Диссертация (Концептуализация понятия женской красоты в культурологическом дискурсе), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Концептуализация понятия женской красоты в культурологическом дискурсе". PDF-файл из архива "Концептуализация понятия женской красоты в культурологическом дискурсе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
Автор показывает, что положение в109См.: Bourdieu P. Structures, habitus, practices // Modern Social Theory: Bourdieu, Giddens, Habermas. -Novosibirsk: Publishing House of Novosibirsk. University Press, 1995. - P. 16-39.110Бурдье П. Различение: социальная критика суждения (фрагменты книги) / пер. с фр. О.
И. Кирчик //Западная экономическая социология: хрестоматия современной классики. - Москва: РОССПЭН, 2004. С. 180.65социальной структуре и стиль жизни неразрывно связаны между собой.Культурные практики тесно связаны, по мнению Бурдье, с социальнойструктурой, тем местом, которое субъект занимает. По результатам проведённогоБурдье исследования - они зависят от социального происхождения и уровняобразования.Отталкиваясь от данной теории можно сказать, что гендерная структуравоспроизводится через множество механизмов, одним из которых являетсяпотребление, в том числе потребление одежды и обуви. Потребление тех илииных товаров и услуг является результатом проявления гендерных стереотиповповедения индивидов в обществе, а императив красоты лишь поддерживаетинтенсивность этого потребления.
В своей книге «Поведение потребителей»Владимир Ильин пишет о том, что существует феномен, который «называютсоциальным конструированием чувства идентичности, принадлежности к той илииной группе. Это конструирование представляет собой процесс использованиятаких предметов потребления, как популярная музыка или занятия определеннымвидом спорта, также одежда или обувь для обозначения себя как члена той илииной группы или наоборот - для подчеркивания своего пребывания вне ее»111.Таким образом, индивиды и социальные общности существуют лишь всравнении и признании их отличия от других индивидов и социальных групп.Именно хабитус как структура, которая организует практики и их восприятие,лежит в основе формирования вкуса и стиля жизни индивида.
Как отметил ЭмильДюркгейм, «в каждом из нас живет «вчерашний человек», поскольку настоящеелишь в незначительной мере сравнимо с прошлым, откуда мы родом и в котороммы сформировались»112. Индивид не рефлексирует по поводу своего прошлого, попричине того, что оно инкорпорировано в него, является частью его111Ильин В.И. Поведение потребителей. - СПб.: Питер, 2000.
- С. 78.112Шматко Н.А. Различение. Социальная критика суждения // «Социологическое пространство ПьераБурдье». suzhdenija[Электронныйресурс]. -URL:http://bourdieu.name/content/razlichenie-socialnaja-kritika-66бессознательного. Вследствие этого он не предрасположен принимать вовнимание его законные притязания на руководство сегодняшним поведениеминдивида.
И, наоборот, самые последние социальные установления человекощущаеткрайнеостро,посколькуониещенепревратилисьвегобессознательное. Подобно этому хабитус есть история, «ставшая природой»,неосознаваемаяиндивидом113.Хабитусусвойственнапостоянностьизащищенность от изменений при помощи отбора новой информации и уклоненияот той, которая может поставить под сомнение уже накопленную информацию.Это значит, что женщина, конструирующая свой гендер с помощью практиккрасоты будет селективно относиться к информации, имеющей отношение кконструированию. Так, общеизвестный факт, что диеты имеют большенегативных последствий, чем позитивных (в расчет не берутся лечебнооздоровительные диеты).
Вместе с тем, большинство женщин, использующихрассматриваемую пищевую привычку для конструирования тела, акцентируютсвоевниманиенапримерахположительногоэффектадиет,игнорируяпредупреждения о возможных проблемах. Этот пример ярко демонстрируетселективность хабитуса. Вместе с тем, хабитус выступает в качестве инструмента,который использует «институт красоты» для закрепления потребительскихпрактик женщин. Девочкам с раннего детства покупают пусть и игрушечную, нокосметику, одевают в платья и туфли, делают прически. В дальнейшем они уже вподростковом возрасте начинают краситься «по-настоящему» и носить туфли нена маленьком каблучке, а на десятисантиметровой шпильке.
А будучи зрелымиженщинами, не могут представить своего утра без нанесения макияжа, а платьябез туфель на высоком каблуке. Все это пример того, как хабитус, превращаясь впривычку, закрепляет за женщиной те потребительские практики, которыевыгодны сегодня как модному бизнесу, так и индустрии красоты, в целом.113См.: Бурдье П. Различение: социальная критика суждения (фрагменты книги). С. 25067Другим важным аспектом конструирования женственности являетсяинституционализация женской телесной красоты.
С точки зрения П. Бергера и Т.Лукмана, институционализация происходит везде, где осуществляется взаимнаятипизация опривыченных действий деятелями разного рода114. Социальныеинституты контролируют человеческие практики, предопределяя их образцы,которые придают поведению одно из многих возможных направлений.Институционализация в отношении конструирования гендерно маркированноготела связана с созданием института красоты. Институционализация может бытьрассмотрена в трех аспектах: как типизация разного рода практик поконструированию женщиной телесной красоты, как процесс контроля за теми илииными действиями по достижению идеала красоты и как процесс формированияряда позитивных и негативных санкций в случае выполнения или невыполнениястандартизированных практик красоты.Первая составляющая институционализации – типизация действий посозданию телесной красоты.
Сюда можно отнести диетарные практики,косметологические процедуры и хирургические вмешательства в женскуютелесность, шопинг, нанесение макияжа, посещение салонов красоты, фитнесклубов и пр. Процесс институционализации женской телесной красотывыражается в том, что большинство женщин, как, впрочем, и мужчин, может, незадумываясь, назвать параметры женского идеального тела и способы егодостижения. Процесс типизации практик красоты напрямую связан с развитиеминдустрии красоты – рынком одежды и обуви, макияжа и парфюмерии, «бьюти»и фитнес-услуг.Процесс типизации практик красоты («бьюти-практик») подкрепляетсядругими институтами – семьей, средствами массовой информации, рынком,профессиональной средой и т.д. Так с раннего возраста матери одевают в платья,туфли и делают прически своим дочерям, позже вторые воплощают те установки114См.: Berger P., Luckman Т. The Social Construction of Reality.
P. 92.68и производят практики, которые были усвоены в семье, уже самостоятельно.Данный процесс усвоения представлений о красоте и практиках по еедостижениюподдерживаетсярекламойвСМИ,атакжеобразами,транслируемыми массовой культурой - на телевидении, в литературе и глянцевыхизданиях. Рынок поддерживает данные представления о женской красоте,предлагая самый разнообразный перечень товаров и услуг, постоянно расширяяассортимент и создавая все более сложную схему достижения «идеальнойкрасоты».
В процессе профессиональной самореализации женщина также частосталкивается с требованиями, предъявляемыми к ее внешним данным – как приприеме на работу, так и при продвижении по карьерной лестнице. Таким образом,как мы видим, процесс типизации действий по достижению телесной красотыимеет сложный многоуровневый характер. Даже если женщина игнорирует илисопротивляется следованию стандартам конструирования красоты, она не можетполностью быть изолирована от социокультурных требований по ее созданиюзасчет участия большого количества институтов.Что касается второго аспекта институционализации – осуществленияконтроля за практиками красоты, то данный механизм может реализовываться какв виде внешнего контроля со стороны социума, так и в качестве самоконтроля состороны женщины.
Результаты внешнего контроля могут выражаться в фразахокружающих: «Что-то ты набрала за последнее время» или «Ты выглядишь оченьуставшей» и пр. Практики социального контроля наиболее явно выражаются в техпрофессиональных сообществах, где телесные параметры женщины играютважнейшуюроль–модельныйбизнес,балет,телевидение.Практикисамоконтроля заключаются в ограничении в пище, посещении фитнес-клубов,косметологических процедурах, регулярном взвешивании и измерении объемовтела. В академическом феминизме самоконтроль и следование идеалу красоты,существующему в культуре, обуславливается феноменом интериоризации«мужского взгляда» - наличием «гипотетического мужчины», существующего в69женском сознании и выражающего эстетические представления, транслируемыекультурой.Третья неотъемлемая составляющая институционализации социальногоконструирования красоты - формирование ряда позитивных и негативныхсанкций в отношении женщины, придерживающейся или нет культурныхстандартов красоты.
Социальным воплощением позитивных санкций могут бытькомплименты окружающих, внимание и восхищение со стороны мужчин изависть со стороны женщин. Остановимся более подробно на негативныхсанкциях. Они могут быть различными – как внутриличностными, так исоциальными. Женщина может наказывать себя за несовершенное телоголодовками, неэффективной коммуникацией с окружающими, социальнойсамоизоляцией.Социальныенегативныесанкциимогутвыражатьсявкритической оценке внешности индивида со стороны окружения.
Здесьнеобходимоучитывать,чтоинституциональныйпорядоксоциальногоконструирования женской красоты постепенно расширяется. Так, в детстве детямуже известны стандарты «мальчика» и «девочки» соответствующего возраста.Девочкам, не соответствующим данным стандартам детской телесности,ровесникимогут«бегемотиха»,давать«дылда»иобидныепр.прозвищаРасширение–«толстуха»,«жирная»,институциональногопорядкапроисходит поэтапно, сначала, когда девочка входит в стадию пубертатногопериода, затем юности и зрелости. Здесь культурные стандарты красоты и нормыконструирования женской телесности предстают не только как примерыобъективной реальности, но и как неоспоримые факты.
В этом случае женщина неможет избавиться от институционального порядка «идеальной телесной красоты».П. Бергер и Т. Лукман утверждают, что «институты сопротивляются попыткамизменить их или обойтись без них. Они имеют над индивидом принудительнуювласть и сами по себе, благодаря силе своей фактичности, и благодарямеханизмам контроля, которыми обычнорасполагают наиболееважные70институты»115. Иными словами, вне зависимости от своего желания, женщинапопадает под влияние института красоты. Женщина может сопротивляться егодавлению, но институт все равно имеет над ней имплицитную власть. Какрезультат, женщина начинает мыслить в соответствии с теми когнициямиинституционального порядка, которые существуют рамках института красоты.Расширяющийся институциональный порядок создает соответствующую завесулегитимации, простирающую над индивидами свое защитное покрывалонормативной и когнитивной интерпретаций116.