Диссертация (Ценностный дискурс современных СМИ Русской Православной Церкви (на материалах Уральского Федерального округа)), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Ценностный дискурс современных СМИ Русской Православной Церкви (на материалах Уральского Федерального округа)". PDF-файл из архива "Ценностный дискурс современных СМИ Русской Православной Церкви (на материалах Уральского Федерального округа)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
В переходный период развития страны доминирующими вценностном сознании граждан того времени стали три ценности государственногои нравственного толка: законность, общение, семья. В 1990 г. их одобряли 61–65% населения (см. табл.).84Ценности россиян в 1990 г. (в %)ЦенностиЗаконностьОбщениеСемьяРаботаНравственностьСвободаЖизнь индивидаСамопожертвованиеТрадиционностьНезависимостьИнициативностьВольностьБлагополучиеАвторитетность83Ранги1234567891011121314Июль 199065,365,161,050,048,446,145,844,041,040,036,223,323,018,0Перестройка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=661013 (датаобращении: 13.04.2014).84Лапин Н.И., Беляева Л.А., Наумова Н.Ф., Здравомыслов А.Г.
Динамика ценностей населения реформируемойРоссии. М.: «Эдиториал УРСС», 1996. С. 68.33Приоритет маркера «законность» объясняется распространением в 1990-х гг.таких идеологем как «Можно все, что не запрещено законом», «Надо жить позакону, а не по совести» и др. По существу россиянам предлагалось решитьвечную нравственную дилемму: «По совести или по закону?».
Выбор в это времяделается в пользу последнего, а совесть как главный внутренний этическийрегулятор отходит на второй план.Несовременным стал не только данный регулятор, но и целый рядтрадиционных и советских постулатов – дух коллективизма, взаимопомощи,любовь к Родине, уважение к культурным и народным традициям.
Вместо этого,не без помощи западных политиков, в России началась инфильтрацияиндивидуалистической идеологии «рыночника», причем не только в сферуэкономики, но и в культурную, общественную и нравственную плоскости. Наэтической арене появился дух индивидуализма, а с ним – дух конкуренции исоперничества, погоня за прибылью и личной выгодой любой ценой,безразличное отношение к людям. Все чаще вместо человеческого сочувствия вответ можно было услышать фразу: «Это твои проблемы!».Осознавая нравственное падение нового общества, в ответ на западное влияниев России сформировался запрос на обновленную, либо абсолютно новую«национальную идею». Так, первый Президент РФ Б.Н.
Ельцин поручаетправительству составить за полгода проект национальной идеи. Однако затеяпровалилась, поскольку никакими национальными идеями, спущенными сверху,россияне не намерены были руководствоваться.85 Как следствие, отсутствиеобъединяющих народные массы этических норм и ценностей повлекло за собойочередные изменения в духовно-нравственном состоянии общества, которыеносили, по большей части, деструктивный характер. Неудивительно, что этовремя сохранилось в народной памяти под словосочетанием «лихие 90-е»: в этотпериод резко возросла преступность, широко распространились, особенно среди85Если попросить француза сформулировать национальную идею, то он ответит: свобода-равенство-братство.Американец скажет: индивидуализм, американская мечта и «в Бога мы верим».
Датчанин или швед, наоборот,скажут о традициях коллективизма, о привычке все решения принимать совместно и делить излишнее богатствопоровну, по справедливости. Советский человек тоже искренне верил, что он коллективист, что его идеалполитической жизни – отечески заботливая власть, а сам он атеист, интернационалист и прочее / Архангельский А.В поисках национальной идеи [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.aif.ru/society/article/18744 (датаобращения: 16.12.2012).34молодежи и подростков, низшие человеческие пороки (сквернословие, курение,пьянство, наркомания, проституция) и т.д.Усугубили ситуацию и средства массовой информации. Сосредоточение их вруках медиа-магнатов, повлекло за собой изменение их программной политики.Не востребованным оказался познавательный и культурный компонент эфира,исчезли патриотические киноленты. На смену пришла выгодная коммерческаяреклама и криминальные фильмы-боевики, в которых прославлялся культ силы инаживы, эгоизма и нравственной распущенности.86 Постепенно большую частьэфира заняли передачи развлекательные, с ориентацией на прагматизм, легкуюнаживу. Также активно эксплуатировались человеческие слабости и пороки,биологические инстинкты – потребности так называемого «массового» человека –сексуальные, гедонистические.
На это стали ориентироваться и периодическиепечатные издания, книжная продукция, радиовещание и Интернет, постепеннозавоевывающий все больше медиааудитории.На этом аксиологическая обстановка не стабилизируется. К 1997 г., также как ив начале 90-х, вновь наблюдаются изменения в отношении концепта «спокойнаясовесть».
