Диссертация (Концептуализация понятия женской красоты в культурологическом дискурсе), страница 13
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Концептуализация понятия женской красоты в культурологическом дискурсе". PDF-файл из архива "Концептуализация понятия женской красоты в культурологическом дискурсе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 13 страницы из PDF
Эти легитимации заучиваютсякаждый раз новым поколением женщин в ходе гендерной социализации. Для тогочтобы женщина не отклонялась от принятых культурных норм конструированиятелесной красоты, в институте и формируются санкции. В современном обществесуществует культ молодости и стройности, граничащей с худобой, и в данныхсоциокультурных условиях взрослая женщина осознает, что «плохо быть старой»и «плохо быть толстой».
Данные когниции, поддерживаются определеннымиправила поведения,соответственноповедение институционализируетсяисоциальное конструирование красоты сводится к когнитивным программамтелесности. Так, в качестве примеров когнитивных программ выступаюттранслируемые культурой постулаты: «не ешьте после шести», «не употребляйтев пищу сладкое и хлебобулочные изделия» или «необходимо похудеть к лету».Нарушение данных программ приводит женщину к самоосуждению в виде: «несдержалась», «дала слабину» и последующей когнитивной корреляции междуотсутствием внимания со стороны мужчин и несоответствием тела женщиныкультурному идеалу красоты.Процесс конструирования телесной красоты, рассматриваемый нами спозиции институционализации, имеет своим отличием то, что культурныйстандартженскойкрасотывоспринимаетсяженщинами115Berger P., Luckman Т.
The Social Construction of Reality. P. 91.116См.: Berger P., Luckman Т. The Social Construction of Reality. P. 104.непростокак71объективная, но как реифицированная реальность117. С точки зрения социальныхконструктивистов реифицированный мир воспринимается человеком как чуждаяфактичность, как opus alienum, который ему неподконтролен, а не как opusproprium его собственной производительной деятельности.Женщина усваивает социокультурные нормы и санкции, предъявляемые кее телесности в рамках гендерной социализации. Одним из ярких примеровусвоения социокультурных норм красоты в детстве является игра девочки в куклуБарби, выступающую в качестве символа красоты и идеала телесности, ккоторому необходимо стремиться – при худых формам, сильно выделяющиесягрудь и бедра.
Данный образ женщины оказывает сильное и продолжительноевоздействие на девочек. Жаклин Урла и Алан С. Сведлунд118 рассматриваютБарби как противоположность императиву «репродуктивного тела», воплощениемкоторого в американской культуре является Норма. Данная скульптура быласоздана в 1945 году гинекологом Робертом Л. Дикинсоном и скульпторомАбрамом Бельски, на основе антропометрических данных, участвовавших вобследовании 15 000 молодых взрослых женщин, призванная увековечитьтелесность среднестатистической американской женщины.Норма предстала«идеальной женщиной, такой, какой должна быть американская женщина вовремя войны: подтянутая, с сильным телом и на пике репродуктивногопотенциала»119. Ей, согласно идее ученых, противопоставлена Барби какимперативне«репродуктивноготела»,асексуализированнойхудобы,выражающейся в нереалистичном телосложении куклы.117См.: Ильиных С.А. Социальное конструирование тела: хабитуализация и институционализация //Научные труды SWORLD.
2013. №2. С. 67-75.118См.: Urla J., Swedlund A.C. The Anthropometry of Barbie. Unsettling Ideals of the Feminine Body inPopular Culture // Shiebinger L. (ed.) Feminism and the Body. New York: Oxford University Press, 2000. P.397-428.119Ibid. P. 412.72Вместе с тем, необходимо отметить, что культурные нормы и санкции врамках концепта женской красоты носят ситуационный характер, то есть взависимости от той или иной ситуации социального взаимодействия механизмыинституционализации и конструирования красоты могут сильно варьироваться.Для этого обратимся к социльно-драматургическому подходу Ирвина Гофмана120.Он рассматривал самопрезентацию как сложный драматургический процесс.
Вданной работе, ссылаясь на драматургический поход, мы будем использоватьтерминологию, заимствованную из театрального дискурса и введенную в научныйобиход И. Гофманом: «житейский спектакль», «актер», «зрители», «свидетели»,«сцена», «закулисье», «режиссер», «костюм», «декорации» и пр.Согласно логике данного подхода, гендер играется в конкретных ситуацияхсоциальноговзаимодействия,которыеГофманназываетжитейскимиспектаклями. По мнению ученого, у человека есть два «Я» - внутреннее(представление о себе реальном) и идеальное (представление о том, каким надобыть). То есть у женщины есть представление о себе как реально существующеминдивиде со своими недостатками, вытекающими из них комплексами и пр.
