Диссертация (Трактат исламского богослова аш-Шарифа ал-Муртады Захират ал-‘алим ва-басират ал-мута‘аллим (Сокровище сведущего и разумение наставленного) как памятник му‘тазилитской традиции), страница 9

PDF-файл Диссертация (Трактат исламского богослова аш-Шарифа ал-Муртады Захират ал-‘алим ва-басират ал-мута‘аллим (Сокровище сведущего и разумение наставленного) как памятник му‘тазилитской традиции), страница 9 Философия (49184): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Трактат исламского богослова аш-Шарифа ал-Муртады Захират ал-‘алим ва-басират ал-мута‘аллим (Сокровище сведущего и разумение наставленног2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Трактат исламского богослова аш-Шарифа ал-Муртады Захират ал-‘алим ва-басират ал-мута‘аллим (Сокровище сведущего и разумение наставленного) как памятник му‘тазилитской традиции". PDF-файл из архива "Трактат исламского богослова аш-Шарифа ал-Муртады Захират ал-‘алим ва-басират ал-мута‘аллим (Сокровище сведущего и разумение наставленного) как памятник му‘тазилитской традиции", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 9 страницы из PDF

дис. … кандидата филос. наук / МГУим. М.В. Ломоносова. М., 1984.3Киладзе Н.В. Философская лексика средневекового Востока. (По основным материалам XI–XII вв. наарабском и грузинском языках). Тбилиси, 1980. С. 46–47.4Термином мутакаллим обозначали лицо, которое занимается каламом, он был связан не столько сформулированием основ ислама в аналитическом языке, сколько с полемикой как политического, так и32арабского языка (как языка откровения) и мудрости мусульманского писаниянад греческим языком и греческой философской мыслью» 1. Иначе говоря,термин калам в средневековой арабоязычной философии в широком смыслеобозначал любое рассуждение на религиозно-философскую тему, в болееузком значении – спекулятивную дисциплину, дающую догматам исламатолкование, основанное на разуме.

В свете того, что мутакаллимыобращались к диалектическим (в аристотелевском смысле этого термина)методам рассуждения, термин калам стал приобретать новую семантику. Вспециальном значении этот термин получал употребление для обозначениялогики (мантик), предметом которой становится, например, описание ипонимание божественного атрибута речи и предсуществующего Корана.Под влиянием немецкой школы востоковедения первой половины XXв., доктрину му‘тазилитов называли схоластикой ислама, мусульманскимвариантомраввинскогорелигиознойиудаизма,философии,характеризующимсяхристологическихспоровсоединениемсиро-византийскогохристианства (Иоанн Дамаскин и его ученик Федор Абу Курра), индийскоймировоззренческой системы (учение суманитов, ас-суманиййа), логикиАристотеля и космологии стоиков, получившим развитие и господство натерритории Омейядского и Аббасидского халифатов в VIII–XI вв.2 Мощноерелигиозного характера (Pines S.

A Note on an Early Meaning of the Term Mutakallim // IOS. 1, 1971. P. 224–240). Так же см.:Pines S. Some traits of Christian theological writing in relation to Moslem Kalām and to Jewishthought. Jerusalem, 1973; idem: Pines S. Summary of Arabic Philosophy / P.M. Holt, A.K.S. Lambton and B. Lewis(eds.) // The Cambridge History of Islam. Cambridge, 1970.1Кныш А.Д. Борьба идей в средневековом исламе: теология и философия // Ишрак: ежегодник исламскойфилософии.

№ 2. М., 2011. С. 463.2Подробнее см.: Steiner H. Die Mu‘taziliten oder die Freidenker im Islam ein Beitrag zur allgemeiner; WolfsonH.A. The Philosophy of the Kalām; Rundgren F. Über den griechischen Einfluß auf die arabischeNationalgrammatik // Acta Universitatis Upsaliensis, 2.5, 1976. S. 119–144; Becker C.H. Christliche Polemik undislamische Dogmenbildung // Zeitschrift für Assyrologie und verwandte Gebiete, 27. 1912. S.

