Диссертация (Концептуализация понятия женской красоты в культурологическом дискурсе), страница 18
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Концептуализация понятия женской красоты в культурологическом дискурсе". PDF-файл из архива "Концептуализация понятия женской красоты в культурологическом дискурсе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 18 страницы из PDF
Описывая «миф о красоте», Н. Вульф водноименной книге пишет: «Миф изолирует разные поколения женщин друг от98друга, а журналы создают видимость того, что дают мудрые советы, основанныена жизненном опыте обожаемой и горячо любимой родственницы старшегопоколения. Мало где еще современная женщина может найти такую ролевуюмодель. Ее учат игнорировать советы своей собственной матери в вопросахкрасоты, украшения себя и соблазнения мужчин, поскольку та потерпела неудачу– она стареет.
Если женщине повезло и у нее есть наставник, то речь идет опрофессиональных отношениях, в которых опыт близких интимных связей неявляется составной частью процесса обучения. Журнал для женщины – это голосневидимой и обладающей авторитетом наставницы, которой можно восхищатьсяи которую хочется слушаться, это что-то сродни отношению наставника изащитника, которое поощряется в мужчинах их воспитанием и профессиональнойдеятельностью, но которое женщинам редко предлагает кто бы то ни было, кромеглянцевых журналов. Тон этих изданий – исполненный лояльности и преданностичитательнице – вызывает доверие, создает впечатление, что журнал на ее сторонеи при этом он обладает обширными знаниями и ресурсами, представляя собойчто-то вроде возглавляемой женщинами социальной службы поддержки: «Внашем распоряжении много косметических компаний, которые готовы прийтивам на помощь», «Мы знаем, как изменить ситуацию и добиться перемен.Позвольте нашим специалистам в области красоты направлять вас шаг зашагом»159.Тасвязь,которуюпытаетсявыстроитьженскийглянецспредставительницами «прекрасного» пола отображается в том числе и в ихслоганах: «Соблазняет, заставляет мечтать, помогает» (журнал Marie Claire), «Тычитаешь мои мысли» (журнал Elle), «Glamour – это больше чем просто журнал»(российская версия журнала).В женских журналах с одной стороны проявляется архетип созидательной,умудренной жизнью Правительницы, Отшельницы, Софии, которая даетженщинам «уроки красоты», «советы по соблазнению мужчин», обучает «азбуке159Вульф Н.
Миф о красоте. С. 281.99стиля» и с помощью образов успешных признанных красавиц из мира кино,телевидения, спорта и шоу-бизнеса делится с ними всеми секретами «идеальнойкрасоты, сексуальной и профессиональной самореализации». С другой стороны,как говорит Юнг, у каждого архетипа есть и обратная, «темная» сторона, и вконтексте архетипов «чистой Марии», «мудрой Софии» и «благороднойПравительницы» она выражается в их требовательности, отстраненности,авторитарности и давлении. В дискурсе женских журналов данная архетипическаяустановка выражается в императиве буквально в приказном тоне сообщений – вжурналах появляются такие разделы как «Must have» - те товары и те практики,которые женщина «обязана» совершить, чтобы быть красивой и модной.
Наобложке женского глянца появляются такие ультимативные призывы, как«Готовимся к лету», «Худеем после рождения ребенка», «Меняем жизнь», «Небудь тряпкой!».Несмотря на то, что женские журналы, с одной стороны, пропагандируютценность свободы от культурных стереотипов, используя такие лозунги, как«Свобода быть собой» (журнал Cosmopolitan), «Мода без правил!» (журнал«Harper's Bazaar»), с их обложек и страниц на представительниц «прекрасного»пола, как правило, смотрят стандартизированные женские образы, идеальныефигуры и лица которых созданы с помощью фотошопа и ретуши. В последниегоды развернулась серьезная социальная кампания по борьбе за естественность иразнообразие женских визуальных образов, транслируемых рекламой и женскимглянцем.
Так два года назад вышла реклама женского белья Aerie, моделей вкоторой не ретушировали. Лозунгами данной кампании стали: «Здесь нет ретуши.Настоящая ты – сексуальная»160. Компания Dove также регулярно выступает за«истинную красоту», снимая в своей рекламе реальных женщин, чья внешностьотличается от принятых в современной культуре стандартов красоты, и задавая160Марка белья Aerie отказалась от фотошопа. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.wonderzine.com/wonderzine/life/news/197521-no-photoshop-aerie100потребителям вопросы: «Неужели женщина красива только в 20 лет?», «Неужеликрасивая фигура – это только 90-60-90?» 161 и утверждая: «Ты более красивая, чемты думаешь»162.
Зарубежные звезды в последние годы также принимают участие вакциях «за естественность» - так в конце минувшего года в Париже былпредставлен очередной ежегодный календарь Pirelli. Автором работ длялегендарного календаря стал известный фотограф Питер Линдберг. Данныйвыпуск календаря стал уникальным, поскольку известные женщины былипредставлены в нем без макияжа и ретуши. Линдберг сказал: «Как художник, ячувствую ответственность за освобождение женщин от идеи вечной молодости исовершенства. Однако идеал совершенной красоты, который поощряетсяобществом – это то, что попросту не может быть достигнуто»163.
На обложкахженских журналов в последние годы также периодически появляются модели«plus size» или модели-инвалиды. Тем не менее вышеперечисленные акцииявляются на данный момент, скорее, исключениями из правил, некими вызовамикультурным стандартам, нежели общепринятыми практиками производстваобразов красоты в массовой культуре.Перейдем к другому каналу массовой культуры, транслирующемуимператив женской телесной красоты – им является современное телевидение(здесь же мы будем рассматривать индустрию кино).
На телевидениипредставлено огромное количество образов, в основе которых лежит множествокультурных архетипов и стереотипов. Обратимся к тем из них, которыенепосредственно связаны с императивом телесной красоты. Так в сюжетную161Dove–«ЗаИстиннуюКрасоту»[Электронныйресурс].–Режимдоступа:http://www.mediarevolution.ru/advertiser/brands/121.html162Dove’s «Real Beauty Sketches» Ad Campaign Tells Women «You’re More Beautiful Than You Think»[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.huffingtonpost.com/2013/04/15/doves-real-beautysketches-ad-campaign-video_n_3088071.html163Голливудские звезды без макияжа снялись для календаря Pirelli на 2017 год (фото) [Электронныйресурс].–Режимдоступа:kalendarya-pirelli-na-2017-god-foto/https://usa.one/2016/11/gollivudskie-zvezdy-bez-makiyazha-snyalis-dlya-101линию большого числа телевизионных программ, фильмов и сериалов помимопрочих заложен так называемый «миф о Золушке», напрямую связанный скультурным концептом красоты.
В основе данной мифологической схемы лежитидея: если ты достойная девушка, рано или поздно к тебе придет настоящиймужчина, он же принц. На мифологеме «Золушка» выстроены все телепроекты,сюжеты которых связаны с преобразованием женщины. Среди множествателепередач подобного формата, когда-либо присутствующих на большинствероссийских телеканалов, в качестве примеров можно привести следующие:«Посольство красоты» (телеканал Муз-ТВ), «Снимите это немедленно» и «24часа» (телеканал СТС), «Модный приговор» и «На десять лет моложе» (Первыйтелеканал),«Перезагрузка»(телеканалТНТ),«Дурнушек.net»(телеканалПятница) и многие другие. Во всех этих передачах преобразование «золушки»происходитспомощьюпотреблениямодныхтоваров(одежды,обуви,аксессуаров) и услуг сферы красоты (от салонов красоты до стоматологии,косметических процедур и пластической хирургии): бедная девушка с помощьюфей (ведущих телепрограмм) превращается в принцессу.
По этой же формулевыстроены многие российские и зарубежные телесериалы и кинофильмы: «Миссконгениальность», «Дикий ангел», «Служебный роман», «Это все она», «Неродись красивой», «Дурнушка Бэтти» и другие.В. Ильин о данной мифологеме пишет: «Девушка, переполненнаяморальными достоинствами, должна подчеркнуть свою красоту одеждой,украшениями, наконец, хрустальными башмачками, и тогда принц не пройдетмимо. Потребление выступает как лифт социальноймобильности. Этамифологическая схема лежит в основе мифа о прекрасном поле, согласнокоторому социальное самоутверждение женщины идет через ее красоту, радикоторой ничего не стоит жалеть»164.164Ильин В.
Потребление как дискурс. - СПб.: Интерсоцис, 2008. - С. 411-412.102ПомимоиспользуютсяархетипаЗолушкисексуализированныевтелевизионномобразы,восноведискурсекоторыхактивнолежатархетипические модели Елены, Афродиты. Они присутствуют в большинстветелевизионного контента – музыкальные клипы, модные показы, телесериалы,телепередачи.
Певицы, модели, актрисы и телеведущие транслируют образыженственности, усваиваемые и воспроизводимые женщинами в реальной жизни.Вместе с тем, в массовой культуре основным транслятором визуальных образовкрасоты является индустрия кино. Данный факт подтверждают результатыисследования, проведенного в 2011 году и посвященного сущности женскойкрасоты165. Предметом данного исследования выступал идеал красивой женщиныв представлении населения России.В результатепроведенногоопросавыяснилось, что для большинства опрошенных идеал красивой женщинывоплощается в конкретных визуальных образах реальных людей. Из них около30% указали на собирательный образ красивой женщины, созданный подвлиянием образов, транслируемых таким видом массового искусства, как кино.Чаще других в ответах респондентов присутствовали такие имена кинодив, какОдри Хепбёрн, Мэрилин Монро и Анджелина Джоли.