Диссертация (Концептуализация понятия женской красоты в культурологическом дискурсе), страница 24
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Концептуализация понятия женской красоты в культурологическом дискурсе". PDF-файл из архива "Концептуализация понятия женской красоты в культурологическом дискурсе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 24 страницы из PDF
Впространстве Instagram, пользователи-актеры также принимают решение либозакрывать свой аккаунт и контролировать зрительский состав, либо делать своюстраницу открытой, зрителем которой может стать любой желающий, здесь ужеигра будет для любого пользователя социальной сети.«Не понимаю мамочек, которые выкладывают фотографии своихдвухнедельных детей на всеобщее обозрение.
Тем более, если у тебя открытаккаунт. Люди перестали отдавать себе отчет в том, что есть понятие личнойжизни, границы между приватным и всеобщим стерлись. Либо эти люди простоне задумываются о том, что делают. Не знаю, что у них в голове» (интервью 9,Валентина, 27 лет).«Я закрыла страницу свою, допускаю туда только своих друзей,родственников, коллег. Те, кто держат страницу открытой, наверно, хотятпопулярности, больше подписчиков, лайков и все такой. И им все равно, если наних подписаны одни лишь боты и магазины корсетов для осанки» (интервью 8,Агата, 26 лет).128Женственностьмножествуимеетмножестводеталей-символов.Ихпроявлений,соотношениевраспознаваемыхразныхпоситуациях,локализованых в разные эпохи и в разных культурах, принимает многообразныеформы, однако, возвращаясь к концепции американского ученого и феминисткиНаоми Вульф, миф о женской красоте как маркетинговый проект обществапотребления навязывает именно красоту как доминантное качество, по которомураспознается женственность187.
В результате женщина обязана казаться красивой,чтобы считаться полноценной представительницей своего пола. В обществепотребления красота — это не природные данные, а результат умелогомаркетинга:красивыминерождаются,имистановятсяврезультате«правильного» и щедрого покупательского поведения. И Instagram так же, какдругиесоциальныесетивыступаетмедиа-площадкой,эффективнотранслирующей данный миф как в форме рекламы, так и мемов, визуального итекстуального пользовательского контента.«Когда-нибудь я стану красивой и оооочень худой.
А пока, жуем щавель и улы-ба-ем-ся!» @katyapushkina_official 188.«Постепенно начинаю возвращаться в свои любимые формы… Работы надсобой еще очень много! Но каждой девушке приятно наблюдать за своимотражением в зеркале только тогда, когда оно тебя не перестаетрадовать…P.S. Уже забыла, что такое каблуки. Нам девочкам нужно почаще ихобувать» @aleksa_official189.187См.: Вульф Н. Миф о красоте.
– 445 с.188Пользовательский контент социальной сети Instagram. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.instagram.com/p/zPQzGchrKR/189Пользовательский контент социальной сети Instagram. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.instagram.com/p/BI4Tv9Vjy0a/129«А сегодня уже была расплата в зале за 1,5 кусочка вот этого морковногочуда (прим. речь идет о морковном торте) … теперь только на картинкахсмотреть» @inesstsvetkova190.Социальные сети – уникальная платформа для представителей бизнеса (внашем случае, индустрии красоты), предоставляющая возможность напрямуюобратиться к непосредственному потребителю. И Instagram, пожалуй, как никакаядругая социальная сеть обладает огромным рекламным и пиар- потенциалом.Раньше, чтобы совершить покупку, женщине необходимо было направляться вмагазин за ней, позже популярность завоевал on-line шоппинг, который сделалвозможным приобретать товары со всего мира, сидя дома на диване.
Сегоднядажееслиженщинанепланируетприобретатькакие-либотовары,ипросматривает ленту фотоновостей своих друзей в приложении на телефоне, онаможет совершить покупку, фактически не покидая приложения.«Это конечно страшный развод на деньги. Я подписалась на несколькомагазинов, и они меня без конца соблазняют своими предложениями. Я ужезабыла, когда в последний раз вообще что-то покупала в реальном магазине.Совершаю покупки во время обеда на работе или пока домой еду» (интервью 10,Алина, 25 лет).«Слушайте, ну, конечно, в последнее время все эти пиар-кампании сталиуж очень очевидными – одновременно у кучи блоггеров появляются в лентах однии те же продукты.
Ну, явно им заплатили за рекламу. Расчески или крема, иличасы, или купальники… И что самое поразительное, это реально работает.Потому что ты раз увидел товар, два, три, а на четвертый раз ты реально ужекак зомбированный его хочешь. И вроде понимаешь все, но включается какой-тостадный режим что ли» (интервью 11, Карина, 27 лет).190Пользовательский контент социальной сети Instagram. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.instagram.com/p/BQLbzkRgVB9/130Индустрия красоты не только продает те или иные товары и услуги всоциальных сетевых медиа, но и пропагандирует определенные идеалывнешности.
Вместе с тем, в социальных сетях, в отличие от классических медиа, вдостаточной мере представлены и иные точки зрения на тему женской красоты –те, которые активно борются против социокультурной унификации телесныхпараметров.«Я вешу 90 кг и хочу быть оппозицией общественного давления, я хочувстать стеной за тех, кто позволяет неполноценным людям сделать васнеполноценными.
Нам говорит глянец, как мы должны выглядеть, нам говорятродители, друзья, просто прохожие, что с нами не так. Нам говорят фитнесинструкторы и продавцы программ для похудения, что мы «жирухи», «свиньи» и«ленивые уроды». Нам говорят, и мы верим, верим не себе, не Богу, который нассоздал в единственном экземпляре. Мы верим, что если мы будем иметь теломечты, мы станем счастливее. Но должно ли тело вообще быть мечтой и чьеймечты это тело, тренера, маркетолога, продавца программ, которые делаютденьги… Если вашей, то вы в правильном направлении, я верю в спорт иправильное питание, но не от ненависти, а от любви, но если ваш идеал сотканиз страха не соответствовать… то единственная ваша проблемная зона – неживот и бедра, а идеализация общественного мнения и норм…» @hours_family191Альтернативой мифу о женской красоте выступает бодипозитивноедвижение, выступающее как альтернатива стереотипизированным стандартамтелесности и пропагандирующее отказ от фотошопа и ретуши.
Однако гораздобольшей популярностью до сих пор пользуются фильтры и фоторедакторы,способные не только корректировать дефекты тела, но и до неузнаваемостименять внешность женщины.191Пользовательский контент социальной сети Instagram. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://instagram.com/p/BNw1rkjDwu7/131Вместе с тем ведение аккаунта в социальныхтеатрализованноепредставлениекаждогоотдельногосетяхкак некоепользователя-актеравыступает пространством для нарциссизма: ярчайшим примером являетсясовременная «селфи-культура»192, «лайкинг» как аналог социального одобрения, идемонстративного потребления.
Впервые данный термин был введен социологомТорстейном Вебленом. В своей книге «Теория праздного класса»193 ученыйисследует высшие слои населения и говорит о том, что демонстративноепотребление – это «использование потребления для доказательства обладаниябогатством», рассматривает потребление «как средство поддержания репутации».Согласно концепции, данное потребление тесно связано с денежной культурой,где предмет получает эстетическую оценку не по своим качествам, а по своейцене.
Другими словами, товары начинают цениться не по их полезным свойствам,а по тому, насколько владение ими отличает человека от окружающих (эффектзавистливого сравнения). Чем более расточительным становится данное лицо, темвыше поднимается его престиж. И если демонстративное потребление являетсяподтверждением общественной значимости и успеха, то это вынуждаетпотребителей среднего класса и бедняков имитировать поведение богатых.Мы заимствуем данную логику и рассматриваем позиционирование всоциальных медиа как яркий пример демонстративного потребления.«Знаете, как все узнают, что какой-то девушке, подруге твоей илизнакомой парень сделал предложение? Из соц.
сетей. Она сразу постит кольцообручальное. И потом начинается «паника» в комментариях – все визжат,поздравляют… вот такая публичная жизнь. Раньше все сплетничали, а теперьты сам о себе всю подноготную выдаешь» (интервью 5, Мария, 19 лет).192Селфи (англ. selfie, от «self» — сам, себя) - фотоснимок себя, сделанный самостоятельно, как правило,с помощью смартфона или веб-камеры и распространяемый через социальные сети (См.: Definition ofselfieinEnglish//OxfordDictionaries[Электронныйресурс].–Режимhttps://en.oxforddictionaries.com/definition/selfie).193Веблен Т.
Теория праздного класса / Общая ред. ВВ. Мотылева. М; Прогресс, 1984. – 36 с.доступа:132«У меня подружка даже дорогие подарки, которые родители ее мужапокупают своим друзьям фоткает и постит у себя на странице. А-ля это ейподарили. Забавно» (интервью 4, Анастасия, 22 года).«Не помню, чтобы раньше было такое безумие с пп, зож (прим.
имеется ввиду правильное питание, здоровый образ жизни), спортивными залами. Сейчаспросто каждая мало-мальски уважающая себя девушка считает обязательнымвыложить селфи из качалки или раздевалки, фото суперполезного смузи и вообщевсячески демонстрировать, как она саморазвивается, отказывается отфастфуда, сидит на одних салатиках, не ест мясо уже 10 лет и при этомподписывает фото в стиле «Будь лучшей версией самого себя», прямоподташнивает от этой банальности» (интервью 11, Карина, 27 лет).«Прикольно, как все девушки выкладывают фото в спортзале, при этомпоговаривают, что они только для этого туда и ходят, никто реально спортомне занимается, лишь бы напялить красивый костюмчик и быть в тренде, таксказать.
Ну, смех же, абсурд все это» (интервью 13, Николь, 30 лет).Как результат демонстративного потребления в виртуальном пространствесоциальной сети Instagram – возникновение комплексов и зависти со стороныпользователей-зрителей.«...Иногда мне кажется, это некая форма самобичевания. Я подписываюсьна кучу девушек с идеальными телами, идеальными фотографиями, жизнями,парнями. Я оправдываю это самомотивацией.