175–195; Peters F.E.The Origins of Islamic Platonism: the School Tradition // Islamic Philosophical Theology. Ed. Parviz Morewedge,1979. P. 14–45; Gardet L. Aux débutes de le réflexion théologique de l’Islam // Ibid. P. 46–59; Van Ess J. Theologieund Gesellschaft im 2. und. 3. Jahrhundert Hidschra: Eine Geschichte des religiösen Denkers im frühen Islam.Berlin; New York, 1992. А. Кремер связывал калам с сиро-византийским христианским богословием и сиудаизмом; С. Горовиц говорил о влиянии античных стоиков; М. Хортен высказывался о заимствованиях избуддийской философии. Например, можно отметить, сближение калама с мыслительными схемамихристианской патристики, а именно с учением о свободе (libertas) Августина, в котором предполагаетсявозможность выбирать наилучшее; антропология Августина (различение зла нравственного и физического).(Подробнее см.: Майоров Г.Г.

Формирование средневековой философии (латинская патристика). М., 1979.33идеологическоедвижениему‘тазилитовсыгралоогромнуюрольвраннесредневековом исламе, в частности, в истории развития мусульманскойдогматики. Му‘тазилитская литература зародилась на Востоке в ту эпоху,когда запасы знаний по истории природы и общества были болеезначительными, чем на Западе. Образуя своего рода элитарное направление,му‘тазилизм не нашел поддержки у простого народа. Учение му‘тазилитовформировалось в среде образованных людей, оно не получило широкогораспространения и понимания среди «простых» мусульман. Чтобы статьубежденным му‘тазилитом, необходимо было иметь глубокие познания нетолько в области философских и теологических наук, но и в области физикииматематики.аристократиюМу‘тазилитыислама,«невежественную»толпучтопредставлялипозволялосуннитов.собойимВместеинтеллектуальнуюсвысокастемсмотретьнаисследователямиотмечается стремление му‘тазилитов привлечь внимание широких масс к ихфилософско-теоретическим построениям и воспитать в них способностькритического анализа.

Правда, мы нигде не находим свидетельств омассовых переходах суннитов на сторону му‘тазилитов. Большинствусуннитов высокие му‘тазилитские идеи были совершенно недоступны.Му‘тазилитское учение возникло в Басре в конце правленияОмейядов1. Основателем школы му‘тазилитов считается ученик известноготеолога ал-Хасана ал-Басри (642–728)2 – маула (неараб, вольноотпущенник)Васил ибн ‘Ата’ (700–749)3. Согласно наиболее распространенной версии,Васил ибн ‘Ата’, принадлежавший к городским ремесленным и торговымкругам, о чем свидетельствует его имя ал-Газзал (прядильщик, торговецС.

9, 318, 322; Walzer R. Islamic Philosophy // Greek into Arabic: Essays on Islamic philosophy. Cambridge, 1962.P. 1–3).1Основные представители му‘тазилитов и их последователи развивали свои учения в городах Басры иБагдада (Nader A.N. Le système philosophique de mu‘tazila (premiers pensers de’l Islam). Beyrouth, 1956. P. 17–18).2Ал-Хасан ал-Басри был аскетом, его считают неофициальным правителем Басры и основателем суфизма.Подробнее о нём см.: Петрушевский И.П. Указ. соч. С. 217-227.3Ибн ал-Муртада. Указ. соч.

С. 28.34пряжей)1, отделился, отошел от своего учителя из-за разногласия по вопросуо том, остается ли мусульманин верующим, впавшего в тяжкий грех. Висламе самым тяжким грехом считается многобожие (ширк). Так, по мнениюал-Басри, мусульманина, совершившего тяжкий грех, следует признатьлицемером (мунафиком), заслуживающим наказания в загробной жизни.Тогда как часть учеников считала, что он остается верующим, хотя иперестает быть правоверным, однако он занимает промежуточное состояние(ал-манзила байн ал-манзилатайн) и заслуживает наказания.Все му‘тазилиты придерживались более или менее одинаковыхвзглядов относительно пяти «основоположений веры»: божественнаясправедливость (ал-‘адл), единобожие (ат-таухид), обещание и угроза (алва‘д ва-л-ва‘ид), промежуточное состояние между верой и неверием (алманзила байн ал-манзилатайн), повеление одобряемого и запрещениепорицаемого (ал-’амр би-л-ма‘руф ва-н-нахй ‘ан ал-мункар)2.

Из них самымиважными для му‘тазилитов были два принципа: принцип божественнойсправедливости и принцип единобожия. При всем многообразии инеоднородности му‘тазилитского течения, «это было то общее, что роднилоих всех независимо от любых разногласий по более частным вопросам»3.Именно эти положения послужили поводом для различных дискуссий ифилософских построений му‘тазилитов, разработок по нескольким важнымфилософско-теологическим проблемам: божественные атрибуты, извечностьили сотворенность Корана, сотворение мира, атомизм, причинность иприрода,предопределениеисвободаволи.Му‘тазилитыширокоиспользовали методы, разработанные фикхом (мусульманским правом).Самыми важными из них в каламе были методы ра’й (личное суждение) икийас (суждение по аналогии).1Nader A.N.

Le système philosophique de mu‘tazila (premiers pensers de’l Islam). P. 23–24.Nader A.N. Le système philosophique de mu‘tazila. P. 15.3Смирнов А.В. Великий шейх суфизма. С. 14.235Му‘тазилиты уже на раннем этапе своей деятельности заявили себяоткрытыми противниками всякого антропоморфизма в понимании Бога.Начиная с Васила ибн ‘Ата’ и вплоть до аз-Замахшари, они опровергалипредставления о телесности Бога и Его локализованности и выдвигалирациональные объяснения отсутствия у Бога каких бы то ни было качеств,аналогичныхчеловеческим.Принципстрогогоединобожиядляму‘тазилитов были общей исходной установкой; и «слово Бога», «Божьяречь» [т.е. Коран], по их убеждению, в отличие от божественной сущности,возникло во времени, а стало быть, оно «не было вечным a parte ante»1.Знаменитый средневековый мусульманский теолог, крупнейший знатокистории религий аш-Шахрастани отмечал особую крайность му‘тазилитскихустремлений в отстаивании единобожия, указывая на то, что «му‘тазилитыпроявляли чрезмерность до того, что через отрицание божественныхатрибутов пришли к отрицанию [Творца]»2.

Любая другая интерпретациябожественного слова истолковывалась как отступление от веры, многобожие(ширк). Большая часть верующих мусульман почитала саму речь Бога (калам’Аллах), иначе говоря Коран, как нечто обожествлённое, что в принциперасходилось с «официальной» позицией му‘тазилитов. Концепция личного и«живого»Богаму‘тазилитовзадевалачувстваверующих.Особаясклонность му‘тазилитов к полемике, объяснялось всей их системой,базирующейся на диалектике. «Му’тазилиты говорят: “Когда спорят ученые,то правы обе стороны”.

Эти схоласты вовлекали в орбиту своихумозрительных исследований все что угодно – “они хотели все знать”»3.СоздаваякартинуединствабытияиединственностиБога,му‘тазилиты стремились к предельной чистоте этой идеи. Наделение Богакачествами, подобными человеческим, и признание их означало, что наряду сБогом существовали всегда и другие сущности, олицетворяющие эти1Грюнебаум Г.Э.

фон. Классический ислам. Очерк истории (600–1258). М., 1986. С. 89.Аш-Шахрастани М. Указ. соч. С. 33.3Мец А. Мусульманский ренессанс. Изд. 2-е. М., 1973. С. 173.236качества. Му‘тазилиты были решительными противниками такой идеи.Абсолютное единство Бога, по их мнению, должно заключать в себеотсутствие в Боге множественности, признание качеств или атрибутовозначало бы отрицание единственности Бога, а значит и отступление от веры,от главного свидетельства в исламе: «Нет никакого божества, кроме Бога».Именно в свете этого Бог может быть охарактеризован лишь через отрицание(нафй) автономного существования Его атрибутов. В этом смыслему‘тазилитский Бог сродни платоновскому Единому: А есть А, истинно то,что тождественно самому себе.

Однако му‘тазилиты позволяют себеопределенное допущение, признавая всё же два качества у Бога – знание иволю. Закономерным в этом отношении было стремление му‘тазилитовзанять «среднее положение». Они выдвинули принцип, согласно которомубожественныеатрибутынеявляютсянисуществующими,нинесуществующими1, то есть они могут существовать вне разума, разве что всловесном выражении имён, что позволяет говорить о другом виде ихсуществования – в уме (фи ал-‘акл). Эта точка зрения сравнивается срешением проблемы универсалий Абеляром с позиций концептуализма.Входеформулируетсямногочисленныхстержневаядискуссийпроблема–всредеотрицаниемутакаллимовизвечности,илисотворённость, Корана (халк ал-Кур’ан).

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5232
Авторов
на СтудИзбе
424
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее