Диссертация (Ценностный дискурс современных СМИ Русской Православной Церкви (на материалах Уральского Федерального округа)), страница 14
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Ценностный дискурс современных СМИ Русской Православной Церкви (на материалах Уральского Федерального округа)". PDF-файл из архива "Ценностный дискурс современных СМИ Русской Православной Церкви (на материалах Уральского Федерального округа)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 14 страницы из PDF
филол. наук. М., 2003. С. 25.58Аудитория православных и церковных СМИПоловозрастноеделениеГеографическийкритерийПрофессиональнаясредаКонфессиональнаяпринадлежность1) дети (журналы: «Кораблик», «Саша и Даша», «Добрый молодец»,«Красная девица», «Лампадка», «Божья Коровка», «Православнаярадуга»; газеты: «Ангелочек», «Свечечка»; телепрограммы: «Купелька»,«В гостях у Дуняши»; радиопрограмма «Детям о Боге» и др.)2) молодежь (журналы «НаслЪдник», «Дамаскин», газета «Логос»)3) родители (журналы «Виноград», «Глинские чтения»)4) для семейного ознакомления (журналы «Православный глаголъ»,«Православная беседа», газета «Советы для православных. Ангелхранитель», передача «Семья» (Союз);5) женщины (журналы «Моя Надежда», «Сестра», «Славянка»,Интернет-журнал «Мироносицы»)1) русскоязычное православное население зарубежных стран (журнал«Северный Благовест» для русскоязычного населения стран СевернойЕвропы, Интернет-версии печатных изданий, сетевые СМИ)2) этнические группы православных верующих (например, газета«Троица», издаваемая Свято-Троицким приходом Улан-Батора(Монголия)3) малочисленное православное население регионов с преимущественноиным вероисповеданием (газета «Православный Болгар»; интервью ибеседы настоятеля Свято-Троицкого прихода г.
Улан-Батора священникаАлексея Трубача, показ фильма об истории Православия на монгольскомтелеканале «Эх Орон» («Родина»))1) священнослужители(журналы «Русский пастырь», «Вестниквоенного и морского духовенства»)2) учителя и ученики воскресных школ (журнал «Глинские чтения»,газеты «Воскресная школа», «Покров», «Колокольчик», «Радуга»)3) студенты(журнал Воронежской Духовной семинарии «Образжизни», православный журнал Московских духовных школ (академии исеминарии) «Встреча», Лекции профессора А.И.
Осипова (ТК «Союз»))4) военнослужащие (религиозно-общественная газета «Благовест» Союза«За духовность армии и флота», «Московский церковный вестник»(приложение «Вера и мужество»), «Победа, победившая мир»)5) работники медучреждений (журнал «Церковь и медицина»)6) архитекторы (журнал «Храмоздатель»)1) прихожане и захожане православных храмов (приходские листки,приходские стенгазеты, приходская газета «Свято-Владимирскийвестник», приходской журнал «Симеоновский вестник», программы«Телевизионное епархиальное обозрение», «Новости Рязанской епархии»(«Союз»))2) монашествующие (журнал «Русский инок», журнал «Монастырскийвестник»)3) паломники и туристы (журналы «Град Духовный», «Православныйпаломник»)4) неопределившиеся в вопросах веры (например, журнал длясомневающихся «Фома»)Валеологическийаспект1) люди с ограниченными возможностями (православная газета дляглухонемых «Тихое житие» и др.)2) наркозависимые и больные алкоголизмом (газета «Трезвение»,журналы «Трезвое слово», «Нарконет.
Россия без наркотиков»)Иные показателилица, отбывающие наказание в местах лишения свободы (газета «Утолимоя печали», приходской листок «Сестры», программа «Православнаяазбука» и видеокурс «Основы православной культуры» (ТК «Спас»))Говоря о возможных формах и методах расширения аудитории профильныхконфессиональных изданий, эксперты называют несколько направлений. Вопервых, найм на работу профессиональных журналистов.
Также увеличить59медийную аудиторию и заинтересовать ее поможет расширение тематики всторону общественных проблем. «Религиозное издание должно находиться напересечениипроблемсугубовнутреннихсвнешними.Оставаяськонфессиональным изданием, быть открытыми для обсуждения вопросовсоциальных, экономических и т.д. К примеру, чтобы в епархиальном СМИ былабы информация об открытии новой аптеки». Но не менее важным остается вопросизменения языка и стиля, которые не соответствуют стандартам современногочеловека.139Всвязисэтимцелесообразнымпредставляетсясегодняповышатьпрофессионализм православных авторов, которые не всегда имеют представлениео специфики деятельности журналиста.
Об этом же говорят сегодня и эксперты вобласти масс-медиа высказывают критические замечания не только поотношению к светской журналистике о религии, но и к конфессиональной прессе.В частности, указывая на низкий профессиональный уровень большинстваконфессиональных изданий: «Религиозным органам информации нужно большеучитьсяпрофессиональномупрофессиональныйуровеньжурнализму»конфессиональной(М.Смирнов).прессыНевысокийпроявляетсяивустаревших принципах оформления – макете, верстке, дизайне.
Религиозныерадиоканалы также используют устаревшую верстку программ. А. Щипковпредлагает: «Часовые, двухчасовые программы нужно как-то дробить, вводитьмузыкальные заставки. Совершенно невозможная вещь, когда нет новостей вначале часа». Эксперты говорят и о неумении церковных организаций,учредителей и издателей, использовать СМИ для распространения веры,привлечения адептов.
Также отмечается в отношении конфессиональных СМИнесовременный, мало доступный, трудный для понимания стиль подачиматериалов; в конфессиональных СМИ отсутствует более или менее объективныйвзгляд на общерелигиозную ситуацию, сосуществование разных религий итрадиций, а также тема диалога между светским и религиозным мирами.140139Религия в информационном поле российских СМИ: сводный отчет по исследованию на факультетежурналистики МГУ, сентябрь–ноябрь 2001 года. – М.: факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2002[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.religare.ru/2_26822.html (дата обращения: 01.11.2012).140Там же.601.3.2 Аксиология церковных медиаАксиология церковной журналистики напрямую связана с тем спектром задач,которые ставят перед собой религиозные СМИ. Так, целевые установкиконфессиональных медиа можно условно разделить на внутренние и внешние.
Квнутрицерковнымзадачамправославныхсредствмассовойинформацииотносится катехизация (поучение, наставление), собственно информационнаяфункция (что, где, когда) и аналитика (обсуждение и анализ насущных проблемцерковной жизни, важнейших решений священноначалия, общего курсацерковной политики и т.п.).141Принцип многофункциональности в какой-то степени характерен для всехцерковных печатных и электронных средств массовой информации.
Наглядно этодемонстрируетепархиальнаяпериодика.Помимоинформационных,онавыполняет задачи духовного просвещения и воспитания. По такой схемеработают костромская епархиальная газета «Благовест», «Курские епархиальныеведомости», «Благодатные лучи» – вестник Псковской епархии, «Астраханскийправославный собеседник», «Приморский благовест» – газета Владивостокскойепархии, Вологодская епархиальная газета «Благовестник» и многие другие. Ониразвивают общие для всех газет подобного типа проблемно-тематическиенаправления:публикуютофициальнуюхроникуизжизниМосковскогопатриархата и местной епархии, отрывки из святоотеческих трудов, материалы очудотворных иконах и святынях края, духовные поучения, проповеди, молитвы ит.п.142 То есть официальная церковная периодика нацелена не только наповышение религиозной грамотности читателей и не столько на освещениедеятельности церковных организаций (хотя это и является содержательнойконстантой), сколько на задачах более значимых, а именно – сосредоточитьвниманиенапроблемахдуховногопросвещения,вероисповедничества,нравственного воспитания.
В частности, они призваны воспитать в человеке141Душенов К. Задачи православных СМИ. Все проблемы Церкви должны публично обсуждаться на страницахцерковной печати [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://religion.ng.ru/concepts/2001-07-11/4_smi.html (датаобращения: 12.09.2012).142Кашинская Л.В. Религиозная печать // Типология периодической печати: учеб. пособие для студентов вузов /Под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. М.: Аспект Пресс, 2007. С.
148.61духовность, то есть добиться приверженности общества к высшим ценностям иидеалам, на соблюдении которых настаивает Православная церковь – любовь,нравственная чистота, сострадание и др. Также их важными аксиологическимиустановками являются: формирование особой духовной общности (единения)православноймедиааудитории,стремлениекмежнациональномуимежконфессиональному миру. Яркий пример – еженедельник «Слово Жизни»,много лет выходящий в Ташкентской епархии. Специфика Среднеазиатскойепархии – в ее нахождении среди мусульманского мира; поэтому ряд материаловгазеты преследует цели улучшения взаимопонимания между христианами имусульманами,рассеиванияатмосферынедомолвокиподозрительности.Показательно и что в ряде епархий выходит церковная периодика не только нарусском языке, но и на языке проживающих там народностей (например, на языкекоми в Сыктывкарской епархии, на алтайском языке – в Барнаульской и др.).143Сложность современной политической жизни и неразрешенность многихобщественныхпроблемвызвалипоявлениеещеодного,достаточнораспространенного типа – религиозных изданий, имеющих конкретную,монархическуюнациональнымнаправленность.возрождениемПатриотическиестранынаосновеидеи,связанныеправославия,сразвивает,например, газета Тверской епархии «Православная Тверь».
Среди прочего,«Православная Тверь» целенаправленно проводит мысль о монархии какединственном пути спасения российской государственности.Отдельно следует сказать и об аудиовизуальных СМИ РПЦ. Аксиологическийподтекст в них содержится достаточно открыто и явно. Так, первая православнаярадиостанция в России «Радонеж» 13 декабря 2014 года организовала заседаниекруглого стола в защиту семьи, детства и духовно-нравственных ценностей. Вобсуждении приняли участие шеф-редактор информбюро «Восток-центр», шефредактор журнала «Служба кадров и персонал» А.А.
Горбатов, сопредседательОбщероссийского общественного движения «Народный собор» О.Ю. Кассин иисполнительный директор Международного Фонда славянской письменности и143Доклад на Конгрессе православной прессы Председателя Издательского Совета Московского Патриархата,председателя Оргкомитета Конгресса архиепископа Бронницкого Тихона [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.pravoslavie.ru/sobytia/cpp/smirpc.htm (дата обращения: 17.09.2013).62культуры Л.Ю.
Редкий. Или Санкт-Петербургская епархиальная радиостанция«Град Петров», которая отказалась от всякой политической деятельности иполемики с традиционными христианскими конфессиями, создает передачиисключительно на основе положительного опыта православного Предания,используя в программах труды современных православных богословов ипроповедников.144Активно развивается и православное телевещание. В 2005 г.
в российскомэфире появилось сразу 4 православных спутниковых телеканала: «Спас»,«Благовест», «Глас» (на украинском яз.) и «Союз». Задачей общественногоправославноготелеканала«Спас»религиозныхценностей,наявляетсячтопопуляризациянаправленытрадиционныхпрограммыширокогосодержательного диапазона – от сугубо церковных до познавательных передач ихудожественных фильмов. Так, эфирное время канала поделено междудокументальным кино, просветительскими и образовательными программами, иправославнойтематикой:«Русскийчас.Итоги»(с А. Батановым), «Русский час. Вехи» (с А. Дугиным) и т.д. По-настоящемузначимой характеристикой «Спаса» можно считать начавшееся с 21 сентября 2007года вещание в исправительно-трудовых учреждениях сначала Московскойобласти, а затем и других тюрьмах России.
Это, по утверждению генеральногодиректора телеканала А. Батанова, способствует тому, чтобы подопечные ФСИН(Федеральной службы исполнения наказаний) «осмыслили свой жизненный путьи вышли на путь исправления души»145, а все благодаря духовно-нравственноймиссии данного СМИ, которая влияет на мировоззрение аудитории. Средифункций телеканала основными считаются информационная, образовательная икатехизаторская, которые способствуют духовному воспитанию и религиозномупросвещениюаудиторию,предоставляютзнанияоБоге,Православии,православной и отечественной культуре.144О радио [Электронный ресурс].