Число людей, которые власть стали ценить выше сохранения спокойнойсовести, возросло к 1997 г. в три раза (с 6,0% до 18,0%). В период грядущегоэкономического кризиса отчетливо стали проявляться качественные сдвиги вразмывании и других устойчивых для России ценностных систем. Традиционныементальныеприоритетытакженачаливытеснятьсяценностямисугубоматериального, прагматического характера.
Так, если в первые годы реформпочти половина россиян отдавали приоритет ценности свободы над ценностьюматериального благополучия, то с 1996 г. более половины населения страны сталооценивать материальное благосостояние значительно выше ценности свободы.Аналогичным образом поменялись местами ценность интересной работы сценностью высокой зарплаты. Как следствие, переход к рыночной экономике сталощущаться как утрата всех и всяческих идеалов.8786Обухов Н.В. Деструктивные культы – извращенные религии // Сборник докладов научно-практическойконференции «Нравственность в традиционных религиях и культах».
СПб., 2000. С.11–12.8710летроссийскихреформглазамироссиян[Электронныйресурс].Режимдоступа:http://www.ispr.ru/SOCOPROS/socopros214.html (дата обращения: 01.11.2011).35Как можно видеть, период перестройки и последующие годы реформ сталипереломнымэтапомвжизнироссиян.Политическаяиэкономическаянестабильность вносила свои изменения и в духовно-нравственную сферуобщества. В иерархии ценностных ориентаций традиционные, а также советскиеидеалы уступили место чуждым, ранее не свойственным русскому сознаниюматериальным эгоцентристским установкам.Особенно это заметно при рассмотрении ценностных приоритетов молодыхлюдей в возрасте от 18 до 24 лет. В 2001 г.
экспертами Института комплексныхсоциальныхисследованийРАН,психологическогоинститутаРАОисотрудниками «Регион-Информ» (Москва) было выявлено, что люди даннойвозрастной категории отметили особую значимость для себя таких ценностей, как«дружба»,«известность»,«любовь»,«могущество»,«независимость»,«образование», «профессионализм», «развитие», «свобода», «смысл жизни»,«сотрудничество», «удовольствие» и «успех». Аналогичная картина наблюдаетсяв возрастной группе от 25 до 34 лет. Здесь зафиксированы практически те жеценности – за исключением «могущества», «образование», «свобода», «смыслжизни», «сотрудничество», но с добавлением ценности «стабильность».
Неисключено, что это связано с изменением самоощущения людей в этом возрасте,чья потребность в достижении указанных пяти ценностей во многом уже, видимо,удовлетворена. Иные ценностные предпочтения выделяли в это время люди 35–44лет. В этой группе было выявлено всего два значимых положительныхприоритета–вотношенииценностей«профессионализм»и«семья».Примечательно, что участники исследования не демонстрировали повышенногопо сравнению с другими возрастами тяготения к абсолютному большинствуценностей. В группе 45–54 года картина меняется уже кардинальным образом.Здесь значимые приоритеты отмечены относительно ценностей «власть»,«законность», «порядочность» и «труд».
В группе 55–64 года ситуация сноваменяется: значимые приоритеты зафиксированы применительно к традиционнымценностям русского народа: «вера», «внимание к людям», «милосердие»,«надежда», «мир», «покой», «равенство», «Родина» и «справедливость». И оченьпохожи на перечисленные те ценности, которые выделяются группой лиц в36возрасте старше 65 лет. Это «внимание к людям», «милосердие», «мир», «покой»,«Родина» и «справедливость».
Так, очевидно, что молодые люди сильнее другихвозрастных групп тяготеют к ценностям, связанным с активностью личности иразвитием межличностных отношений, люди среднего возраста стремятся кстабильности, а пожилые – к защите.88 Тот факт, что люди разных временныхэтапов руководствуются порой противоположными ценностями, подтверждает иразработанная в 1991 году американскими учеными Нейлом Хоувом и ВильямомШтраусом так называемая Теория поколений, утверждающая, что именно ценности и их сходство формируют и определяют поколение.89 Так, поколение Х(1963 – 1984 г. р.) характеризует готовность к изменениям, возможность выбора,глобальнаяинформированность,техническаяграмотность,индивидуализм,стремление учиться в течение всей жизни, прагматизм, надежда на себя,равноправие полов.90 На сегодняшний день, именно в последние буквальнонескольколет,социологиотмечаютнекоторыепозитивныеизмененияценностных установок в молодежной аудитории, особенно у тех молодых,взросление которых пришлось уже на начало более стабильных 2000-х.
Этокасается поколения Милениум или Y (1984 – 2000 г. р.). Для них характерныориентация на престижную и высокооплачиваемую работу, на образование исамореализацию, большая ориентация на семейные ценности при несколькоменьшем уровне запросов и амбиций. Если для поколения Х ключевым понятиемявляются деньги и вещи, то для поколения Y – успех, но уже не любой ценой.Социологи успех называют поколенческой ценностью современной молодежи(90 % опрошенных).91 Поколение Z (c 2000 г.