Диссертация (Ценностный дискурс современных СМИ Русской Православной Церкви (на материалах Уральского Федерального округа)), страница 11
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Ценностный дискурс современных СМИ Русской Православной Церкви (на материалах Уральского Федерального округа)". PDF-файл из архива "Ценностный дискурс современных СМИ Русской Православной Церкви (на материалах Уральского Федерального округа)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
Посредствомсети Интернет, газет и журналов, телевидения и радио любой может наблюдать запрофессиональной, а в большей мере личной жизнью своего кумира, котораяподчас представляет собой не лучший пример для подражания. Указывая на звездшоу-бизнеса, как на идеал для подражания, либеральная идеология формируетустановкуначрезмерноевосхищениеихличностнымиособенностями:внешностью, модной «крутизной» в одежде, финансовой состоятельностью, дажепороками.
Карьера в шоу-бизнесе очень часто сопровождается полным попраниемвсех моральных норм и ценностей. Подражая своим кумирам в поведении,молодые люди будут с легкостью преодолевать в себе психосохранный механизмстыда, забывать о своей совести, не брать никаких нравственных обязательств вотношениях с близкими людьми.111 Но нельзя утверждать, что поп-звездыпредставляют собой исключительно негативный пример для подражания.Достаточновспомнитьблаготворительныеакции,вкоторыхучаствуютпредставители российского и мирового шоу-бизнеса: помощь пострадавшим притерактах, финансирование программ по борьбе с раком, ВИЧ-инфекцией идругими смертельными заболеваниями, концерты для военнослужащих в«горячих» точках, усыновление детей из стран третьего мира, продажа личныхвещей, доходы от которых также идут нуждающимся в помощи людям,материальная помощь людям, пострадавших от стихийных бедствий – все этолишь частные примеры проявления поп-звездами своего нравственного долга.
Но110Никитина М. Духовно-нравственное состояние современного российского общества [Электронный ресурс].Режим доступа: http://www.advertology.ru/article13163.htm (дата обращения: 02.12.2012).111Храмова Н.Г., Алексеева Г.Г., Сараева А.А., Алтушкина Т.А. Культура семьи. Москва: Линия График Кострома,2009. С. 15046все это, как правило, остается за рамками скандальной статьи или телевизионногоэфира. Используя интерес людей ко всему, что связано с жизнью и творчествомих кумиров, журналисты часто пренебрегают профессиональной этикой в погонезасенсацией.Приэтомсобственноестремлениексенсационности,репортажности и эпатажу представители средств массовой информации, видныедеятели культуры и искусств оправдывают исключительно потребностямиаудитории.
Более того, по их мнению ответственность за негативный контентсветских СМИ безапелляционно лежит на совести аудитории. Вице-президентАкадемии российского телевидения И.Н. Мишин высказался по данному поводу:«Вкусы и привязанности определѐнной части населения столь безнравственны,что на них совершенно спокойно откликается тот или иной канал, продаваявнимание этой безнравственной аудитории рекламодателю». 112 КинорежиссерИ. Дыховичный добавляет: «Повседневная жизнь предоставляет людям гораздобольше образцов аморального поведения, чем СМИ вообще и телевидение – вчастности».113 Подобного рода оправданиями производители телевизионной ииной журналистской, кинематографической продукции скрывают свое незнаниеили нежелание знать информационные и иные проблемно-тематические запросыи предпочтения россиян. А все разговоры о том, что спрос на телевизионнуюпродукцию определяет зритель, – профессиональное лукавство.
Телевидение самопорождает этот спрос, потому что определяет свое предложение, формируя приэтом качество и уровень аудитории: или «поднимает» своих телезрителей, или«опускает» их до уровня своих программ. Сегодня огромное число программцентрального и регионального телевидения – это систематическая подачаинформации катастрофического характера, выработка у людей ощущения «отменя ничего не зависит», и как следствие – отказ от участия граждан в жизниобщества.114 Приходит к такому выводу и исследователь Д.В. Ховалыг: «Наданном этапе деятельность работников СМИ выглядит не иначе как осознанное и112Нравственность на телевидении: нужна ли цензура? / телепередача «Открытая студия», 5 канал (СанктПетербург) [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.5-tv.ru/video/503059/ (дата обращения: 12.06.2013).113Реферат передачи «Времена» (от 25.02.07, Первый канал) [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://bd.fom.ru/report/whatsnew/tkr07 (дата обращения: 20.03.2010).114Шестеркина Л.П.
Возникновение и развитие Челябинского областного телевидения (1958-1985 гг.):монография. Челябинск: ГУП типография УВД Челябинской области, 2007. С. 3.47навязчивое транслирование негативной, деструктивной информации, основаннойна разжигании инстинктивных чувств, а также рекламой преходящих ценностей,составляет основной замысел многих программ, разжигает эгоистическоеумонастроение людей, закрывает им глаза на необходимость информации обистинно человеческих – духовных, этических, эстетических ценностях»115.Ассоциативное поле рождает в этом ключе прозрачное по значению обозначение«медиатерроризм»116.Согласно исследованиям кандидата филологических наук Е.П. Почкай, сегодняна телеэкранах создается обстановка агрессивной конкуренции участниковпередач, алчности и корыстолюбия без ориентации на труд.
Зрителей иучастников интересуют всевозможные конкурсы, викторины, игры. Особеннопопулярны реалити-состязания с большими ставками. Плюсы, которые молодыезрители видят, участвуя в этих шоу, это выигрыши, как залог безбедногосуществования. Зрители-ровесники, отождествляя себя с героями этих шоу,определенным образом удовлетворяют эту тягу к легкому обогащению,ориентируясь на успехи участников. Например, два победителя в первом реалитишоу «За стеклом» получили 15000 долларов, призом в «Последнем герое» были 3миллиона рублей, в «Большом брате» уже 10 миллионов рублей, герои «12-тинегритят» боролись за 12 килограммов золота, а призер «Голода» был обеспечендо конца жизни получением 1000-ти долларов в месяц.
Помимо воспитанияалчности в молодежных передачах наблюдается трансформация нравственныхприоритетов и в личной жизни молодых: легковесные и быстрые поиски и сменапартнеров («Дом-2»; «Гарем», «Обыск и свидание», «Поцелуй на вылет»,«Каникулы в Мексике», «Красавицы и умники», «Давай поженимся», «Правиласъема», «Мама в законе»), тема секса звучит в неприкрытом виде («Бесспорно»,«Брачное чтиво», «Секс с Анфисой Чеховой»); входит установка на разрушение115Ховалыг Д.В.
Трансформация ценностных ориентаций российского общества в средствах массовойинформации: диссертация... кандидата политических наук. М., 2007. С. 95–96.116Медиатерроризм – целенаправленное, планомерное, систематическое использование возможностей средствмассовой информации для создания и тиражирования чувств страха (ужаса, беспокойства, тревоги) ираспространения их в информационном пространстве в целях манипулирования общественным сознанием.48сложившихся уже пар («Остров искушений», «Испытание верности», «Любовь начетверых», «Тайные соблазны курортного отеля»).117Продолжает мысль доктор психологических наук, директор Институтапсихологии РАН А.Л. Журавлев и доктор психологических наук А.В. Юревич:сегодня телевидение «явно предпочитает транслировать в массовое сознание необразцы поведения, характерные для наиболее высоконравственных людейстраны, а наоборот, всячески афишировать поведение нарушителей морали, делаяих образцом для подражания.
Показателен и сдвиг в профессиональнойпринадлежноститех,ктопубличнозадаетнравственныеориентирывсовременной России. В отличие от прежних времен, сейчас это не «инженерычеловеческих душ» – писатели (причем настоящие, а не штампующиенизкопробные романы про бандитов и «новых русских»), не ученые ипублицисты,ашоумены,преуспевающиемошенникиразныхмастей,телеведущие гламурных телепрограмм и прочая подобная публика».118Итак, СМИ задают ценностные ориентации, образцы и нормы поведения,оказывая тем самым влияние на формирование ценностей и норм поведения вобществе.
«И если общество сваливается в ценностно-нормативный хаос, еслинормы и ценности в обществе размываются, когда простые нравственные правила– не убий, не укради, не сквернословь, не прелюбодействуй и т. п. – сплошь ирядом нарушаются, то телевидение могло бы смягчить, демпфировать этотпроцесс, транслируя тысячелетиями установленные простые нравственныеистины». Но телевидение, к сожалению, в современной кризисной ситуации лишьусиливает кризисные тенденции, показывает безнравственные образцы, котороемолодое поколение начинает принимать как норму.
Рейтинговые передачипритягивают рекламодателей как магнит.119117Почкай Е.П. Ценностные установки в современных молодежных телевизионных передачах // Системаценностей современного общества: сборник материалов ХXXII Международной научно-практическойконференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2013.