Диссертация (Концептуализация понятия женской красоты в культурологическом дискурсе), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Концептуализация понятия женской красоты в культурологическом дискурсе". PDF-файл из архива "Концептуализация понятия женской красоты в культурологическом дискурсе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Следующая группа архетипов объединена идеейженственного (в том числе сексуального) и одновременно сильного, независимогоначала и воплощена в образах Воительницы, Елены, Афродиты, Афины,Артемиды, Музы, Подруги, Лилит. И третья группа представлена мудрыми,опытными, созидательными архаическими образами Правительницы, Софии,Отшельницы, сюда же в какой-то степени можно отнести и юнговскую Марию.Данные архетипы играют важную роль в производстве женственности. Многиеученые сходятся во мнении, что в одной женщине сосуществует одновременнонесколько архетипов. Так, и Болен, и Хафизова отмечают важность гармоничныхотношений этих архетипов друг с другом вне зависимости от того, как мы будетих называть: Герой, Афиной и Афродитой, Евой и Лилит или каким-либо инымобразом.95Хафизова Н.А.
Архетипы Великой Матери и Вечной Женственности как способы производстваженской идентичности. С. 102.55В процессе конструирования и конституирования женственности большоезначение также отведено культурным стереотипам. Если архетипы имеютпсихическую природу, то стереотипы – социокультурную. В своей книге Боленпишет: «Юнгианский подход позволил мне осознать, что женщины подчиняютсямогучим внутренним силам – архетипам, которые можно персонифицироватьобразами древнегреческих богинь. В свою очередь, феминистский подход помогмне понять, что внешние силы, или стереотипы – те роли, исполнения которыхждет от женщин общество, – навязывают им шаблоны одних богинь и подавляютдругие.
В результате я начала видеть, что каждая женщина пребывает где-топосередине: ее внутренние побуждения определяются архетипами богинь, авнешние поступки – культурными стереотипами»96.Культурные стереотипы берут свое начало у социокультурных норм,которые представляют собой основные правила, определяющие поведениечеловека в социокультурном пространстве. Ежедневно взаимодействуя согромным количеством людей, нам нужно понимать друг друга, и для того, чтобыпроцесс коммуникации происходил успешно, нам по сути необходимо одним итем же образом смотреть на мир, используя при этом принятые в данной культуреупрощенныемодели.характеристиках,Мыразличномнеговоримобиндивидуальныхсоциальномикультурномличностныхопыте,которыйбезусловно накладывает свой отпечаток на восприятие реальности.
В данномслучае, мы имеем в виду лишь то, что все вышеупомянутые социокультурныеразличия не должны мешать социальным отношениями. И здесь на помощьприходят культурные стереотипы. «В процессе делового и бытового (а порой иинтимно-личностного) общения мы рассматриваем другого человека не во всембогатстве его характеристик, а как некий “тип”, т.е. в характеристиках, важныхдля данного акта взаимодействия.
Итак, многие объекты входят в наше сознаниене как сочетание индивидуальных качеств, а как уже выработанные обществом до96Шинода Болен Дж. Богини в каждой женщине. С. 15.56нас нормативные значения, “типы”. На это обратил внимание еще великийфилософ И. Кант, введя при исследовании человеческого сознания понятие“схематизма”. Но в большей степени прижился другой термин - стереотипсознания»97.Такимсхематизированный,образом,культурныйстандартизированный,стереотиппредставляетустойчивый,обычнособойяркоэмоционально окрашенный образ социокультурного объекта; традиционныйканон мысли, восприятия и поведения, принятый в данном социокультурномпространстве.Здесь важно отметить, что культурные стереотипы в отношении женщин иженской телесности, как правило, лежат в области пологендерный системыобщества. Так если согласно юнговской теории в каждой личности присутствуюткак Анима, так и Анимус, то существующие в обществе культурные стереотипычаще всего принципиально разграничивают социальные модели мужчины иженщины и наделяют их противоположными характерными чертами.
Гендерныестереотипы поддерживают гендерные границы в обществе и противопоставляютженские и мужские качества. Социальное конструирование женской красотыосновано на представлениях о фемининности, ориентирующих поведениепредставительниц женского пола в различных социальных ситуациях всоответствии с системой ценностей, принятой в данной культуре. В большинствеобществ существует устойчивая система понятий «мужских» и «женских», такназываемых гендерных ролей, профессий, занятий и черт характера. При этомвозникают определенные представления, что есть «мужское», и что - «женское».Так, например, как правило, фемининная гендерная роль предписывает женщинамбыть заботливыми, эмоциональными, чувствительными к интересам и проблемамдругих людей. Маскулинная гендерная роль требует активности, агрессивности,доминирования, амбициозности.
Эмиль Дюркгейм полагал, что в результате97Савельева О.О. Имидж и Имиджмейкеры// Обществознание в школе. - 1998. - № 6. – С. 19.57социального развития «один из полов завладел эмоциональными функциями, адругой – интеллектуальными»98. Подобно Дюркгейму в развитие изученияотношений между полами большой вклад внес американский ученый ТалкоттПарсонс – автор поло-ролевого подхода в социологии99.
