Диссертация (Концепты цвета в картине мира английского сленга), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Концепты цвета в картине мира английского сленга". PDF-файл из архива "Концепты цвета в картине мира английского сленга", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
С точки зрения исследователя, невозможно описатьобъективный цвет предмета, так как неизбежно его субъективное преломление винтеллекте. Языки мира строятся с учетом специфических социальных установоки традиций данной культуры. Таким образом, природа цвета так или иначе имеетотношение к этнолингвистике [Серов 1990: 16-29]. Более того, сами названияцветов способны влиять на нашу способность видеть предметы [там же: 89-90].Таким образом, значительная часть работ по лингвистике (и частично впсихологии, которая в этом аспекте оказывается тесно связанной с лингвистикой)посвящена проблеме выделения наименований «основных» цветов.
Кроме того,наименования цвета в лингвистике рассматриваются с точки зрения когнитивнойлингвистики,психо-иэтнопсихолингвистики,историческогоисопоставительного языкознания. Работы, в которых изучаются наименованияцвета в этих областях, затрагивают значимые для проведения данногоисследования темы, такие как модели возникновения наименований цвета,ассоциации, связанные с наименованиями цвета, и другие.Кроме как в работе Н.В. Беловой, где рассматривается словообразованиеприлагательных цвета в русском языке и в этой связи упоминается сленговаяединица «фиолетово» [Белова 2007: 266-280], цветообозначения в сниженныхпластах лексики не исследовались.1.5.
Цвет в истории, культуре и психологии.Интерпретация наименований цветов в той или иной лингвокультуре тесносвязана с изменением восприятия, интерпретации и символики цветов на60протяжении истории. Рассмотрим ассоциации, которые вызывают основныеполихромные цвета спектра и ахромные цвета. Для этого необходимо исследоватьэтимологию лексем цвета, т.к. она свидетельствует о самых древних, исконныхассоциациях с цветами, и рассмотреть роль цветов в религии и их символику вразличных сферах жизни (в искусстве, политике, моде и других) в разныеисторические эпохи, потому что современное восприятие человеком цвета и егосимволикиивызываемыецветомассоциациимогутбытьсвязанынепосредственно с тем, как исторически сложился «взгляд» на тот или иной цвети его значение.
Также привлекаются данные психологических исследованийцвета, т.к. свойства цветов и характеристики людей, испытывающих тягу к томуили иному цвету, могут оказывать влияние на место, занимаемое цветом всознании и, как следствие, в культуре. Стоит отметить, что речь пойдет только онормативных культурных ассоциациях: данных о субкультуре нет.Сленг, особенно в американском варианте, испытывает влияние разныхэтнических групп, соответственно, – разных культур.
Кроме того, в современноммире взаимодействие различных культур проходит весьма интенсивно. Поэтому вряде случаев представляется необходимым уделить внимание также символике изнеанглоязычных культур.1.5.1. Полихромные цвета.1.5.1.1. Символика красного цвета.Слово red происходит от древнеанглийского rēad. Оно в свою очередьпроизошло от протогерманского rauthaz и протоиндоевропейского корня reudh-.На санскрите слово rudhira значит «красный» и «кровь». В английском языкеслово red ассоциируется с кровью, определенными цветами (например, розами),спелыми фруктами и ягодами (яблоками, вишней), огнем, солнцем и небом вовремя заката. Слово ruddy – румяный – является родственным к red,Соответственно, появляется ассоциация со здоровьем и молодостью.
После61подъема социализма в середине XIX века, красный используется как символреволюционных движений [Douma 2008: 58].В древние времена красный цвет играл в жизни народов очень важную роль.Например, перед охотой мужчины красились в красный цвет для придания своемудуху энергии, активности и бесстрашия. Тела умерших посыпали красной охрой(это считалось символом воскрешения из мертвых). В Древнем Египте краснойили красно-коричневой краской изображали богов и мужчин.
Кроме того, издавнасчиталось, что красный способен исцелять: пациента накрывали красной тканью,обставляли комнату мебелью с элементами красного, давали еду красного цвета.Шерстянаяниткакрасногоцвета,обвязаннаявокругушиба,издавнаиспользовалась для снятия боли и скорейшего выздоравливания. Лечебноесвойство приписывалось красному в различных культурах: его применяли прилечении и в Англии, и в России, и в Македонии, и в Японии, и во многих другихстранах. Благодаря значительной проникающей способности в кожу, красныйцвет действительно болеутоляюще воздействует на нервную систему [Серов 2002:34-35, Birren 2013: 35-36].Красный цвет занимает важное место в религии.
В христианской ииудейской традиции красный ассоциируется с грехом, убийством, виной. Отсюдавыражения to have blood on one's hands и to be caught red-handed [Oxford EnglishDictionary 2011]. Красный украшает стены иудейских храмов и одеждыпервосвященников; символизируетлюбовьижертвенность.Дни святыхтрадиционно пишутся красным цветом. В православии красный вслед за белымпродолжает пасхальное богослужение, символизируя любовь Бога к людям.
Какцвет-символ крови он используется также в красных или багряных одеждах,надеваемых для служб в честь мучеников. В католичестве красный цветсимволизирует не только дни мучеников, но и собственно Троицу. Красный –цвет кардиналов как слуг Папы. Означает рвение в вере, силу и достоинство. Вбиблейской традиции красный – символ юга [Серов 2002: 34, Birren 1988: 42].В римской мифологии красный как цвет крови связан с богом войныМарсом [Feisner 2006: 127]. Обычно красный цвет в различных культурах62ассоциируется с мужским активным началом, с кровью, с огнем [Серов 2002: 34,Birren 2013: 172].Адам означает «красный человек». В России исходное значение «красный» –«красивый» (Красная площадь, красная строка) [Heller 2000: 45]. Считалось, чтоименно одежда красного цвета способна украсить.
В Европе красный цветодежды соответствовал действию, горению, страстности, желанию и воле кпобеде. Во французской культуре сочетание красного с черным символизируетсмерть любви. Красный ассоциируется с сексуальным возбуждением, страстью[Серов 2002: 34].Красный фригийский колпак французских коммунаров служил символомборьбы за свободу.
Он связан с социологическим значением «красный»:политически крайне левый – это ярый приверженец потрясений и революций.При воздействии на человека красного цвета у него возрастает скоростьдвижений, так как время в красном цвете переоценивается. Может быть, поэтомукрасные стены кафе и бистро располагают людей к более быстрой еде.
Красныйцвет способен улучшить динамичность жизни и даже может сделать человекаболее предприимчивым. Красный цвет предпочитают молодые. Если до 20 лет ончасто ставится на первое место, к 30 годам – несколько реже, то к 60-ти красныйуже стоит где-то в середине цветового ряда предпочтений [Серов 2002: 35-36].В политике красный традиционно используется коммунистами, а зачастуюи социалистами. Кроме того, красный в сочетании с чѐрным ассоциируется снацизмом. Красный цвет как сигнальный является признаком опасности, запретадействия, движения (в светофоре).
Красный Крест – символ медицины. Красныйфонарь – условный знак в кварталах домов терпимости [Heller 2000: 44-54].Любопытно, что красный цвет – символ радости и жизни у очень многихнародов, однако у американцев, по мнению Е.А. Власовой, красный как символрадости никогда не встречается (притом, что широко встречается у англичан)[Власова 2008: 21].631.5.1.2. Символика оранжевого цвета.Оранжевый цвет был назван в английском языке orange в честь апельсина –эталона оранжевого цвета. До того, как слово orange пришло в английский язык (акак наименование цвета оно было впервые зафиксировано только в 1512 году),цвет назывался ġeolurēad, в переводе – «желто-красный» [Paterson 2003: 208].В православии оранжевый цвет одеяний наряду с желтым (золотым) цветомолицетворяет славу, величие и достоинство.
Оттенки оранжевого присвоенывоскресным дням как дням Господа – «Царя Славы» [Серов 2002: 36]. Оранжевыйцвет – символ Оранжевого ордена, протестантского братства, базирующегося вСеверной Ирландии и Шотландии. [Heller 2000: 149-158].Оранжевый цвет часто ассоциируется с удовольствием, роскошью,радостью и пламенем; создает ощущение благополучия и веселья [Серов 2002: 3637].Вбританскойиамериканскойкультуре,наоснованиианализахудожественных текстов, выявлены ассоциации с опасностью и с красотой[Власова 2008: 21].По данным психологии цвета, любовь человека к оранжевому цвету говорито его стремлении к переживаниям и к высокому уровню активности из-занеудовлетворенной жажды приключений [Серов 2002: 37-38].1.5.1.3.
Символика желтого цвета.Слово yellow произошло отдревнеанглийского geolu или geolwe,означающих «желтый» или «желтоватый», произошедшего в свою очередь отпротогерманского gelwaz. Считается, что слова yell – «кричать» и yellow –«желтый» происходят от одного индоевропейского корня ghel, имевшего двазначения: «кричать» и «яркий». Впервые слово yellow было зафиксировано в 700году[OxfordEnglishDictionary2011,OnlineEtymologyhttp://www.etymonline.com/index.php?search=yellow&searchmode=none].Dictionary64Обычно желтый цвет ассоциируется с золотом, солнечным светом,мудростью, рассудительностью, оптимизмом и удовольствием, но также и сзавистью, ревностью и предательством. Иногда жѐлтый цвет символизируетсчастье и покой.