Диссертация (Концептуализация понятия женской красоты в культурологическом дискурсе), страница 14
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Концептуализация понятия женской красоты в культурологическом дискурсе". PDF-файл из архива "Концептуализация понятия женской красоты в культурологическом дискурсе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 14 страницы из PDF
1).Социокультурные факторы, в свою очередь, можноразделить наследующие:1. Социальный контекстДанный вид факторов подразумевает оказание влияния на представления иформирование женщиной телесности со стороны социального окружения - семьи,ближайшего окружения в виде друзей, одноклассников, однокурсников, а вдальнейшем и коллег по работе, а также со стороны партнера (молодого человека,мужа и пр.). В зависимости от того как строятся взаимоотношения женщины свышеперечисленными индивидами - от их отношения к ее телесности, их советов,предпочтений, установок и практик будет зависеть и ее отношение к своейтелесности, что, в свою очередь, будет отражаться и на ее потребительскомповедении. Влияние со стороны семьи на установки девушки в отношениивнешнего облика и потребительских практик переоценить крайне сложно – то какродители одевали девочку в детстве, в какие игрушки она играла и какиеповеденческие паттерны усваивала, будет сказываться на потребительскомповедении женщины на протяжении всей ее жизни.
Однако также великодавление и со стороны ближайшего окружения и, в первую очередь, партнера,ведь именно противоположный пол выступает в качестве основной референтнойгруппы в системе женского потребления, а значит и мнение молодого человека76(мужа), его взгляды и предпочтения будут оказывать влияние на женщину, играянемаловажную роль в процессе конструирования женственности в контекстеимператива красоты.СоциокультурныеСоциальныефакторыфакторы(Среда)СоциальныйконтекстЭкономическиефакторыСитуационныефакторыКультурноисторическиепредустановкиЛичностные факторы(Индивид)БиологическиехарактеристикиПсихологическиехарактеристикиСостояниездоровьяМесто всоциальнойиерархииУровеньдоходаОбразованиеСемейноеположениеНационал.,расовая ирелигиозн.принад-стьРис. 1.
Факторы, оказывающие на потребительские практики женщин вконтексте императива красоты772. Экономические факторыВ современном обществе потребления с консьюмеризмом как ведущейкультурной парадигмой экономические факторы, такие как разнообразныйассортимент в магазинах одежды, обуви и косметики, оказывают огромноевоздействие на потребительские практики женщин в контексте конструированиякрасоты.
Женщина может избегать смотреть рекламу по телевидению и вИнтернете, реже ходить по магазинам, но она живет в обществе с беспрерывнымипотоками информации, большинство из которых направлены на то, чтобыиндивиды в целом и представительницы «прекрасного пола», в частности,потребляли как можно больше и наконец-таки обрели «бесконечные моментысчастья». А значит и потребительские практики женщины под натискомэкономических, рыночных факторов будут зависеть от стандартов красоты вбольшей или меньшей степени.3. Ситуационные факторыВыделяя ситуационные факторы, мы основываемся не только надраматургическом подходе И.
Гофмана122, описанном нами ранее, но и наконцепции «ситуационного анализа» Курта Левина123. Суть данного анализаследующая: социальный контекст детерминирует человеческие поведение иреакции, то есть в ситуации социального взаимодействия важны не толькоучастники, но и те условия, в которых они встретились, те материальные ресурсы,которые в данный момент используются, тот момент времени, в который встречапроисходит. Сама ситуация взаимодействия выступает в качестве причины тогоили иного типа поведения участников.
Таким образом, в зависимости от той илииной ситуации социального взаимодействия (используя терминологию Гофмана,«житейского спектакля»), от ее участников («актеров» и «зрителей») и прочихусловий женщина будет конструировать свою красоту тем или иным образом.122См.: Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. - 304 с.123См.: Левин К. Теория поля в социальных науках / Пер. с англ. - СПб.: Сенсор, 2000. - 368 с.784. Культурно-исторические предустановкиДанныйфактортакжеучаствуетвформированииориентацийипредставлений женщины в контексте императива красоты. То, какие культурноисторические, религиозные традиции царят в обществе, накладывает свойотпечаток на потребительское поведение женщины. Так, например, в исламскойкультуре потребление мини-юбок и какой-либо другой более или менее открытойодежды неприемлемо. Однако это не говорит об отсутствии императива красоты висламском обществе.
Напротив, императив в его мусульманской вариации царит варабском мире в не меньшей степени, чем в современном европейском илироссийском обществах, но его инструменты и способы проявления отличны отзападных аналогов. Мусульманская женщина так же, как и европейская уделяетбольшое внимание своему внешнему виду, однако в качестве зрителя, или«значимого другого» выступает, в первую очередь, семья и муж, перед которымии разворачивается игра в женственность.
Бизнес искусно внедряется и в даннуюсферу и предлагает привлекательные костюмы, не противоречащие религиознымтрадициям тех или иных народов – в современном обществе большуюпопулярностьсредиверующихначинаютзавоевыватьтакназываемыемусульманская и христианская моды.Перейдемковторойгруппефакторов,оказывающихвлияниенапотребительское поведение женщин в рамках императива красоты, а именноличностным факторам. К ним можно отнести биологические характеристикииндивида, его психологические особенности и состояние здоровья.
Безусловно,императив красоты как основа современной культуры потребления вписана вповседневные практики всех женщин. Однако степень его влияния будетварьироваться в зависимости от возраста представительницы прекрасного пола(вероятно, молодые и зрелые женщины будут в большей степени зависимы от егопостулатов, нежели совсем маленькие или престарелые), состояния ее здоровья, атакженаличиягипнабельностьтакихипсихологическихпредрасположенностьхарактеристиккличностивнушаемости.Такжекакк79психологическим характеристикам можно отнести психологический возраст –насколько адекватно женщина воспринимает себя в соответствие со своимбиологическим возрастом. 16-летняя девушка, воспринимающая себя как 40летняя женщина, и свои потребительские практики будет строить в рамкахданногопсихологическоговозраста.Впрочем,всовременномобществепотребления с его императивом молодости гораздо чаще встречается обратнаяситуация, когда зрелая женщина не может смириться со своим биологическимвозрастом и пытается его уменьшить как при помощи одежды и макияжа, так иприбегая к помощи пластических хирургов.Также личностные факторы включают в себя уровень дохода и образованиеженщины, место в социальной иерархии, ее семейное положение, национальную,расовую и религиозную принадлежность.
Так больший доход позволяетпотреблять большее количество товаров и услуг, предлагаемых современнойженщине beauty-индустрией, покупать лучшие бренды, быть на пике моды; даетбольше возможностей соответствовать современным стандартам красоты (чтозначит оставаться молодой с прекрасной фигурой и неотразимым лицом). В товремя, как остальным приходится как можно больше работать, для того чтобыиметь возможность на заработанные средства потреблять как можно большетоваров и услуг, лишь бы не быть аутсайдерами в мире моды и красоты.По одной из гипотез данного исследования, наличие высшего образованиядает больше шансов женщине быть в курсе последних модных новостей, при этомсоздавать свой собственный стиль, не ориентируясь лишь на тенденции в миремоды. Также считается, что образованная женщина с большей вероятностьюбудет воспринимать и обрабатывать получаемую из рекламы информацию,отбирая лишь наиболее приемлемую для себя, а не слепо следовать стандартамкрасоты (впрочем, данный тезис вполне оспариваем).
Такой фактор, как место всоциальной иерархии, также оказывает большое влияние на конструированиекрасоты. Так топ-менеджер корпорации и сотрудница клининговой службы будутобладатьразличнымсоциальнымстатусом,выполнятьразличные80профессиональные функции, а значит и конструировать женственность они будетпо-разному.Если говорить о влиянии семейного положения женщины на еепотребительские практики, то здесь возможно предположить, что со вступлениемв брак она начинает в меньшей степени (хотя и ненамного) ощущать давлениестандартов красоты. Поскольку один из главных тезисов мифа о красоте124 гласит:«Будь красивой и тогда ты сможешь соблазнить мужчину и выйти за него замуж»,и замужняя женщина его уже успешно выполнила, у нее есть возможность хотябы на время вздохнуть с облегчением.
Впрочем, это не отменяет ее борьбы завечную молодость и стройность. Такой фактор, как национальная, расовая ирелигиозная принадлежность женщины, подразумевает не только наличие вобществе тех или иных религиозных и культурных ценностей и традиций, но и иходобрение и принятие женщиной, когда она идентифицирует себя как носителятой или иной религии, расы и национальности, и соответственно следуетпринятым в данной национально-религиозной среде нормам конструированиякрасоты.В завершении данного параграфа мы можем сделать важные выводы,касающиеся конструирования женской телесной красоты в социокультурномпространстве.