Диссертация (Контекстуальная синонимия в поэтическом тексте (на материале цветообозначений в поэтическом сборнике Ф. Гарсиа Лорки «Цыганский романсеро»)), страница 10

PDF-файл Диссертация (Контекстуальная синонимия в поэтическом тексте (на материале цветообозначений в поэтическом сборнике Ф. Гарсиа Лорки «Цыганский романсеро»)), страница 10 Филология (49756): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Контекстуальная синонимия в поэтическом тексте (на материале цветообозначений в поэтическом сборнике Ф. Гарсиа Лорки «Цыганский романсеро2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Контекстуальная синонимия в поэтическом тексте (на материале цветообозначений в поэтическом сборнике Ф. Гарсиа Лорки «Цыганский романсеро»)". PDF-файл из архива "Контекстуальная синонимия в поэтическом тексте (на материале цветообозначений в поэтическом сборнике Ф. Гарсиа Лорки «Цыганский романсеро»)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 10 страницы из PDF

е.код,внеположенный тексту. Внутренне кодирование определяется как внутреннийкод, т. е. находящийся в рамках собственно текста. В этом смысле можноговорить о внешнем и внутреннем контексте.47внутренний контекствнешний контекстС вертикальной и горизонтальной моделями текста связано понятиеглубинной и поверхностной структуры. В тексте вертикальная модельявляется как бы проекцией глубинной структуры на поверхностной.Текстглубинная структураповерхностная структураГлубинная структура ‒ это идейно-тематическое содержание текста, воснове которого лежит художественный образ. Определяя основной замыселпоэмы «Сирена и пограничник» Лорка писал: «Это миф о бесполезной красотеморя» (письмо к Хорхе Гильену от 2-3 мая 1926 г.) [Гарсиа Лорка 1971а: 162].С.

Ф. Гончаренко отмечал, что глубинный смысл этого стихотворения не«пограничник убивает сирену», а «бесполезная красота моря» [Гончаренко1988: 13]. В литературоведении отношения названия и текста рассматриваютсякак отношения темы и ремы. Применительно к понятиям глубинной иповерхностной структуры текста, можно сказать, что глубинная структура ‒ этотема по отношению к поверхностной структуре (реме).Поверхностная структура ‒ это форма, в которую облекается глубиннаяструктура (форма выражения идеи). Поверхностная структура доступнанепосредственному наблюдению, а глубинная ‒ нет. Она выводится изкосвенных данных [Тураева 2015: 56-57]. Глубинная структура отражается в«сильных позициях» текста [Арнольд 2014: 238].48ТекстглубиннаяповерхностнаяструктураструктураК «сильным позициям» относятся «рамочный текст» (заголовок,посвящение,эпиграф,авторскиеремарки),началоиконец(фразы/стиха/строфы/главы), собственные имена героев, ключевые слова[Гальперин 2014: 133-135; Дейк 1989: 59].Анализ «сильных позиций» позволяет делать выводы о характереглубинной структуры [Чернец 2012: 109].

Ключевые слова играют важнуюроль в установке внутритекстовых смысловых связей и организациивосприятиячитателя.Частаяповторяемостьнеявляетсяпризнакомпринадлежности слова к ключевым. Главный признак ‒ соотнесениеповерхностной структуры с глубинной, не наблюдаемой напрямую [Новикова2014: 186-187].Как показывают наши наблюдения, в «Романсеро» ключевые слова частовыделяются цветовыми определениями. Соотнесение найденного ключевогослова со всеми контекстами его употребления в тексте «Романсеро» и за егопределами (в других текстах Лорки) позволяет определить семантическое поледанного слова в поэтическом словаре Лорки. Наличие цветового определениепри этом противопоставляется его отсутствию, реже – другому цвету.Своеобразнымпроявлениемглубиннойструктурыявляетсятакназываемое «непреднамеренное сообщение», которое нужно отличать отсознательного авторского «шифрования».

Распространенная ошибка прианализе текста ‒ приписывание автору сознательного «шифрования» своего«замысла» в тексте [Тюпа 2009: 18]. Так, комментируя «Сомнамбулическийроманс» (№4), Лорка отмечал: «Если вы меня спросите, почему я говорю«Тысяча бубнов из хрусталя ранили рассвет», я вам скажу, что я их видел вруках ангелов и деревьев, но не смогу сказать ничего более, и тем более, не49смогу объяснить, что это значит» [García Lorca 2009: 113]; «никто не знает, чтопроисходит, даже я, потому что поэтическая тайна ‒ это также тайна для поэта,который поведал ее, но который часто ее не знает» [García Lorca 2009: 110].Как показывают наши наблюдения, когда Лорка стремится донести дочитателя некоторую аллюзию, он, будто опасаясь быть непонятым, дублируетинформацию.Например,кромеописанияпрецедентнойситуации,используются и прецедентные имена или атрибуты героев.

Так, изображаясценуБлаговещения,поэтнарекаетгероинюАнунсиасьон(букв.«благовещение»); описывая одинокую женщину, зовет ее Соледад (букв.«одиночество»);изображаяветер,гоняющийсязанимфами,подобногреческому фавну, называет его Сатиром и т. д. Наоборот, в тех случаях, когдаряд признаков приводит нас к заключению о наличии имплицитнойпрецедентнойситуации,ноникакойдополнительнойэксплицитнойинформации автор не сообщает, это свидетельствует о непреднамеренномхарактере сообщения.Как отмечалось, в «Романсеро» каждый отдельный романс имеетимплицитный сюжет («скелет повествования»), скрытый метафорами.

Так,Лорка признавался, что в «Сомнамбулическом романсе» (№4) есть «сильноеощущение присутствия рассказа, острая драматическая обстановка» [GarcíaLorca 2009: 110].Имплицитный сквозной сюжет «Романсеро», как показывают нашинаблюдения, относится к непреднамеренному сообщению автора. Этот сюжетможно реконструировать, если исследовать глубинную структуру «Романсеро»,анализируя контексты употребления ключевых слов, выделяемых с помощьюсловарных ЦО (гиперонимов и гипонимов цвета).Цветовой эпитет, который в отличие от цветовой метафоры с ее«центростремительным»характером,имеет«центробежный»характер[Успенский 2004а], способствует ассоциативному объединению образов,выделяемых с помощью одного и того же ЦО.50§1.9.

Цвет во внутреннем контексте. Цвет представляет собой один из«наиболее универсальных» типов символизма. Он широко используется врелигии, геральдике, искусстве, литературе и т. п. [Кирло 2010: 462-470]. Вэтой связи цвет является феноменом, порождающим наибольшее количествоинтертекстуальных и ассоциативных связей, так как отсылает одновременно комногим культурным традициям, использующим цвет.Однако цвет – это, прежде всего, социальный факт. У цвета нетуниверсального значения.

Любые вопросы, касающиеся цвета, культурноотносительны. Цвет нельзя изучать вне контекста, вне времени и пространства.Социальный контекст цвета наиболее важен, так как именно общество«создает» цвет: «дает ему определение и наделяет смыслом, конструирует егокоды и значения, определяет его применение и устанавливает функции».«Общество, а не художник или ученый, не биологические механизмы илиприродныеявления».Исследованияцветавискусствоведческих,археологических или исторических поисках всегда связаны не только спервоначальным состоянием, но и его изменением во времени [Пастуро 2012:117-126].Восприятие цвета нашими предками, закодированное в языке, отражаетпонимание цвета не как набор электромагнитных волн, разложение света илисмесь красителей: «Древний человек не знал красного как 1/7 спектра, а ‒«нечто», нападающее и звучно-тягучее» [Белый 1994: 116].

Психологическийподход к изучению проблемы цвета применяли И. В. Гете [Гете 2016],П. А. Флоренский [Флоренский 1993], В. Кандинский [Кандинский 2013],А. Ф. Лосев [Лосев 2014].Развитие представлений о цвете связано не только с реальным бытомчеловека, но и с художественным воспроизведением этого мира в егоидеальной форме: «Язык ‒ не копия, а модель реального мира, отраженно этотмир воспроизводящая» [Колесов 2001: 197]; «…только с помощью языка иможно передавать свои впечатления от многоцветья окружающего человекамира» [Колесов 2001: 201]. При этом цветовой «…коннотативный код, по всей51видимости, является не «естественным» и не «искусственным», а историческим(или же «культурным»)» [Барт 2015а: 21].Процессы, происходящие в сетчатке и в мозгу при зрительномвосприятии (например, цвета), не отражаются непосредственно в языке.

