Диссертация (Контекстуальная синонимия в поэтическом тексте (на материале цветообозначений в поэтическом сборнике Ф. Гарсиа Лорки «Цыганский романсеро»)), страница 9

PDF-файл Диссертация (Контекстуальная синонимия в поэтическом тексте (на материале цветообозначений в поэтическом сборнике Ф. Гарсиа Лорки «Цыганский романсеро»)), страница 9 Филология (49756): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Контекстуальная синонимия в поэтическом тексте (на материале цветообозначений в поэтическом сборнике Ф. Гарсиа Лорки «Цыганский романсеро2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Контекстуальная синонимия в поэтическом тексте (на материале цветообозначений в поэтическом сборнике Ф. Гарсиа Лорки «Цыганский романсеро»)". PDF-файл из архива "Контекстуальная синонимия в поэтическом тексте (на материале цветообозначений в поэтическом сборнике Ф. Гарсиа Лорки «Цыганский романсеро»)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 9 страницы из PDF

«благовещение»).В этом цикле выделяется «Романс о черной тоске» (№7), в названиикоторого используется гипероним цвета. Использование цвета в «сильной»позиции (в названии текста) выделяет его в контексте названий другихромансов сборника. «Важнейшие элементы содержания занимают в текстеместа, где они будут особенно привлекать внимание читателя» [Арнольд 2014:223].Названиеможно«уподобитьименисобственному:оноиндивидуализирует тот текст, которому принадлежит, выделяет его в рядудругих текстов» [Арнольд 2014: 225]. Сам автор считал «Романс о чернойтоске» центральным в сборнике: «Я прочту… «Тоску Соледад Монтойи»,2Здесь и далее номера в скобках указывают порядковый номер романса в сборнике (№№1-18).42которую я считаю самым характерным для «Романсеро» стихотворением»[Гарсиа Лорка 1971б: 249].

Кроме этого примера, Лорка еще только разиспользует гипероним цвета – в названии стихотворения «Четыре желтыебаллады” из сборника «Первые песни» (1922 г.).Другая композиционная особенность «Романсеро» ‒ обособленность«Трех исторических романсов» (своеобразного приложения сборника), напервый взгляд не связанных с тематикой основного текста «Романсеро».Особое положение этих романсов привлекает к ним внимание читателя иявляется способом скрытого выражения авторской позиции. «Три историческихроманса» позволяют переосмыслить основное содержание сборника в светеветхозаветных и новозаветных событий. Кроме того, эти романсы позволяютобозначить основные темы сборника: тему преследования и страданийневинных, тему одиночества и тему трагической любви.Кроме того, в «сильной позиции» (в последнем стихе последнегороманса, т.

е. в конце всего сборника) Лорка упоминает ветхозаветного царяДавида, автора Псалтыри:David con unas tijeras cortóДавид ножницами обрезалlas cuerdas del arpa.струны арфы.Эти строки свидетельствуют о том, что поэт уподобляет себя древнемупсалмопевцу.Псалом–древнегреческийпереводсдревнееврейского«хвалебная песнь» буквально означает «бряцанье по струнам [арфы]» (греч.)[Аверинцев 2005: 110]. Авторство приписывается Давиду, иудейскому царюпсалмопевцу с чертами «первозданной, стихийной, ничем не сдерживаемоймощи», мощи дочеловеческой, «словно явление природы» [Аверинцев 2005:109].

«Псалтирь» по-гречески обозначает название музыкального инструмента,похожего на арфу. Отсюда «традиционная христианская ассоциация образаарфы с царем Давидом» [Аверинцев 2005: 111]. По-древнееврейски псалмыозначают «хваления», а сборник (псалтырь) означает «Книга хвалений».

Так,«Романсеро» ‒ это не только сплав архаических форм и образов народнойпоэзии канте хондо с позднейшей лирической формой романса, но и попытка43включения системы образов другого вида древней поэзии ‒ древнееврейскихпсалмов.Возможно, в этих строках присутствует и аллюзия на строки Платона издиалога «Федон» (86a): «…В настроенной лире гармония – это нечтоневидимое, бестелесное, прекрасное и божественное, а сама лира и струны –тела, то есть нечто телесное, сложное, земное и сродное смертному.Представьте себе теперь, что лиру разбили или же порезали и порвали струны,… кто-нибудь будет упорно доказывать, что гармония не разрушилась идолжна по-прежнему существовать» [Платон 2013: 386]§1.7.

Парадигматический контекст. Для всех художественных текстовхарактерно преобразование линейной организации в пространственную.Поэтомуразличаютлинейные(синтагматические)инелинейные(парадигматические) контексты [Ревзина 2008: 200], которые связаны сгоризонтальной и вертикальной структурой текста.Текстгоризонтальная структураТекствертикальная структураС этими структурами текста связана проблема повторов (один изосновных приемов связности текста). На фоническом уровне повторы ввертикальном контексте являются основой аллитерации и позволяют говорить озвуковом сюжете [Ревзина 2008: 200].

Например, повтор согласных звуковслова “verde” (зеленый) на протяжении «Сомнамбулического романса». Налексическом уровне дистанционные повторы позволяют выделить ключевыеслова. На синтаксическом уровне повторы могут служить для структурнокомпозиционной организации произведения.44Наиболеераспространенныйспособизученияпарадигматическихконтекстов – построение текстовых цепочек, всех контекстов исследуемогослова, выстроенных последовательно.

Затем выделяются проспективные иретроспективные текстовые связи и анализируется текстовая информация,накопленная о слове. Организация синтагматических и парадигматическихконтекстов в художественном тексте «связана с его художественной структуройи имеет эстетическую ценность» [Ревзина 2008: 200].Художественный (поэтический) текст может быть написан прозой, аможет – стихами. С точки зрения формы Б. В. Томашевский определяет дваосновных отличия стихотворного текста от прозаического: 1) стихотворнаяречь дробится на сопоставимые между собой единицы (стихи), а проза естьсплошная речь; 2) стихотворный текст обладает внутренней мерой (метром), апроза ею не обладает [Томашевский 1996: 102-104]. Иными словами,стихотворная речь – это ритмически организованное слово.Для текстов, написанных стихами, особое значение имеют контексты,связанные «со стихотворной формой речи (инициальная, рифменная позицияи т.

д.), а также контексты, позволяющие выявить семантизацию первичнонесемантизированных языковых уровней (фонетика, графика, пунктуация)»[Ревзина 2008: 200].Сравнивая язык художественной прозы и стихов, У. Эко отмечает, что встихах«огромноемногозначность;значениет. е.имеетзвучаниесловсодержание стихотворенияиихопределяетсянарочитаянаборомсоставляющих его слов». «Прозаическим текстом управляет латинское правило“rem tene, verba sequentur” (держись сути дела, а слова придут сами), тогда какдля текста поэтического пословицу следует перевернуть: “Держись слов, а сутьпридет”» [Эко 2013: 26-27].Многие тексты суггестивного плана часто строятся с учетом не толькосемантического, но и фонетического воздействия (например, заговоры –короткие «устно-поэтические» произведения).

Подобные тексты построены так,чтобывызватьдиссоциациюсознания.45Особуюрольдлявнушения(суггестивности) играет ритмичность речи. Последовательное чередованиеинтонации – повышение и понижение ее – (при чтении вслух) позволяет ввестислушающего в легкий транс [Белянин 2011: 367-369]. В стихах выполняютсявсе эти условия. Ярким примером такого текста является «Сомнамбулическийроманс», в котором стих “verde que te quiero verde” (букв. «зленый люблю тебязеленый») повторяется 5 раз, а лексема “verde” (зеленый) – 24.

Этот примеактивно использовался в искусстве ораторской речи: вывод – что «Карфагендолжен быть разрушен» повторяется, как припев [Жирмунский 1977: 435].Слово,становясьчастьюпоэтическойречи(художественногопроизведения), обретает особую информативность [Лотман 2010: 10], темболее это справедливо в отношении стихотворного текста. Это связано свертикальнымхарактеромвзаимодействияпоэтическихзнаковвстихотворении. Из-за близкого расположения слов, сжатости и емкостипоэтического текста смысл каждого слова «ориентируется» на соседнее[Тынянов 1924: 76, 121]. Так, говоря о поэзии «канте хондо», Лорка отмечает:«С удивлением и восторгом наблюдаешь, как безвестный народный поэтухитряется сосредоточить в трех-четырех стихах потрясающе сложнуюсовокупностьсамыхвысокихпереживаний.Виныхчетверостишияхлирическое напряжение достигает накала, доступного только немногимвеличайшим поэтам» [Гарсиа Лорка 1971г: 62].

Восхищаясь Рубеном Дарио,Лорка отмечал: «Одним прилагательным он создавал шум леса» [Гарсиа Лорка1971л: 222].Г. В. Степанов отмечал сжатый способ передачи информации какнаиболее характерный для Лорки: «Наиболее характерный художественныйприем Лорки ‒ это смысловая компрессия, приводящая к «чудовищномууплотнению реальности»…, что можно считать общим свойством всякойподлинной поэзии» [Степанов 1979: 29]. Как показывают наши наблюдения, втексте «Романсеро» такое сжатие информации достигается, в том числе, за счетактивного использования ЦО, несущих большое количество имплицитнойинформации. Кроме частого обращения к цветовой синекдохе, Лорка46использует цвет для передачи причинно-следственных отношений (см.

гл. 2),которые представляют «наиболее яркий пример импликационных связей»[Зеликов 2005: 40].Стихотворный контекст не снимает многозначность слова, свойственнуюхудожественному тексту вообще, а развивает ее даже в большей степени, чемтекст прозаический. Это связано, прежде всего, со структурой стихотворноготекста. Упорядоченная стихотворная структура приводит к смысловымконтактам между всеми словами, даже весьма удаленными друг от друга.Таким образом, активизируются связи слов, невозможные в прозаической речи[Гальперин 1974: 96].

Другая причина кроется в том, что если проза (поМ. М. Бахтину) «принципиально диалогична», то поэзия – «монологична»[Пьеге-Гро 2015: 65]. Монологичность усиливает и субъективное начало«текста-письма», ускоряя превращение читателя из «потребителя текста», в его«производителя» (в терминах Р. Барта) [Барт 1994а: 12], т. е. возвращается кдиалогу.Этотпроцесспорождает«принципиальнонеограниченное»количество толкований.§1.8. Внутренний контекст.

Текст как целое самодостаточен и потомуделает возможной интерпретацию скрытых в нем образов (внутреннеекодирование текста). Являясь свидетелем своего времени, текст способенпролить свет на многие неизвестные факты своей эпохи. Текст можетиспользоваться и для анализа его фрагментов. В этом случае текст самстановится контекстом для исследуемых единиц, его составляющих (частейслов, слов, словосочетаний, высказываний).В теории информации понятие контекста пересекается с понятиямивнешнего и внутреннего кодирования (см. использование этих терминовМ. Пастуро [Пастуро 2012: 121-123]). Внешнее кодирование понимается каксоциальный,исторический,религиозный,культурныйкод,т.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
426
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее