Диссертация (Концептуализация понятия женской красоты в культурологическом дискурсе), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Концептуализация понятия женской красоты в культурологическом дискурсе". PDF-файл из архива "Концептуализация понятия женской красоты в культурологическом дискурсе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Первые попыткиформулирования понятия «архетип» прослеживаются в работах таких философов,как Платон, Плотин, Филон Александрийский. Затем данный термин нашелприменение в трудах средневековых богословов, так у Августина Блаженногохоть и нет «архетипа», но его заменяет понятие «идея»71. Позднее вклад вразвитие теории архетипов внесли И. Кант, Э. Дюркгейм, А. Шопенгауэр и другиефилософы. Сегодня понятие архетипа широко используется в лингвистике,этнографии, литературоведении, социологии, религиоведении и других областяхнаучного знания. Что касается современной культурологии, то сегоднякультурныеархетипырассматриваютсяпреимущественнокак«базисныеэлементы культуры, формирующие константы модели духовной жизни»72,«глубинныекультурныеустановки«коллективногобессознательного»,величайшим трудом поддающиеся изменениям»73.71Юнг К.Г.
Архетип и символ. – М.: Ренессанс, СП "ИВО-СиД", 1991. - С. 94.72Культурология. XX век. Энциклопедия: в 2-х т. Т.1. - СПб.: Алетейя, 1998. - С. 38.73Большой толковый словарь по культурологии / Б. И. Кононенко. – М.: Вече 2000, АСТ, 2003. – 512 с.с45Автором самой известной концепции архетипов является швейцарскийученый, основоположник аналитической психологии Карл Густав Юнг. Онвыделял три составляющие личности (души): эго, личностное бессознательное иколлективное бессознательное. Согласно его теории, эго – это сознание, котороепозволяет нам воспринимать себя как целостность, а личное бессознательноепредставляют собой представления, воспоминания, комплексы и ощущениячеловека, которые были вытеснены из сознания. Остановимся же более подробнона последнем, более глубоком слое личности – коллективном бессознательном,поскольку именно там и находятся архетипы. Коллективное бессознательноепредставляет собой некое хранилище скрытых следов памяти предков,инстинктов.
Здесь хранятся мысли, связанные с глубинами истории эволюции, иблагодаря наследственности эта часть бессознательного является общей духовнойосновой для всего человеческого.Под архетипами Юнг понимал своеобразные когнитивные образцы,коррелятами которых выступают инстинкты74. Подобно тому как инстинктыпостулируются путем наблюдения за единообразием в биологическом поведениилюбой особи того или иного вида, архетипы вырисовываются в результатенаблюдения за единообразием психических явлений.«Архетип – класспсихических содержаний, события которого не имеют своего источника вотдельноминдивиде.Спецификаэтихсодержанийзаключаетсявихпринадлежности к типу, несущему в себе свойства всего человечества как некоегоцелого. Эти типы, или «архаические остатки», Юнг называл архетипами»75.Ученый говорил о том, что архетипы не входят в сознание, они всегдасоединяются с какими-либо представлениями опыта и подвергаются сознательнойобработке.
Ближе всего к самим архетипам эти образы сознания («архетипическиеобразы») предстают во снах, галлюцинациях, когда сознательная обработка74См.: Юнг К.Г. Архетип и символ. С. 156.75Зеленский В. Словарь аналитической психологии. – М.: Высш. шк., 2000. С. 946минимальна. Эти образы одновременно воспринимаются человеком и как нечтожуткое, чуждое, и как божественное, бесконечно превосходящее его самого76.«Архетипы – непредставимые сами по себе, они проявляются в сознанииследствиями самих себя, в качестве архетипических образов и идей. Этоколлективные бессознательные паттерны (модели), или мотивы, возникающие изколлективного бессознательного и являющиеся основным содержанием религий,мифологий, легенд и сказок.
У индивида архетипы появляются в сновидениях игрезах»77. Таким образом, Юнг разводит понятия архетипа и архетипическогообраза и рассматривает второе как форму представления архетипа в сознании.В своей работе «Структура души» Юнг пишет: «Все самые яркие и мощныеидеи восходят исторически к архетипам.
И это особенно верно в отношениирелигиозных представлений, хотя центральные понятия науки, философиии этики также не составляют исключения из этого правила. В своем нынешнемвиде онипредставляют собойсозданныхпосредствомвариантыих сознательногоархетипическихпримененияпредставлений,и приспособленияк действительности. Ибо функция сознания заключается не только в осознаниии усвоении внешнего мира через врата наших чувств, но и в переводе мира, каквнутринас,таки вокругнас,в зримуюи существующуюпрекраснуюреальность»78.Юнг предполагал, что архетипов может быть неограниченное количество иони могут перекрывать либо дополнять друг друга.
Среди архетипов ученыйвыделял такие, как Самость, Дух, Герой, Великая мать, Дитя, Анима, Анимус,Старец-мудрец/Мудрая старуха и другие. Рассмотрим более подробно текатегории теории Юнга, которые, по нашему мнению, имеют непосредственноеотношение к проблематике данного диссертационного исследования.76См.: Юнг К.Г. Архетип и символ. С. 171.77Юнг К.Г. Человек и его символы. – СПб.: Б.С.К., 1996. – С. 451.78Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. - СПб.: Университетская книга, 1997.
- С. 329.47Персона (persona – от лат. «актерская маска») – социальное «Я», рольчеловека, проистекающая из социальных ожиданий и обучения в детстве ивыполняющая функцию социальной адаптации, то есть это некая психическаяструктура, связывающая эго с социумом.
Персона представляет собой идеальныеаспекты личности, вынесенные во внешний мир. Юнг пишет: «Персона есть то,чего в действительности вовсе и нет, но о чем ее представитель, равно как идругие люди, думает как о существующем»79. Персона – это и есть та социальнаяроль, которую исполняет индивид в обществе, она отличается от личности, отреального лица индивида. Полное отождествление собственного я с персоной,согласно Юнгу, является причиной различного рода неврозов. Персонапредставляет собой некую защитную оболочку, которая оберегает внутреннее,личное от внешнего проникновения.
Одним из символов персоны выступаетодежда. Персона пластична, она легко может подстраиваться под социальныйконтекст. Таким образом, персона с одной стороны предстает как социальнаяидентичность, а с другой выступает в качестве идеального образа.Персонепротивопоставленатень(shadow;schatten).Еслиперсонарасположена между эго и внешним миром, то тень является психическойструктурой, соединяющей эго и бессознательное.
Тень представляет собойсовокупностьличностныххарактеристикипсихическихпотенций,осуществовании которых индивид не подозревает. Как правило, она представляетсобой негативные стороны психики индивида, подавляемые сознательным эго.Часто человек не может распознать и признать свою тень. Тогда он начинаетискать ее в других, то есть бессознательное качество самого себя опознается вовнешних объектах. Обнаружение же тени как характеристики собственнойличности может привести к замешательству и депрессии.
«Каждый носит с собойтень, и чем меньше она подключена к индивидуальной сознательной жизни, темона темнее и гуще. Если плохое качество осознано, то всегда есть шанс его79Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. Киев, 1996. - С. 26148исправить. Помимо этого, оно находится в постоянном контакте с другимиинтересами, так что подвержено непрерывной модификации. Но если теневаясторона подавлена и изолирована от сознания, то она никогда не будетисправлена, и постоянно имеется возможность ее внезапного прорыва в самыйнеподходящий момент»80. Реализации тени препятствует персона, котораядиктует правила самопрезентации индивида в обществе.Перейдем к пологендерным архетипам Юнга – Аниме и Анимусу.
Анима(anima – от лат. «душа») – бессознательная женская сторона личности мужчины,которая персонифицируется во снах. Анима определяется существующими вкультуре архетипическими образами женщин, а также опытом мужчинывзаимодействия с женщинами, в частности с матерью. Юнг выделяет четыреархетипических образа, проецируемых мужчиной на женщин, каждый из которыхдвойственен по своей природе, то есть имеет положительную и отрицательнуюсторону: Ева, Елена, Мария и София.
Ева воплощена в Матери-Земле. Она можетприходить в сновидениях в образе крестьянки, собирающей урожай илиприготавливающей пищу. Положительный аспект данного образа олицетворяетподдержание жизни (питание, забота), негативный выражается в сдерживании вразвитии. Следующий архетипический образ – Елена, она воплощает собойсексуальное желание.
Она может приходить в образе модели или актрисы. Ееположительной стороной является восхищение и поклонение, отрицательныйвыражается в манипулировании сновидцем. Еще один женский образ – Мария,чистая, непорочная девственница, духовная мать. Во снах она может приходить вобразе, учительницы, наставницы. В положительном смысле она выступает вобразе независимой, цельной личности, знающей себе цену, но вместе с тем, онаможет быть крайне требовательной и отстраненной. И наконец, София –квинтэссенция мудрости.
Она может воплощаться в образе зрелой женщины,80Юнг К.Г. Архетип и символ. С. 182.49которая при всей своем опыте и умудренности, может использовать их вразрушительных целях81.Согласно Юнгу, Анима противопоставлена персоне, находится с ней вкомпенсаторных взаимоотношениях. Ученый пишет: «Персона – идеальнаякартина мужчины, каким он должен быть, внутренне скомпенсирована женскойслабостью, и в той степени, в какой мужчина играет роль сильного снаружи,внутри он оказывается слабой женщиной, т.е. Анимой, поскольку именно Анимареагирует на персону. Но так как внутренний мир темен и невидим, и так какмужчина, чем меньше он способен признать свою слабость, тем большеотождествляется с персоной, то антипод персоны – Анима остается всовершенной темноте и оказывается полностью спроектированной, а нашегогероя можно обнаружить под каблуком у своей жены»82.Перейдем к бессознательной мужской стороне личности женщины –Анимусу (animus – от лат.
«дух»). Анимус представляет собой автономноепсихическое содержание в личности женщины, он противоположен Аниме ивыступает как «внутренний мужчина» в бессознательном женщины. В случаеидентификации с Анимусом, женщина становится жесткой и самоуверенной, помнению Юнга. Если женщина одержима Анимусом, то она рискует потерять своюженственность. Согласно Юнгу, «если у мужчины в общем во внешней установкепреобладает или, по крайней мере, считается идеалом логика и предметность, то уженщины – чувство.