Диссертация (Концептуализация понятия женской красоты в культурологическом дискурсе), страница 17
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Концептуализация понятия женской красоты в культурологическом дискурсе". PDF-файл из архива "Концептуализация понятия женской красоты в культурологическом дискурсе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 17 страницы из PDF
Как в основе модылежит устаревание предметов, так в основе массовой культуры лежит устареваниетрадиционных ценностей. Массовая культура, таким образом, изначальносоздается для недолговременного использования, она есть среда, в которойсменяются знаки. Ее императивом становится требование актуальности,современности,функциональнойпригодностидлячеловека-потребителя.Развитие средств коммуникации приводит к утрате символической основы вчеловеческом общении. На смену индивидуальности, живой культуре приходитритуализация бессмысленных знаков, не имеющих содержания. Формируетсянекий минимум таких знаков, обязательный для каждого «культурного» человека.Бодрийяр определяет этот минимум как «наименьшую общую культуру», котораявыполняет в массовом сознании роль «свидетельства культурного гражданства».Несмотря на большой интерес к феномену массовой культуры со стороныпредставителей социально-философской мысли, большинство ученых обходитстороной проблему влияния данного феномена на женщину в социокультурномдискурсе.
Обратимся к тому, как возникновение и развитие массовой культурыизменило традиционное положение женщины и ее образ в культуре. На рубежеXVIII-XIX веков в западном мире происходит Промышленная революция, вжизнь людей приходят машины, а ручной труд заменяется механизированным.154Ван ден Хааг Э. И нет меры счастью и отчаянию нашему. С. 241155См.: Бодрийяр Ж. Общество потребления: его мифы и структуры.
– 179 с.93Все это приводит к появлению такого социального феномена как «массы». Подмассами подразумеваются все те, кто независимо от пола и национальностиработали на машинном производстве, обслуживали машины и потреблялипроизводимые этими машинами товары. То есть на конвейерном производствесмогли в равной степени трудиться и мужчины, и женщины. Так ввысокотехнологичной массовой культуре сформировалась ситуация социальногоравенства. Изменения в соотношении социальных ролей отразилось и насоциальной и правовой сферах. Однако не только гражданское равенствоповлекло изменение положения женщин и их образа в массовой культуре.
Споявлением машинного производства в жизнь людей входит свободное время итакой феномен как досуг. Главной задачей индустрии развлечений в массовойкультуре становится отвлечение и отдых от монотонной работы на машинномпроизводстве, а главной целью потребителей массовой культуры – наслаждениежизнью в свободное от работы время.Вместе с тем образ человека и женщины в частности претерпеваетразительные изменения в массовой культуре. Если большинство традиционныхкультурпредставляютчеловекакаксложноеиерархическоесущество,сочетающее в себе духовную, материальную и психическую природы, то вмассовой культуре человек выступает, в первую очередь, как материальныйсубъект. В связи с этим вспоминается известный сингл 80-х гг.
певицы Мадонны«Material girl». В ситуации онтологического сужения природы человеканаивысшим наслаждением в иерархии материальных ценностей выступает секс, асексуальность становится одной из главных ценностей массовой культуры.Поскольку на массовую культуру оказывают влияние традиционные мужскиементальности,товкачествеосновногообъектасексуальныхжеланийрассматривается женщина, а следовательно она становится объектом индустрииженской красоты. Индустрия моды, косметической и пластической хирургии,рынок одежды, обуви, косметики, средств гигиены, парфюмерии – все направлено94на то, чтобы женщина стала привлекательной в глазах мужчин и была достигнутавысшая ценность массовой культуры – сексуальное наслаждение.При этом из образа женщины, тиражируемым массовой культурой,вытесняется его традиционная составляющая - «женщина-мать», происходитдесакрализация женского образа как «священной точки начала жизни», вместоэтого в массовой культуре образ женщины ассоциируется прежде всего ссексуальной самкой.
Используя концепцию Н. Хафизивой156, можно говорить отом, что на смену прообразу Евы приходит Лилит, а архетип «Великая мать»сменяется «Вечной женственностью». Массовая культура вбирает в себяотдельные элементы предшествующих этапов развития цивилизации, которыепроступают в ее повседневности в большей или меньшей степени в зависимостиот их созвучия с аксиологическими ориентирами этой культуры. Ярким примеромявляется восхищение человеческой телесностью, идущее через Ренессанс изантичности.
Красота тела становится чуть ли не основным достоинствомженщины в массовой культуре. Гипертрофированность телесной формы пытаетсявытеснить из женского образа духовное содержание. Соответственно женщинастала восприниматься в обществе как красивая вещь, призванная украшать собойсоциальный интерьер и обеспечивать необходимый антураж.Вместе с тем фундаментальной чертой массовой культуры являетсяювенилизация. Ценность молодости, в особенности тела, практически абсолютна.Молодость в массовой культуре выступает ключевой составляющей концептакрасоты, в первую очередь женской, и является условием счастья и этическимприоритетом. Ювенилизации подчиняется современный институт красоты – 1416-летние модели участвуют в модных показах и рекламируют те или иныеуслуги и товары «бьюти-индустрии», более зрелые женщины с рекламныхплакатов призывают дать бой естественному процессу старения и выглядеть156См.: Хафизова Н.А.
Архетипы Великой Матери и Вечной Женственности как способы производстваженской идентичности. С. 100-110.95моложе своих лет, а институт косметологии и пластической хирургии настольковошел в повседневность, что инъекции ботокса и подтяжка лица сталиобыденными потребительскими практиками.Таким образом, в обществе потребления созданы все условия для того,чтобы женщина конструировала свою телесность с помощью разнообразныхпотребительских практик. А массовая культура как некий идеологическийинструмент продвигает идею потребительства и инкорпорирует в нее императивженскойкрасоты.Медийныйхарактерсовременногообщества,медиапространство культуры задает и определенные каналы трансляциикультурных стереотипов и образцов, в том числе связанных с концептом«женская красота».
В данной работе мы сосредоточили свое внимание нанекоторых из них, а именно на глянцевых изданиях, на телевидении, нахудожественном кино и на сети Интернет.Одним из ключевых каналов распространения императива красоты всовременной культуре являются глянцевые журналы. В первую очередьнеобходимо сказать, что женский образ активно эксплуатируется как женскими,так и мужскими изданиями. Однако если в женской прессе женщина предстает вовсемразнообразиисоциокультурныхролей–отлюбящейматериивдохновенного кулинара, до руководителя крупного бизнеса и профессиональнойспортсменки, то в мужских журналах женщина, как правило, предстает в образесексуального объекта. Эротика как яркий маркер массовой культуры воплощаетсяв частности в обнаженных изображениях представительниц «прекрасного» пола вмужских журналах.
Самым известным примером эксплуатации женскогосексуализированного образа в мужском глянце является культовый журналPlayboy, издающийся с 1953 года и перешедший в on-line формат в 2015-ом. Вразные годы на его обложке страницах появлялись известные актрисы, певицы имодели: Мэрилин Монро и Элизабет Тэйлор, Деми Мур и Памела Андерсон,Мадонна и Синди Кроуфорд, и др.
Как заметил еще в 60-е годы XX векафранцузский философ Жорж Батай, «теоретически мужчина может быть96объектом желания женщины, как и женщина является объектом желаниямужчины. Нельзя сказать, что женщины более прекрасны или более желаемы, чеммужчины, однако в большинстве случаев женщины более открыты к тому, чтобыбыть желаемыми. Несмотря на радикальное изменение социальной жизниобщества в последнее десятилетие, женщина по-прежнему смотрит на себя«глазами мужчины», представляя себя объектом его желания»157. Следовательно,многие женщины не только соглашаются на данную эксплуатацию собственноготела в качестве некого сексуального товара, но и считают престижным появитьсяв обнаженном виде на обложке или страницах мужского журнала, который увидятмиллионы потребителей.
Таким образом, женский сексуализированный образ наобложке мужского журнала в массовой культуре является нормой, в то время какпротивоположная ситуация – обнаженный мужчина на обложке женского глянца– представляется, скорее, исключением.Однакообратимсякженскимглянцевымжурналам.Историческивозникновение журналов для женщин датируется XVII-XVIII вв., именно тогдапоявились издания, тиражирующие медиа-образ расточительной аристократкимодницы, интересующейся лишь новинками косметики, одежды и аксессуаров.Однако монополия данного образа в прессе продлилась недолго, с развитиемженского движения журналы начали освещать помимо модных тенденций, такжепроблемы социального и культурного характера. Как отмечает Н. Вульф, «рост иразвитие женских журналов исторически сопровождали рост и развитие женскогодвижения – и «мифа о красоте», который был и остается инструментом егосдерживания»158.вызваноТаким образом, развитие рынка женских журналов былобольшимивложениямикапитала,увеличеннойграмотностьюипокупательной способностью женщин рабочего класса, что, в свою очередь,157Грошев И.В.
Рекламные технологии гендера. - Общественные науки и современность. – 2000. - №4. -С. 175.158Вульф Н. Миф о красоте. С. 267.97способствовало и демократизации красоты. Данный процесс можно проследить напримере конструирования бренда всемирно известного женского журнала«Glamour». Изначально в 1939 году он назывался «Glamour of Hollywood» и былпосвящен моде и стилю кинодив. Слоган журнала сообщал буквально следующее:«Голливудский подход к моде, красоте и очарованию». Во время Первой мировойвойны происходит демократизация журнала - добавляются разделы про карьеру иотношения, «Glamour» начинает ориентироваться не на домохозяек и женщин изпривилегированныхзаботящихсяослоевсвоейнаселения,красотеианасамостоятельныхстремящихсякдевушек,самореализациивпрофессиональной и личной сферах.
Вместе с концепцией изменяется и слоган,теперь это «журнал для работающей девушки». Собственно, бренд журнала«Glamour» мало изменился за последние 70 лет и до сих пор ориентируется наданную целевую аудиторию.К глянцу, главной целевой аудиторией которого являются женщины, можноотнести большое количество представленных на рынке изданий – от кулинарныхжурналов, таких как «Еда», «Хлебсоль» и «Jamie», до журналов для беременных,матерей («Мама и я», «9 месяцев»), невест («Bride», «Wedding») и пр. Вместе стем, в качестве объекта данного исследования были выбраны те женскиежурналы, которые акцентируют свое внимание на таких темах как мода, красота,телесность, профессиональная и личная самореализация женщины. Остальныеиздания не были рассмотрены в рамках диссертационного исследования,поскольку, как правило, не выступают трансляторами концепта женской телеснойкрасоты, в их основе заложены архетипы Великой матери, Геры и пр.Переходя к анализу женского журнального дискурса, важно отметить, чтосовременный глянец выполняет в отношении женщин функцию наставничества.Используя концепцию архетипов Юнга, можно говорить о том, что в идеологиюсовременного женского глянца заложен архетипический образ Марии – духовнойматери, учительницы и наставницы.