Атакже есть представление о том, какой нужно быть в идеале, в том числе внешне.Данноепредставлениескладываетсяподвлияниеммассовойкультуры,социального окружения, повседневных практик и других факторов. Различиемежду двумя «Я» проблематизируется, а житейский спектакль выступает какнекий способ решения данной проблемы. В более или менее кратковременныхспектаклях (таких как «Свидание», «Экзамен» и пр.) индивид, выступая вкачестве актера, пытается сыграть себя идеального, тем самым манипулируявпечатлениями окружающих его людей, на реакцию которых направлен весьспектакль, т.е. на зрителей. Если нет зрителей – значит, нет и представления.Помимо зрителей существуют также свидетели, случайно наблюдающие игру120См.: Гофман И.
Представление себя другим в повседневной жизни М., 2000. – 304 с.73актера (в данной работе женщины), которых актер не наделил статусом зрителейи при исполнении своей роли не ожидает с их стороны реакции.Репрезентация себя производится с помощью различных средств, в томчисле костюма, который позволяет актерам обозначить свою социальнуюидентичность и индивидуальность еще до начала действия.
Стоит отметить, чтопод костюмом в данной работе будет подразумеваться инструменты, с помощьюкоторых женщина осуществляет телесные практики по достижению красоты, аименно - одежда, обувь, украшения, прическа, макияж и пр. Костюм являетсяодним из указателей, которой сигнализирует зрителям о том, в какой среденаходится данный объект.У каждого человека есть свой «личный передний план», составляющимикоторого являются те элементы, которые наиболее тесно связаны с исполнителем.Это - жесты, пол, возраст, умение одеваться.
Некоторые составляющие «личногопереднего плана» являются постоянными элементами (например, пол), другие жеменяются в зависимости от ситуации (например, одежда). В зависимости отфункций, которую исполняет информация, «личный передний план» делитсяГофманом на две составляющие: внешний вид и манеры. «К внешнему видуможно отнести те из них, которые действуют в данный момент, говоря нам осоциальных переменных состояниях исполнителя.
Сигналы внешнего видасообщают нам также о временном ритуальном состоянии индивида: занят ли онофициальнойобщественнойдеятельностью,работает,илипредаетсянеофициальным развлечениям; переживает он или нет новую фазу в сезонном,либо во всем жизненном цикле и т.п.»121.Используя данный подход, можно сделать вывод, что «исполнение»женщиной той или иной роли, хочет она того или нет, терпит влияние среды, вкоторой она обитает; представляя себя, женщина представляет общепринятыекультурные ценности. Ее костюм – это часть исполнения роли.
В зависимости от121Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. С. 125.74того или иного спектакля, будь то «Ужин в кругу семьи» или «Деловой завтрак»,женщина будет играть ту или иную роль, преследовать различные цели,следовательно, и практики красоты, исполняемые женщиной, будут значительновидоизменяться, а значит будет изменяться и ее игра «в женственность»,конструируемая«правиламиигры»,инымисловаминормамиданнойсоциокультурной общности. Таким образом, отталкиваясь от концепциисоциальной драматургии, можно дать следующее определение концепту «женскаякрасота»—этонеобъективноекачество,авпечатлениеаудитории,конструируемое в житейских спектаклях с помощью доступных ресурсов иосвоенных технологий, это текст, читаемый в соответствии с логикойконкретного языка тела и одежды.Культурныестандартыкрасоты,какужеговорилось,оказываютколоссальное влияние не только на потребительские практики современныхженщин, но также и на их восприятие социальной действительности.
Безусловно,есть исключения. Так, есть женщины, которые по тем или иным причинам непользуются косметикой, а значит, и пытаются избегать давления со стороныимператива красоты. Одной из возможных причин подобного поведения можетбыть сознательный протест культурным нормам или рассматривание макияжа вкачестве знака подчинения мужчине - эти женщины хотят быть любимыми внезависимости от их внешних данных и не желают использовать «дешевые трюки»для соблазнения противоположного пола. Другая причина - это отсутствие силбороться за свою красоту (наиболее типично для зрелых женщин), и такимобразом женщины носят своеобразный траур по себе. Однако, как правило, этоскорее демонстрация приверженности к контркультуре отдельно взятых женщин,которые так же, как и другие (а, возможно, и в большей степени) ощущают насебе давление идеала красоты, нежели распространенная в обществе практика.Стандарт красоты оказывает влияние на всех без исключения женщин содной лишь разницей в том, что одни безоговорочно следуют его постулатам,другие ощущают большее или меньшее его давление в зависимости от той или75иной ситуации социального взаимодействия, в то время как третьи пытаютсяизбегать или, более того, бороться с ним.
Конструирование женской красотывоплощается в потребительских практиках женщины на рынке индустриикрасоты. В данном параграфе мы постарались выделить ряд факторов, которыеоказывают влияние на потребительские практики современных женщин вконтексте идеала красоты. В первую очередь, факторы, оказывающие влияние напрактики женщин, необходимо разделить на две большие группы, одни изкоторых будут социокультурными, то есть выражать давление со стороныокружающей среды, а другие – личностными, базирующимися на социальных ипсихофизиологических особенностях индивида (рис.