Диссертация (Концептуализация понятия женской красоты в культурологическом дискурсе), страница 15
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Концептуализация понятия женской красоты в культурологическом дискурсе". PDF-файл из архива "Концептуализация понятия женской красоты в культурологическом дискурсе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 15 страницы из PDF
Во-первых, конструирование женской красоты представляет собойдеятельность, практики которой подвержены хабитуализации. Во-вторых,конструирование женской красоты сопровождается институционализацией,формированием института «идеальной красоты» и стандартов женской телеснойкрасоты. В-третьих, процесс конструирования телесной красоты с позицииинституционализациирассматриваетсяженщинамикакреифицированнаяреальность, чуждая фактичность, не поддающаяся контролю.
В-четвертых, напредставления и практики красоты женщины сильнейшее воздействие оказываютустановленные культурой гендерные роли и соответствующие им гендерные124См.: Вульф Н. Миф о красоте. С. 23-45.81нормы, загоняющие женщину в рамки поведения, свойственные фемининности. Инаконец, в-пятых, мы выделили социокультурные и личностные факторы,оказывающие влияние на конструирование женской телесной красоты. Одним изважнейших факторов, по нашему мнению, выступает ситуация социальноговзаимодействия (ситуационный фактор). Используя драматургический подход И.Гофмана и анализируя различные «житейские спектакли», мы приходим квыводу, что в зависимости от той или иной социальной интеракции и целейженщины, ее фемининность и практики красоты будут в значительной степениварьироваться, а значит императив красоты будет довлеть над ней в большей илименьшей степени.Подводя итог второй главы, важно сказать, что в современной культурепонятие красоты возводится в принцип, который конституирует поведенческиепрактики, образцы, модели женственности, тем самым приобретая формуимператива – культурного требования, предписания в отношении женскойтелесности.
В условиях современной культуры с помощью различных механизмов– институционализации, хабитуализации – происходит вменение культурныхобразцов, стереотипов фемининности, которые, превращаясь в императивы,формируют не столько ценностное, сколько императивное поле социума.82Глава 3.
Особенности конструирования женской красоты в массовой культуре3.1. Современные каналы трансляции концепта «женская красота»Обращаясь к проблематике современных каналов массовой культуры, спомощью которых происходит трансляция концепта «женская красота», важноотталкиваться от того социального контекста, в рамках которого функционируютидеалы красоты. Современное общество многими учеными справедливо и точнохарактеризуется как техногенное, информационное, постиндустриальное ирискогенное125.
Однако в научной и публицистической литературе последнихдесятилетий оно все чаще описывается так же, как общество потребления. «Слово«общество потребления» сегодня довольно широко распространено, хотя, ксожалению, оно несет пропагандистский оттенок, с довольно выраженнымимодальностями, различными в зависимости от того, из чьих уст оно звучит»126.Обществу потребления в истории западного общества предшествовали ещедве фазы в развитии экономики. Первая из них заключалась в доминированииестественных факторов производства, в частности плодородия земли. Данная фазазавершилась примерно в XVIII веке и на смену ей пришла индустриальнаяэкономика как результат промышленной революции.
Однако в середине XIX веканачинается так называемая эра рекламы. Известная фраза «Реклама – двигательпрогресса» появилась гораздо позже, однако ее значение понималось уже тогда.Правовед и экономист Петр Мостовой считает началом эпохи потреблениясередину XIX века, а именно тот факт, что газета Times начала печатать платные125См.: Белл Д.
Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. - Изд.2-ое, испр. и доп. - М.: Academia, 2004. - 788 с.126Мостовой П. Есть ли будущее у общества потребления? [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.polit.ru/article/2005/12/01/mostovoi/83объявления. Именно после этого все остальные СМИ осознали важность рекламыкак важнейшего инструмента торговли127.ДругиммаркеромобществапотребленияМостовойвыделяеттакназываемые «фиктивные товары», иными словами товары, предназначенные дляутоления тех потребностей, о наличии которых потребитель не догадывался дотех пор, пока не посмотрел рекламу. Начало эры фиктивных товаров, по мнениюМостового,приходитсянасерединуXXстолетия.Фиктивным,илиискусственным потребностям противопоставлены базовые потребности – в еде,жилье, одежде, перемещении.
Однако сегодня лишь 30% потребляемыхчеловеком товаров соответствуют его базовым потребностям, остальные же –искусственно созданным бизнесом128.И наконец, третьим важнейшим атрибутом общества потребления, помнению Мостового, является мода. Безусловно, такое явление, как модасуществовало и до XX века, но она была эпохальна, то есть вещи оставалисьмодными в течение десятилетий. Однако «настоящий расцвет моды предполагает,что немодная вещь заменяется модной, несмотря на то, что она не перестаетудовлетворять базовую потребность, и эти новые образцы целенаправленносоздаются и предъявляются потребителю, чтобы он менял принадлежащие ему надругие»129.
И этот расцвет совпадает с эпохой массового потребления, когда моданачала распространяться не только на одежду и обувь, но и на большинствопотребительских товаров - на автомобили, мобильные телефоны и т.д.Так что же такое общество потребления? «Говоря об обществе потребления,мы имеем в виду нечто большее, чем банальный тезис о том, что все члены этогообщества «потребляют»; все люди, более того, все живые существа «потребляют»127Мостовой П.
Есть ли будущее у общества потребления? [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.polit.ru/article/2005/12/01/mostovoi/128Там же.129Там же.84с незапамятных времен»130. Наиболее емкое определение данного понятия даетИльин в своей статье «Общество потребления: теоретическая модель ироссийская реальность». Он говорит о том, что «общество потребления — этосовокупность общественных отношений, в которых ключевое место играетиндивидуальноепотребление,опосредованноерынком»131.Обществопотребления выступает как логическое следствие капитализма.
Как правило,возникновение общества потребления датируют периодом после завершенияВторой мировой войны: в США – сразу после ее окончания; в странах Европы – сначала 1950-х годов.Одной из наиболее полноценных и интересных концепций обществапотребления является концепция Жана Бодрийяра132. Бодрийяр рассматриваетпроблемы общества потребления, стремится раскрыть суть данного феномена. Онотмечает, что во все времена люди приобретали, обладали и пользовалисьпредметами и вещами, но не потребляли. Для этого нужны особые условия,которыесложилисьотносительнонедавно.ЕсливXIXвекеосновусуществования общества составляли труд и производство, то в XX веке, послеВторой мировой войны, главным становится потребление, от которого все большезависит производство.
Такое соотношение вызвано не изобилием предметов, ихмногообразием и доступностью, но тем, что изменился сам способ ихсуществования, их смысл и назначение. Раньше главными свойствами вещейбыли материальность, полезность и функция. Теперь эти свойства отходят назадний план и уступают свое место новым свойствам, которые возникают в силутого, что предметы и вещи, подобно языку, образуют связную систему знаков иприобретают «знаковую стоимость».
Не менее глубокие и важные изменения130Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. М.: Весь мир, 2004. С. 115131Ильин В. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность // Мир России. -2005. - №2. - С. 4132См.: Бодрийяр Ж. Общество потребления: его мифы и структуры. – 179 с.85происходят в представлениях потребителя, его менталитете и сознании. Он уже неможет сколько-нибудь уверенно ориентироваться в новом порядке вещей, неспособен понять логику и значение знаков нового социального языка. Приобретаябесчисленные вещи и предметы, он уже не столько удовлетворяет своиестественные потребности, сколько потребляет «стоимости-знаки», значениямикоторых выступают не реальные качества и достоинства предметов, носоциальный статус, престиж, причастность к чему-то особенному.
Представленияпотребителяоказываютсяглубокоискаженными,онилегкоподдаютсяманипулированию, их можно определить как «несчастное сознание». Яркимпримеромреализациисоциокультурнойданногореальноститеоретическогоявляетсятезисапреобладаниенавсовременнойженскомрынкедекоративной одежды и обуви в противовес функциональной – мини-юбки, обувьна высоком каблуке и пр. Данные товары, лишенные какой-либо функциональнойнагрузке, выступают в данной культуре сексуальными знаками, которыеженщины посылают в адрес мужчин.Французский ученый говорит о том, что в обществе потребления повсюдудействует «модель симуляции», вследствие чего место реальных предметов,процессов и явлений занимают разного рода знаки и «симулякры» («подобия»),которые обмениваются между собой, забыв о существовании реального.
Такрождается «гиперреальное», которое поглощает реальное133. Бодрийяр показываетэто на примерах моды, масс-медиа, тела, досуга. Хотя общество потреблениячасто именуют обществом коммуникации, его надо было бы назвать, поБодрийяру, «обществом некоммуникации», поскольку господство телевиденияведет к тому, что «люди уже не говорят между собой», их диалог вытеснилмонологтелевидения,котороевоплощает«симуляциюкоммуникации».Отталкиваясь от идеи о симулякрах Бодрийяра можно говорить об императиве133См.: Бодрийяр Ж. Общество потребления: его мифы и структуры.