Логические основы словарной и контекстуальной синонимиицветообозначений.Контекстуальнаясинонимия.«Вконтекстенередкостираютсясемантические различия близких по значению слов, происходит так называемаянейтрализация значений, и тогда как синонимы могут употребляться слова, непринадлежащие в лексической системе языка к одному синонимическому ряду»[Голуб 2013: 43]. В этом случае слово, обозначающее один предмет,используетсядляобозначениядругогопредмета.Обычноперенососуществляется на основе метонимии (перенос по смежности) или метафоры(перенос по подобию).

Такие слова и выражения обычно не входят в словарисинонимов, однако являются наиболее значимыми в художественной речи, гдеязык стремится к постоянному обновлению. Слова, которые сближаются позначению в рамках одного контекста, называются контекстуальнымисинонимами («окказиональными», «ситуативными синонимами» [Голуб 2013:44]). «Для их сближения достаточно лишь понятийной соотнесенности.Поэтому в контексте могут синонимизироваться слова, вызывающие в нашемсознании определенные ассоциации» [Голуб 2013: 44]. Контекстуальныесинонимы носят индивидуальный (авторский) характер и не отражаются всловарях синонимов.В логике контекстуальным синонимам соответствуют отношения,называемые равнозначащие понятия (notiones aequipollentes), т.

е. такие двапонятия, содержание которых различно, а объем одинаков [Челпанов 1911: 27].Так, для обозначения красного может использоваться понятие “rojo” (красный),а может – контекстуальное ЦО (предмет, цвет которого является егосущностным предикатом, т. е. постоянным или характерным признаком).Например, понятие «красный» (“rojo”) может выражаться как гиперонимом56“rojo” (красный), так и его синонимами “carmesí” (кармазиновый красный),контекстуальными синонимами “sangre” (кровь), “de amapola” (маковый) и др.Наоборот,ЦО“rojo”(красный)вопределенныхконтекстахможетиспользоваться как синоним «революционного», «кровавого» и т. п.“ROJO” (понятие)ROJO (слово)carmesísangre«красный»«кровавый»«революционный»de amapolaРавнозначащие понятия4 (контекстуальные синонимы)(объем понятия)Можновыделить(содержание понятия)дваосновныхнаправленияконтекстуальнойсинонимии: словарное ЦО (например, “rojo” – красный), которое используетсяне в основном (цветовом), а в переносных (нецветовых) значениях.

И понятиенекоторого цвета (например, «красный цвет»), выражаемое как с помощьюсловарных ЦО (гиперонимов и гипонимов цвета), так и с помощьюконтекстуальныхсуществительнымиЦО,ивыраженныхглаголами.какприлагательными,Потребностьвыразительной побуждает поэтов иделатьречьтакияркойиписателей искать новые образы,переосмыслять слова, «обновлять» затертый в слове образ.Диалектикасинонимиииантонимии.Логическаяосноваантонимического противопоставления ‒ отношения противоположностипонятий (contrariae).

Так, в ряду «ахроматических» цветов понятия «белый»(“blanco”) и «черный» (“negro”) суть противоположные [Челпанов 1911: 27-28].К антонимам среди ЦО относятся пары “blanco” (белый) ‒ “negro” (черный) иих гипонимы “claro” (светлый) ‒ “oscuro” (темный), а также “rubio”(светловолосый, светлокожий) ‒ “moreno” (темноволосый, смуглый) и др.В плане содержания для антонимов (как и для синонимов) характерноотношение пересечения.4Здесь и далее для иллюстрации используются диаграммы Венна [Кондаков 1975: 142-143].57COLORblanconegroBLANCO color NEGROПротивопоставляемые понятия (антонимы)(содержание понятия5)(объем понятия)Синонимы ‒ это слова, «тождественные или близкие по значению»[Голуб 2013: 39]. Логическая основа синонимии ‒ отношение пересечения.Так, при отношении пересечения в плане содержания понятий “carmesí”(кармазиновый красный) и “corinto” (коринфский красный) обнаруживаются, содной стороны, общие (одинаковые) элементы (“rojo” ‒ красный), а с другой ‒необщие (неодинаковые) элементы, поскольку ни один из этих цветов невключает в себя полностью другой: carmesí (кармазиновый красный) можноопределить как “rojo” (красный) + “dado por el insecto quermes” (получаемый изнасекомого кермеса/кошенили) [DRAE 2014: 443], а “corinto” (коринфскийкрасный) ‒ как “rojo” (красный) + “color de pasas de Corinto” (цвет коринфскогоизюма) [DRAE 2014: 638].

Общая схема признаков для согипонимов можетвыглядит так: “carmesí” (110) = “rojo” (1) + “dado por el insecto quermes” (1) +“color de pasas de Corinto” (0); “corinto” (101) = “rojo” (1) + “dado por el insectoquermes” (0) + “color de pasas de Corinto” (1), где “rojo” (красный) ‒ общийпризнак, а “dado por el insecto quermes” (получаемый из насекомогокермеса/кошенили) и “color de pasas de Corinto” (цвет коринфского изюма) ‒отличительные признаки, наличие или отсутствие которых формируютсодержание понятий.5Классическая логика не признает подобных схем для иллюстрации «содержания понятия». Тем неменее, в лингвистике распространено использование таких схем для компонентного анализа содержания.См. [Степанов 1975: 37].58carmesíROJOcorintoСопоставляемые понятия (синонимы, согипонимы)(содержание понятия)Ю.

Д. Апресян отмечал, что «в большинстве определений упор делаетсяне на общие семантические свойства синонимов, а на различия между ними.Слова, полностью совпадающие по значению, все чаще рассматриваются каклексические дублеты, варианты и т. п., а подлинными синонимами начинаютсчитаться слова, непременно расходящиеся по значению» [Апресян 1995: 217].Таким образом, если словарная синонимия, отмечая сходство, подчеркиваетразличия между синонимами, то контекстуальная синонимия подчеркиваетпрежде всего сходство.Гипонимы (словарные синонимы) для контекстуальной синонимиислужат основой, в которой определяющими являются отличительные чертысинонимов, а не их общий признак в синонимическом ряду.

Так, дляобразования контекстуального значения принципиален не общий признаксинонимического ряда «красный цвет» с нейтральной доминантой “rojo”(красный), а отличительные признаки согипонимов: “carmesí” ‒ «красныйпурпурного оттенка, полученный с помощью редкого и дорогого красителя,добываемого из насекомого кермеса/кошенили». Именно эти дополнительныезначения красного, содержащиеся в слове “carmesí” (кармазиновый красный)служатосновойдлясозданияпоэтическихобразов,основанныхнаконтекстуальном значении.

Так, если вне предложения словосочетание “sucorbata carmesí” (букв. «его кармазиновый галстук») может быть понято какнекоторый «галстук красного цвета, пурпурного оттенка» (основное значение ‒значение цвета), то в поэтическом тексте ‒ это атрибут аристократа, способскрытого указания на благородное происхождение или даже царскоедостоинство героя.59И синонимы, и антонимы ‒ оппозиции. В антонимах различиепреобладает над сходством. В синонимах ‒ сходство над различием [Степанов1975:37].Втекстесловарныесинонимы(гипонимыцвета)могутиспользоваться как антонимы, так как подчеркивается их различие, а несходство.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5302
Авторов
на СтудИзбе
416
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее