Диссертация (Концепты цвета в картине мира английского сленга), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Концепты цвета в картине мира английского сленга". PDF-файл из архива "Концепты цвета в картине мира английского сленга", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Прохорова: «Концепт – сложившаяся совокупность правил и оценокорганизации элементов хаоса картины бытия, детерминированная особенностямидеятельностипредставителейданноголингвокультурногосообщества,закрепленная в их национальной картине мира и транслируемая средствами языкав их общении» [Прохоров 2008: 159].Для обозначения ментальных структур существует несколько терминов, ноименно термин«концепт» оказался наиболее жизнеспособным и частоупотребляемым [Воркачев 2003: 5]. Термин «понятие» является калькой слатинского conceptus. В английском языке наряду со словом concept используется38notion.
В отечественной лингвистике является общепринятым разделять концепт ипонятие. Так, концепт возникает в результате когниции – обыденного познаниячеловеком окружающего мира, и может отражать самые различные признакиобъекта, включая его ассоциативную область. Понятие, в свою очередь, возникаетна основе выделения и осмысления только существенных характеристикпредметов или явлений. Понятие, в результате постепенного отвлечения отвторостепенных признаков предметов и явлений, обладает более стройной,логической структурой.
Концепт тоже может определяться как понятие, но какпонятие наивное, повседневное, обыденное. [Кобозева 2000: 48]. Архитектоникаконцепта как структурно-смыслового образования сложнее архитектоникипонятия [Карасик 1996: 3]. Концепт является более абстрактной и объемнойединицей, чем понятие, и может включать как объективные, так и ошибочныепредставленияомире.Именноконцепт,анепонятие,соответствуетпредставлению о значениях и образах, на которые человек опирается и которымиоперирует в процессе мышления. Еще одной особенностью концепта являетсянеизолированность, связанность с другими концептами, то есть способностьконцептов образовывать концептуальные системы. Концепт – условная единица,связывающая мышление и речь, он нематериален, и его материализацияосуществляется посредством слова, вербализации [Нерознак 1998: 80-85,Степанов 2007: 43].
Ю.С. Степанов отмечает, что к структуре концепта, с однойстороны, принадлежит все, что принадлежит строению понятия, но с другойстороны, в его структуру входит все то, что и делает его «фактом культуры:исходная форма (этимология), сжатая до основных признаков содержанияистория; современные ассоциации; оценки» [Степанов 2007: 43].Опираясь на многочисленные определения концепта, А.П. Бабушкинвыделяет его основные свойства:1) концепт – это отражение ментального мира;2) концепты – это идеальные образы;3) концепт должен обозначаться словом [Бабушкин 1998: 52-57].39Несмотря на существование большого числа определений понятияконцепта, исследователи сходятся во мнении, что концепт – условная ментальнаяструктура. Сложность понятия концепта заключается в наличии двустороннейсвязи между языком и сознанием.
Категория сознания реализуется в языке иодновременно детерминируется языком [Вардзелашвили 2004: 39]. Большинствоученых сходятся также на том, что концепт представляет собой идеальный образ[Иванова 2006, Силинская 2008]. В.П. Нерознак придерживается, как и А.П.Бабушкин, точки зрения, что слово – номинатор, который вербализует концепт, иматериализация концепта осуществляется только посредством слова [Нерознак1998: 80-85].Тем не менее, многие ученые, например, З.Д. Попова и И.А.Стернин, отмечают, что концепт не обязательно имеет словесное выражение, аможет существовать и в альтернативных знаковых системах, как жесты, мимика,музыка, живопись и так далее [Попова, Стернин 2001: 88-89]. В языке концептымогут репрезентироваться в виде готовых лексем и фразеосочетаний из составалексико-фразеологическойсистемыязыка;свободныхсловосочетаний;структурных и позиционных схемам предложений, несущих типовые пропозиции(синтаксические концепты); текстов и совокупностей текстов.
Таким образом,концепт, по З.Д. Поповой и И.А. Стеринину, не обязаткльно связывается с однимсловом [Попова, Стернин 2002: 27].Свойства концепта рассматриваются не только в отечественной, но и взарубежной лингвистике. Хотя концепт и понятие в зарубежной лингвистике неразграничиваются, «лексический концепт» похож на концепт в пониманииотечественных лингвистов. В. Эванс выделяет основные свойства «лексическогоконцепта»:1. Лексический концепт обладает определенной формой, закрепленной вязыке.
Таким образом, каждый язык состоит и специфических для неголексических концептов.2. Концепт может быть выражен рядом форм.403. Следовательно, какие-то формы могут также ассоциироваться снесколькими концептами (явление полисемии). Значит, форма не являетсяспецифической для концепта.4. Для любого концепта можно определить основные свойства ипредположить, с какими единицами он ассоциируется в языке (за основу беретсятеория прототипов) [Evans 2006: 501-503].Также понимание концепта отечественной лингвистической школойсовпадает с пониманием концепта у А. Вежбицкой: концепт – это частицакультурного опыта в языковом сознании. А.
Вежбицкая выделяет ключевые слова(слова, являющиеся важными для понимания специфики концепта в том или иномязыке) и вводит термины концепт-минимум и концепт-максимум. Под концептомминимумом понимается неполное владение смыслом слова, присущее рядовомуносителю языка. Для него соответствующая реалия является известной, нопериферийной для жизненной практики. В то время как концепт-максимум – этополное владение смыслом слова, свойственное рядовому носителю языка[Вежбицкая 1999: 398-401].В данной работе будет рассматриваться концепт как «ментальное(идеальное) образование, реконструируемое на основе анализа содержательнойстороны языка: семантического пространства, формируемого группой языковыхзнаков» [Иванова 2006: 43].1.3.2.
Классификации концептов и их строение.Существует множество классификаций концептов в зависимости от целейисследователя и взгляда на понятие концепта. Приведем лишь несколькопримеров классификаций: по содержанию концепта, по степени отраженности вконцепте национального характера, по объему концепта и по структуре концепта.М.В. Пименова в своей классификации характеризует содержание концепта,выделяя следующие виды концептов:1) образы (Русь, мать);412) идеи (социализм, коммунизм);3) символы (лебедь);4) концепты культуры:а)универсальныекатегориикультуры(время,пространство,изменение, причина, количество, качество);б) социально-культурные категории (свобода, справедливость, труд,богатство);в) категории национальной культуры (для русских – воля, доля, душа,дух);г) этические категории (добро, зло, долг, правда);д) мифологические категории (бог, ангел-хранитель, духи, домовой)[Пименова 2004: 8-10].С.Г.
Воркачев классифицирует концепты по степени отраженности в нихнационального характера, выделяя следующие виды:1) универсальные концепты (родина, дом);2) национальные (присущие только одному народу) [Воркачев 2007: 44].Н.Ю. Шведова делит концепты на основные (или базовые) и малые (илинебазовые). Малые концепты выполняют роль конкретизаторов основныхконцептов.
Они связаны с основным концептом единым понятием и дополняютэто понятие существенными элементами, которые, будучи представленными вопределенной совокупности, позволяют вывести расширенное определениеконцепта [Шведова 2006: 508].Далее рассмотрим одну из классификаций по структуре концепта,обратившись предварительно к вопросу его строения. С точки зренияН.Н. Болдырева, у концепта нет четко оформленной структуры; объем концептаможет увеличиваться за счет новых концептуальных характеристик [Болдырев2002: 29-38]. Концепт имеет «слоистое» строение, его слои – пласты разных эпох,которые возникают и «оседают» в структуре концепта, отображая время, вкоторое он зародился [Степанов 1997: 21].
Структуру концепта также можноописать с помощью понятий «ядро» и «периферия». К ядру будут относиться слои42с наиболее яркими образами, то есть прототипические слои с наибольшейчувственно-наглядной конкретностью, а к периферии – слои с более абстрактнымсемантическим значением [Попова, Стернин 2001: 60-64; Попова, Стернин 2002:33]. Периферийная зона возникает в результате наслоенияна ядро концептаразличных эмоций и ассоциаций носителей лингвокультуры, за счѐт чегоактуализируются дополнительные признаки концепта [Передриенко 2006: 14-15].Можно сказать, что структура концепта – это точка пересечения разных типовкартин мира (идеалистической, материалистической, научной и других). Взависимости от ситуации актуализируются разные типы знаний, то есть ядро ипериферия концепта могут меняться местами в зависимости от их значимости дляиндивида или группы в конкретный момент времени [Прохоров 2008: 142].В качестве примера классификации по структуре концепта, приведемклассификацию З.Д.
Поповой и И.А. Стернина, которые выделяют три типамоделей концептов:1)одноуровневый – включает только чувственное ядро (желтый,соленый, тарелка). Такие концепты существуют в сознании, например, ребенка. Всознании большинства людей концепты сложнее;2)многоуровневый–включаетнесколькокогнитивныхслоев,различающихся по уровню абстракции. Например, для концепта грамотныйбазовый слой – пишущий человек. Но существует еще целый ряд слоев, кромебазового;3)сегментный–этобазовыйслой,окруженныйнесколькимисегментами, равноправными по степени абстракции. Например, концепттолерантность: чувственно-образное ядро – спокойный, вежливый, сдержанныйчеловек.Базовый слойвключаеткогнитивные признаки–терпимость,сдержанность.
Сегменты: толерантность политическая, научная, педагогическая,религиозная [Стернин 2001:59-60].Концепт нельзя воспринимать как нечто изолированное, он – часть опыта,полученного эмпирическим путем. Структура концепта строится на его тесныхсвязях с другими концептами. Это видно на примере, с которым сталкиваются43последователи теории прототипов: когда концепты «сконструированы» близкодруг от друга и их признаки пересекаются, возникают ошибки, такие как кит –рыба (ошибка возникает из-за неправильной теории о том, что такое кит, накоторую накладывается теория о том, что такое рыба) [Lawrence, Margolis 1999:55-63].В рамках настоящего исследования будут использованы, вслед заЗ.Д.
Поповой, И.А. Стерниным, Ю.Е. Прохоровым, понятия ядра и периферииконцепта для рассмотрения его структуры [Попова, Стернин 2001, Попова,Стернин 2002, Прохоров 2008]. Концепты цвета по классификации З.Д. Поповой иИ.А. Стернина отнесены к одноуровневым концептам, однако для концептовцвета в сленге это неверно. Цвета в сленге обрастают большим количествомассоциативных связей, и предполагается, что можно говорить о многоуровневыхконцептах цвета.1.3.3. Подходы к изучению концепта в лингвистике.В лингвистике исследование концепта осуществляется в рамках двухосновных направлений: когнитивного и лингвокультурологического, причемподходы не являются взаимоисключающими. В центре внимания представителейкогнитивного направления (таких, как Ю.Д. Апресян, А.П.