Диссертация (Концептуализация понятия женской красоты в культурологическом дискурсе), страница 25
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Концептуализация понятия женской красоты в культурологическом дискурсе". PDF-файл из архива "Концептуализация понятия женской красоты в культурологическом дискурсе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 25 страницы из PDF
Я насмотрюсь на них, и самастану больше заниматься спортом, худеть, а там глядишь, и парень такой жепоявится. Но потом я начинаю осознавать, что моя самооценка падает,возникает огромное количество комплексов. При этом я реально начинаю уже неразличать реальный и виртуальный миры. Виртуальность с этими девочкамистановится для меня ежедневной реальностью, и мне начинает казаться, чтовокруг меня сплошные идеальные тела. Круто, когда я прихожу в себя,отрываюсь от телефона, смотрю по сторонам и вижу сотню женщин снастоящими неидеальными телами — лишним весом, целлюлитом, неидеальной133укладкой и мэйком. И ведь все они живут, и вероятнее всего счастливо, у нихсемьи, мужья, дети.
Это и есть сама жизнь, а не фотки в купальниках наМальдивах каждый день» (интервью 14, Екатерина, 28 лет).Вместе с тем, часто ведение аккаунта в социальных сетях заменяет ведение«личного» дневника, но для миллионной аудитории, напоминая в большейстепени либо «случайное» закулисье, либо его имитацию. Демонстративноепереживание по поводу проблем, связанных с собственной телесностью,комплексов по поводу внешности – популярная тема в рамках дискурса Instagramи большинства других социальных сетей:«Свое тело я ненавидела лет с 5-ти... я смотрела на свой круглый детскийживотик и думала: «мне нужно худеть»... потому что красивая блондинка изрекламы говорила, что живот должен быть плоским... прошло 20 лет, но ничегов принципе не изменилось кроме того, что проблемы в этом плане сталиреальными.
Все эти годы я мучила себя то чувством вины за то, что нет силыволи заниматься спортом или есть правильную еду, за то, что я совсем не такая,какой мечтала быть в детстве... Все мои мечты сбываются, кроме, почему-тоэтой — похудеть килограмм на 10-15... Бывали периоды, когда я по 3 года невстречалась с друзьями, потому что мне казалось, что я настолько «большая»,что мне за это стыдно... мне и сейчас бывает стыдно...» @katya_khot194.«Как же я с вами солидарна, сама не могу понять, откуда это в голове,телевизор, журналы, я все время для себя была толстой, мучаюсь комплексамидо сих пор, хотя вешу не так много – 47 кг для роста 159 см, это не много,немало.
Но теперь у меня другой комплекс, хочу накаченное тело и чувствую себяхолодцом! Все из головы. Хоть я адекватно оцениваю ситуацию, не впадаю вкрайности, но это мучительное чувство несовершенства все время со мной, ивечный звоночек – но ведь другие могут, почему не я?!» @kristinabilyk195.194Пользовательский контент социальной сети Instagram. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.instagram.com/p/y-4pF6KijA/195Там же.134«90% девушек не довольны своим телом… я прожила в этой жуткойреальности под названием «я не люблю себя, я толстая, меня нельзя любить» 26лет… а теперь все иначе, 5 мая будет мой год в #sekta.
И я теперь живу вгармонии с собой и окружающими. Хотя до сих пор не похожа на глянцевыхкрасоток, но теперь я просто этого не хочу» @novikovaaaaaa196.Таким образом, в современном обществе социальные сетевые медиазанимают одну из ведущих ролей в процессе транслирования массовой культуры.Данноесоциокультурноеполедиктуетсвоиправилаконструированияидентичности, позиционирования и коммуникации. Для его описания как нельзялучше подходит аналогия с театром, в котором каждый из актеров-пользователейисполняет определенные роли, самостоятельно формируя сюжеты в зависимостиот поставленных целей. Концепция социальной драматургии, изначальнопредполагающая анализ социальных интеракций лицом к лицу, может бытьадаптирована и к изучению коммуникационных процессов в рамках виртуальнойреальности, в данном случае в популярной социальной сети Instagram.Необходимо учесть ряд различий между виртуальными и реальными спектаклямипод названием «Игра в женственность».
Так условия, в рамках которыхразворачивается «актерская игра» в социальных сетевых медиа (а именноотсутствие коммуникации в реальном пространстве и времени), дают гораздобольшевозможностейдлясамопозиционированиявразличныхамплуа:сексуальной дивы или успешной независимой бизнесвумен, приверженкиздорового образа жизни или блогера-кулинара. При этом стоит учесть, амплуа всоцсетях могут далеко не всегда пересекаться или транслировать роли,исполняемые женщиной в реальной жизни.
Наконец, Instagram не ограничиваетколичество зрителей, перед которыми можно сыграть себя «идеальную», ипозволяет в кратчайшие сроки получить максимальное социальное одобрение в196Пользовательский контент социальной сети Instagram. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.instagram.com/p/y-4pF6KijA/135виде лайков и подписок, что приводит к повышению самооценки самого актера ик завистливому сравнению со стороны зрителей.Сформулируемвыводнаоснованиикультурологическогоанализа,проведенного в третьей главе данной диссертационной работы. Как былопоказано, в контексте современного общества концепт женской красотыпредопределен консьюмеристской предустановкой – стать красивой возможнолишь с помощью активного потребления товаров и услуг, предлагаемых моднымрынкомисовременнойиндустриеймассовойкрасоты.культурыФундаментальнымиявляютсяхарактеристикамиювенилизацияиэротизация,выражающиеся в рамках концепта красоты в императиве молодости, худобы исексуальности.
Данный императив, воплощаясь в определенных визуальныхобразах, транслируется с помощью таких каналов массовой культуры, какжурналы, кино, телевидение и сеть Интернет, и определяет представления ипрактики конструирования женственности в социокультурном пространстве.136ЗаключениеКомплексное исследование концептуализации понятия женской красоты вкультурологическом дискурсе показало, что ключевую роль в данном процессеиграют категории телесности и гендера. В условиях современной культурыкрасота выступает гендерно детерминированным требованием, предъявляемым кженской телесности, и выражается в императиве сексуальности, молодости ихудобы.Данныйимперативнапрямуюсвязанхарактеристикамисовременноймассовойкультурысексуализацией,продвигаетсяглянцевымисфундаментальными–ювенилизациейизданиями,ителевидением,кинематографом, сетью Интернет и другими каналами массовой культуры ивнедряется в потребительские практики женщин – происходит проблематизацияжизни через внешность и стимуляция женской потребительской активности нарынке товаров и услуг модной и бьюти-индустрии, целью которой являетсяконструированиетелесностивсоответствиеспринятымикультурнымистандартами красоты.Входеисследованиябылопоказано,какимобразомпроисходитстандартизация культурного императива красоты – с помощью хабитуализации иинституционализации практики конструирования женственности и женскойкрасоты структурируются, типизируются, подвергаются контролю и санкциям состороны социума.
Женщины с раннего детства осваивают в ходе социализациинормы фемининности, в которые инкорпорирован императив красоты, и позже напротяжении жизни с помощью самопрезентации воспроизводят гендернуюструктуру общества. Вместе с тем, в результате проведенного исследования быловыявлено, несмотря на влияние императива красоты, практики конструированияженственности и женской красоты в значительной степени варьируются взависимости от социально-культурных и личностных факторов. Так, одним из них137является ситуационный фактор, предполагающий, что в зависимости от той илииной ситуации социального взаимодействия, наличия или отсутствия зрителей,целей коммуникации женщина будет конструировать свою телесность поразному, а следовательно и императив красоты будет оказывать на ее практикибольшее или меньшее влияние.Было выявлено, что в основе представлений о женственности и женскойкрасоте лежит ряд культурных архетипических образов и стереотипов.
Всовременной массовой культуре архетипические и стереотипические установкииспользуются для создания образов женственности, эксплуатируемых бизнесом врекламном дискурсе. Образы женщин присутствуют в большинстве рекламнойпродукции, и сексуализированные образцы-модели женщин и частей женскоготела используются как в «женском» и «мужском», так и в гендерно-нейтральномдискурсивном поле рекламы, оказывая большое воздействие на общественноесознание и восприятие женской телесности.В современном культурологическом дискурсе принципиальное значениеимеет исследование нового социокультурного пространства – сети Интернет, исоциальных сетей в частности.
Виртуальный характер данного социокультурногополя задает принципиально новые нормы, образцы и практики конструирования ирепрезентации женской красоты. С одной стороны, виртуальное пространство неограничивается в отличие от других каналов массовой культуры определеннымиобразами женственности – визуальный контент пользователей со всего мирапозволяет увидеть все разнообразие женской телесности, а с другой, задает свои«правилаигрывженственность»,позволяяминимальнымиусилиями(необходимо лишь делать удачные фотографии) достигать максимальногоэффекта,манипулируясоциальныхсетейвпечатлениямиможетизмерятьсяаудитории,тысячамикотораяивконтекстемиллионамилюдей,конвертируемого в социальное одобрение в виде «лайков» и подписок, чтоприводит к самоудовлетворению, повышению самооценки женщины и кзавистливому сравнению со стороны других.138Такимобразом,результатынастоящегоисследованиярасширяютпредставление о влиянии императива красоты на практики конструированияженственности в контексте современной культуры.
Материалы диссертацииимеют ценность как для гендерных исследований и изучения телесности, так идля исследований в области проблематики массовой культуры и обществапотребления. Анализ исследуемой проблемы показал, что несмотря насуществование в социокультурном дискурсе в последнее десятилетие трендаразнообразия красоты, выражающегося в бодипозитивном движении, рекламныхкампаниях производителей косметики и одежды, направленных на борьбу сгендерными стереотипами, акциях отказа медийных персон от фотошопа,популярности моделей с нестандартными внешними данными, участии в модныхпоказах моделей «плюс сайз» и т.д., общая статистика по-прежнему остаетсянеизменной: большинство до сих пор считают, что синонимом женской красотыявляются молодость, худоба и демонстративная сексуальность.139Список литературы1.Аквинский,Ф.Сумматеологии.ЧастьI.Вопросы1–43/Пер.