Языкотражает происходящее не в мозгу, а в сознании [Вежбицкая 1996: 238-239].Эксперименты Т. Ф. Карвоски и П. М. Доркуса показали, что ассоциации,вызываемые самим цветом, отличаются от ассоциаций, вызываемых ихназваниями (словами) [Белянин 2011: 211].В любом тексте внешнее кодирование вторично, первичным же являетсявнутреннее кодирование [Николаева 2012: 7-8]. Цвет прежде всего кодируется втексте самим источником (текстом) для своих целей.

Все толкования,опирающиесянатрадицию,различныевидывнешнихконтекстовиинтертекстуальных связей вторичны и привлекаются после того, как текстпроанализирован с точки зрения внутренней структуры.В тексте любой цвет, прежде всего, противопоставляется другим цветам(илиихотсутствию).Визображениях,например,краснаяодеждапротивопоставлена одежде других цветов – синей, зеленой, черной или другомуоттенку красного. При этом, одежда другого цвета может присутствовать натом же изображении или на других [Пастуро 2012: 123]. Так, в «Романсеро»предмет, определяемый одним цветом, может противопоставляться этому жепредмету, определяемому другим цветом. Кроме того, один предмет,определяемыйцветом,можетпротивопоставлятьсядругомупредмету,определяемому этим же цветом.

Противопоставляемые предметы могутнаходиться в одном тексте или в разных. Противопоставляться могут ипредметы в текстах, принадлежащих разным авторам.В лирике Лорки широко используются цветовые образы, прежде всего,относящиеся к так называемым «основным цветам». Содержание понятия«основной цвет» весьма неоднозначно [Фрумкина 1984: 7-14]. В лингвистикеему обычно соответствует понятие доминанты цветового ряда, или гиперонимацвета. Из девяти ЦО, выделяемых М.

Гроссманн в качестве основных в52испанском языке (“blanco” – белый, “negro” – черный, “gris” – серый, “amarillo”– желтый, “rojo” – красный, “verde” – зеленый, “azul” – синий, голубой,“morado” – фиолетовый, “marrón” – коричневый) [Grossmann 1982: 74], в«Романсеро» используются только первые семь.

Коричневый и фиолетовый втворчестве Лорки почти не употребляются.Наши подсчеты показали следующее: в 195 стихотворениях (из 304)используется 502 гиперонима цвета (1,55 ЦО на стихотворение), выраженныхприлагательными и производными от них словами (см. Приложения 1 и 2):“blanco” (белый) (127 обращений), “negro” (черный) (98), “verde” (зеленый)(98), “azul” (синий, голубой) (62), “gris” (серый) (42), “rojo” (красный) (39),“amarillo” (желтый) (34). Первое место в общей статистике занимает гипероним“blanco” (белый), а “negro” (черный) и “verde” (зеленый) разделяют второеместо. Они образуют авторскую триаду: «черный – белый – зеленый» (ср.

сархаической триадой «черный – белый – красный»). Остальные цветаиспользуются почти равномерно, но с большим отрывом от трех ведущихцветов (см. Приложение 1).В сборнике «Цыганский романсеро» цвет используется особенно активно:69 основных ЦО (гиперонимов) и 26 гипонимов в 18 романсах (3,83 ЦО нароманс) (см. Приложения 3 и 4): “verde” (зеленый) (32) – “blanco” (белый) (12),“negro” (черный) (12) – “gris” (серый) (4), “amarillo” (желтый) (4), “rojo”(красный) (3), “azul” (синий, голубой) (2). На первом месте по количествуупотребленийоказывается“verde”(зеленый):почтиполовинавсехгиперонимов «Романсеро» (32 из 69) (см. Приложение 2).Как будет показано ниже, помимо функции выделения ключевых слов,способствующей обнаружению скрытых сюжетов отдельных романсов исборника в целом, цвет используется как имплицитной способ выраженияавторского отношения к описываемым событиям.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
426
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее