Диссертация (Статус события в пространстве масс-медиа)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Статус события в пространстве масс-медиа". PDF-файл из архива "Статус события в пространстве масс-медиа", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Санкт-Петербургский Государственный университетИнститут философииКафедра социальной философиина правах рукописиСкрипченко Дмитрий ВалерьевичСтатус события в пространстве масс-медиаСпециальность: 09.00.11 Социальная философияДиссертация на соискание ученой степеникандидата философских наукНаучный руководитель кандидат философских наукСЕКАЦКИЙ А. К.Санкт-Петербург - 2016План диссертационного исследования:Введение………………………………………………………..3Глава 1. У истоков информации…………………………..131.1. Первые газеты и изобретение информативности в Новоевремя…………………………………………………………………………131.2. Мир-экономика как условие новой событийности……..281.3.Рождениечетвертойвласти.ПримерСССР………………………………………….………………………………44Глава 2.
Онтология медиа пространства………………….572.1.Пространствамасс-медиавконтекстемодернаипостмодерна………………………………………………………………….572.2. Самореференция как событие в медиа пространстве…..672.3. Пространство Интернета………………………………….81Глава 3. Медиа-событие в условиях гипперсимуляции….953.1. Событие vs медиа событие………………………………...953.2. Медиа-событие как травма……………………………….1113.3. Медиа-трикстер как событийный провокатор………….127Заключение…………………………………………………….138Список литературы…………………………………………..1432ВведениеАктуальность темы исследования. Высокая потребность визучении и рефлексии медиасреды возникла в XX веке и была связана сповсеместным ее проникновением в повседневность. Начало XX века – времяневиданной урбанизации и становления массовых обществ. И уже первыеисследования в этой области констатировали факт огромного влияния массмедиа на общество.
Неслучайно именно в это время к понятию «медиа»добавляется приставка «масс». Со временем необходимость осмысления состороны различных гуманитарных дисциплин роли масс-медиа в современномобществе и их формирующего воздействия на социальную реальность тольковозрастала.Способ проявления, трансляции, самовыражения медиа – этознаки, заполнившие коммуникативное пространство.
Современная эпохаперенасыщена этимизнаками, не обладающиминикаким значением,подлинностью, то есть, по сути являющимися пустыми, и, следовательно, немогущими быть ценными и значимыми. Произошло вступление в эрусимуляции (Ж. Бодрийяр). Но именно эти знаки и образы перетягивают насебя внимание зрителя, оставляя в стороне или оттеняя то поле, в котором онисуществуют – поле медиа. Одни эти знаки производят, рекламируют, продают,другие их, соответственно, – покупают и потребляют, происходит обмениллюзорными сущностями.
В этой связи говорить о ценности знакабессмысленно, как бессмысленно говорить о небытии. Сегодня все средствамасс-медиа инкорпорированы в электронное пространство, сами журналистызачастую узнают о новостях не с места событий, а через информационныеагентства. Медиа сегодня – это структурирующее и определяющее знаков,визуальных образов и того, что называют виртуальной реальностью.3В настоящее время, с появлением новых цифровых медиа,связанных с компьютерными и интернет-технологиями, на глазах происходиттрансформация коммуникативных процессов. В пространстве масс-медиастремительно появляются совершенно новые феномены, новые правилаповедения и обитания, возникает новый язык коммуникации.
Кризисметафизики, популярная доступность постмодерна, иконический поворот – всеэто означает также новые вызовы и новые проблемы современного человека.Подобно тому, как современные крупные издания масс-медиа стремятсяподходить к работе с точки зрения конвергенции, совмещая традиционныемедиа с новыми, превращая их в мультимедийные издания, так и современныйисследователь масс-медиа не должен останавливаться лишь только накомментировании новейших явлений в этой области. Именно поэтому для насбыло важным обратиться к истории вопроса и посмотреть на первые массмедиа,каковымиявлялисьпервыерукописныеипечатныегазеты.Необходимо было выявить интермедиальные ростки первых информационныхполейипроследитьпрорастаниеипревращениеихвбудущиесамодостаточные медиаконстанты.Мы наблюдаем сегодня, что в эпоху отсутствия идеологий имакронарративов, человечество по-прежнему подвержено огромному влияниюмасс-медиа, выражаемому в новых формах.
Такие феномены как «пропаганда»или «информационная война», актуальные для XX века, сегодня продолжаютфункционировать в более мягких, закамуфлированных под потребностиопределенных сегментов целевой аудитории и в интересных для потребителяипостасях. И здесь на первый план выходит событие.
Именно событийноенаполнение медиа-пространства, препарирование и выбор нужного ракурсасобытия выстраивает картину и повестку дня, освещаемую масс-медиа.Происходящиесобытиясталиобщественнозначимыдлячитающей публики Нового времени, когда появились первые газеты и4возниклапотребностьвинформации.Событияостаютсяобъектомпристального внимания современника, включенного в медиасреду и неимеющего возможности из нее выйти.
Рассмотрение медиа-события позволяетне только сделать контент-анализ, но и увидеть объемный комплекс проблем,в том числе болезни и травмы современного человека и общества. В этомконтексте задача социального философа, который через событие смотрит набытие, понимать медиасреду, а не только ее объяснять.Степеньизученности:условиясоциальныхизменений,произошедших в Новое время и приведших к появлению печатной прессы,прослеживаются в трудах М. М.
Баткина, Ф. Броделя, С. Гандла, М.Маклюэна, М. Фуко, Р. Фукса, У. Эко. Огромный вклад в исследованиеистории развития печатного дела и первых периодических изданий в Европевнесла коллективная монография отечественных авторов «Вести-Куранты».Исследование вопроса теории медиа и их развертываемости всоциальном пространстве получило широкое распространение в зарубежнойлитературе с первой трети XX века, начиная, по крайней мере, с изучениямассовых обществ и влияниях на них т.
н. старых медиа – радио, печатнойпрессы и кинематографа. Позже в теории медиа появляются целые школы инаправления, среди которых в нашем исследовании выделяются представителифеноменологического, марксистского и постмодернистского направлений.Одним из первых исследователей области медиатеории является Г.Лассуэлл,исследовавшийвлияниепропагандыначеловека.Позжеразвернутый подход к проблеме масс-медиа к середине 1940-х гг. выработалакритическая теория Франкфуртской школы, к которой примыкали Т.
Адорно,М. Хоркхаймер, В. Беньямин, Г. Маркузе, Э. Фромм. Важно, что это былнеомарксисткий подход, однако, сочетавший в себе широкий спектр проблеммедиа-исследований. Так, Франкфуртская школа затрагивала проблемулегитимности медиа в целом, изучала степень вовлеченности массового5человека в медийную систему, фиксируя его зависимое положение,интересовалась эстетическими свойствами новых произведений искусства.Широкое развитие теоретических и позитивистских исследованийпо данной теме происходит со 2-ой половины XX века в виду интенсивногонаступления,техническогоразвитияимассовойдоступностиинформационных аудио-визуальных технологий. Внедрение масс-медиа вповседневностьпозволилоМ.Маклюэнузафиксироватьположение,гласившее, что средство передачи сообщения и есть само сообщение. Этоположение говорит о том, что масс-медиа есть не просто некая внешняяструктура, но взаимосвязанная система, вне которой индивиду существоватьневозможно, равно как медиа без людей не существует.
В такой системе«медиа воспринимают нами»1, т.е., мы включены в транслирующую итворящую медиасреду, человек человеку есть медиа.Изучениепроблемысамореферентной(автореферентной)структуры масс-медиа, в их связанности с коммуникацией, является ведущейтемой исследований Н. Лумана. В своих работах Луман находит практическуюразверстку концепции аутопоэзиса, предложенную У. Матураной и Ф.Варелой.Автореференциямасс-медиапроявляетсявспецифическивыраженном пространстве масс-медиа и Интернета, природу которого важнопоказать на примерах таких авторов как В.
Беньямин, Е. А. Иваненко, М. А.Корецкая, Б. Латур, Е. В. Савенкова, А. К. Секацкий, В. Флюсер.Вместе с этим, в XX веке в философский контекст вводитсяпроблема события и событийности. Событие в истории философии глубокоосмыслялось у М. Хайдеггера, впервые употребившего это понятие, а также уА. Бадью, М. М. Бахтина, Ф. Гваттари, А. А Грякалова, Ж. Делеза, Ж.-Л.Нанси, В. А. Подороги, А. Уайтхеда, Т. В. Щитцовой. Отмечая место события1Савчук В. В.
Медиафилософия. Приступ реальности. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Издво РХГА, 2014. С. 376в историко-философском контексте и определяя его специфические черты,нас, тем не менее, интересует применимость события в медиасреде. Мыобозначаем его как медиасобытие.Исследуя такуюонтологическую категорию как травма, мыобращаемся к ее событийному проявлению через войну и терроризм и ихотражению в медиасреде. В обоих случаях идеология террора служитнеотъемлемым наполнением и стигматом для медийного дискурса. Здесьпринципиально важными оказываются труды Ж. Бодрийяра, Н. А.