Согласно его идеи,женщина выполняет экспрессивную роль в социальной системе, мужчина –инструментальную.Экспрессивнаярольозначаетосуществлениезаботы,эмоциональной работы, поддержание психологического баланса семьи. Эта роль монополиядомашнейхозяйки,сфераответственностиженщины.Инструментальная роль мужчины заключается в регуляции отношений междусемьей и другими социальными системами, это роль добытчика, защитника100.Таким образом, в обществе существует устойчивая система гендерныхстереотипов. Клецина дает следующее определение гендерного стереотипа – «этоупрощенный схематизированный, эмоционально окрашенный образ мужчины иженщины»101.
На основе устоявшихся стереотипов строятся отношения междулюдьми, а также требования к человеку в зависимости от пола.Гендерныестереотипы закладываются с раннего детства и проявляются в повседневныхвыражениях: «Дай сдачи, ты же мальчик», «Не реви, ты не девочка», «Неиспачкайся, ты же девочка», «Веди себя тише, будь скромнее, ты же девочка».Гендерные стереотипы и роли в том числе отображаются в народной культуре.Так традиционные русские пословицы гласят: «Муженек хоть всего и с кулачок,да за мужниной головой не сижу сиротой»; «Бабе дорога – от печи до порога»;«Собака умней бабы: на хозяина не лает»; «Курица не птица, а баба не человек».98См.: Дюркгейм Э. О разделении общественного труда – М.: Канон, 1996.
С. 61.99См.: Parsons Т. Age and Sex in the Social Structure // Parsons T. Essays in Sociological Theory Pure andApplied. Glencoe. Illinois, 1949. P. 218-232.100101Ibid. P. 226.КлецинаИ.С.Самореализацияигендерныестереотипысамореализации личности. Вып. 2. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. С. 188.//Психологическиепроблемы58Существует мнение, что в основе гендерных стереотипов, пронизывающихвсе уровни общественной системы, лежат так называемые мифы «о прекрасном»и «сильном» полах, детерминирующие укоренившиеся в социуме представления отом, какими должны быть представители женского и мужского полов. В основемужской модели социального самоутверждения лежит сила (как физическая, так иинтеллектуальная), основной же характеристикой женской модели выступаютслабость и красота.
Мужская сила повсюду подчеркивается, ею бравируют.Женская сила предстает в виде демонстративной слабости и красоты. Женскаяслабость и красота превращается в социальную силу посредством механизмасоблазна (или искушения). Парадокс заключается в том, что слабость вовсе неесть беззащитность. За счет соблазна, сексуальной привлекательности женщинаполучает мощный рычаг манипуляции мужчинами.В обществе на различных этапах его развития наблюдается такой процесс,как конструирование «прекрасного пола». От эпохи к эпохе стандарты красотыпретерпевали изменения.
Так, например, в эпоху Ренессанса в качестве основныхимперативов выступали здоровье и чувственность, а идеалом женственностисчиталась пышная женщина в пору беременности и материнства. На сменуРенессансу пришел Абсолютизм с его стремлением к наслаждению, а значит и«прекрасный пол» трансформируется в сексуальный объект желаний, женщиналюбовница смещает с пьедестала женщину-мать102.
Используя терминологиюХафизовой, на смену образу Евы приходит образ Лилит. С наступлением эпохикапитализма женщина наравне с мужчиной начинает бороться за социальныеблага самостоятельно, однако, она, как и прежде, остается в роли объектамужских желаний. Но как бы не изменялась специфика конструирования«прекрасного пола» в культуре того или иного общества, «подавляющее102См.: Ятина Л.И. Мода глазами социолога. СПб.: Элексис Принт, 2006. С. 12.59большинство ее участников усваивают существующие на данный историческиймомент эталоны.
И здесь работает рыночный закон спроса и предложения»103.Процесс конструирования «прекрасного пола» создается как крупнымифирмами, так и в ходе повседневных практик мужчин и женщин. Каналамиконструирования культурных образцов феминниности выступают средствамассовой информации, реклама, массовое искусство. С экрана телевизора или собложки модного журнала на нас смотрит «фотомодель» - типичный стандартмассового спроса104. «Прекрасный пол» противопоставлен «сильному», то естьесли мужчине принадлежит сила, то женщине остается быть слабой и красивой,таким образом поддерживается равновесие полов в обществе. Там, где мужчинаможет утвердиться лишь за счет своего мужского статуса, женщине приходитсясамоутверждаться при помощи красоты. Следовательно, красота становитсямощным инструментом обеспечения социальной мобильности, карьеры припомощи институтов брака, рынка труда и т.д. Но, согласно академическомуфеминизму, красота в патриархатном обществе – это модель, которая быласконструирована мужчинами для контроля над женщинами.
Как сказала одна изгероинь нашумевшего американского сериала «Секс в большом городе»:«Однажды все мужчины собрались и решили, что жирафы с большой грудью —это идеал красоты». Красивая женщина - это лишь та, которая привлекательнадля мужчин. Таким образом, при помощи женской модели социальногосамоутверждения, в основе которой, в первую очередь, лежит красота,обеспечиваетсяподдержаниепатриархатавсовременномобществе.Академический феминизм утверждает, что нормы патриархата приписываютмужчинам и женщинам различные функции: мужчина добивается женскогорасположения за счет того, что доказывает своими действиями принадлежность к«сильному полу», женщина – при помощи своей внешности.