Диссертация (Ценностный дискурс современных СМИ Русской Православной Церкви (на материалах Уральского Федерального округа)), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Ценностный дискурс современных СМИ Русской Православной Церкви (на материалах Уральского Федерального округа)". PDF-файл из архива "Ценностный дискурс современных СМИ Русской Православной Церкви (на материалах Уральского Федерального округа)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
С. 165.118Журавлев А.Л., Юревич А.В. Нравственные проблемы современной России // Нравственность современногороссийскогообщества:психологическийанализ/Отв.ред.А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2012. С.14.119Почкай Е.П. Свобода слова и ценностные установки телевизионной аудитории // Лична свобода и медии. СерияОбществени коммуникации. 3 шумен. Издательство Фабер, 2013. С.
142.49Профессиональные журналистские сообщества, в том числе и «МедиаСоюз»,достаточно давно подметили описанные негативные веяния в своей сфере.Отсюда – попытка настроить работу средств массовой информации на другой лад,а именно поддержать те СМИ, которые стремятся выбраться из ценностногохаоса. Например, организация Всероссийского конкурса журналистов «Вечныеценности в зеркале СМИ», призванного привлечь внимание к освещениюсемейных и духовных ценностей, вопросов сохранения духовного наследия.
Наконкурс принимаются просветительские и публицистические работы на темысемьи, духовно-нравственных начал в обществе, культурного наследия, и другиетемы, связанные с семьей и духовностью.120 Или Всероссийская научнопрактическая конференция, посвященная проблемам аксиологии журналистики,«Ценностижурналистикиидостоинствожурналиста(Аксиологияжурналистики)», которая прошла на факультете журналистики СПбГУ 11-12ноября 2009 г. Конференция носила междисциплинарный характер и собрала какжурналистов, так и социологов, политологов, психологов и т.
д. Позитивныйпример – это и научно-практическая конференция Московского государственногоуниверситета, прошедшая в 2012 году под общей темой «Журналистика в 2011году: Ценности современного общества и средства массовой информации».Значительно раньше, 7 июня 2005 года, поиск решения ценностного хаоса привелруководителей шести российских телеканалов к необходимости подписания«Хартии телевещателей против насилия и жестокости», в которой, в частности,отмечается, что СМИ должны принимать «меры к недопущению нанесенияущербаобщественнойнравственности,распространенияинформациииматериалов откровенно циничного и оскорбительного характера и (или)пропагандирующих культ насилия и жестокости».
В документе также говорится,что электронные СМИ «признают свою особую социальную ответственность засоблюдение прав детей» и защиту их права на получение информации, ненаносящей вред их физическому и нравственному здоровью».121120Открыт конкурс журналистов «Вечные ценности в зеркале СМИ» [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.mediasoyuz.ru/actions/vechnie_cennosti_2009/ (дата обращения: 08.11.2012).121Сулакшин С.С., Сазонова Е.С., Хвыля-Олинтер А.И. Государственная политика защиты нравственности и СМИ.Рабочая книга для законодателя. М.: Наука и политика, 2014.
С. 160.50В частности, следующим шагом в деле ограничения детской аудитории отнегативного контента стало обязательное визуальное или аудиосопровождениемедиаконтента указанием возрастных ограничений (0+, 16+ и т.д.). Однакообезопасить молодежь в полной мере таким способом вряд ли удастся. Подобныепредостережения представляются весьма условными и остаются на совестиредакции. А от родителей, заботящихся о нравственном здоровье детей, попрежнему потребуется пристальное внимание за качеством и количествомпотребляемого младшей аудиторией медиапродукта.
«Общедоступное ТВ, и вэтом его опасность, входит в дом бесцеремонно, буквально выплескивая наребенка неконтролируемые потоки крови, насилия, грязи, мата. – КонстатируетАлександр Щипков, российский социолог религии, журналист, главный редакторпортала «Религия и СМИ». – Родители, занятые попыткой выжить в условиях«конкурентной экономики», зачастую не в состоянии защитить от него своихдетей».122 Чуть ли не единственным выходом в данной ситуации становитсяэтическая цензура в СМИ, прежде всего, на телевидении. Если вдобавокзапретить показ боевиков, эротики, ужасов, как предлагают россияне, изменитьполитику в области культуры, на ТВ убрать хамство, убийства, показыватьбольше культуры, поменять телевизионные программы, пропагандироватьсредствами телевидения духовность, убрать рекламу с намеком на секс, пошлыепередачи123 – все это наверняка должно помочь в общезначимом деле создания иподдержания в стране благоприятной морально-нравственной обстановки.А что же тогда останется в телеэфире? Респонденты прежде всего называютпознавательные программы для семейного просмотра и образовательныепередачи (42%).
Нехватку аналитических программ и художественных фильмовотмечает треть опрошенных.124 «Средствам массовой информации необходимопонять новый социальный заказ, – уверена вице-президент «МедиаСоюза» Елена122Щипков А.В. Религиозное измерение журналистики. М.: ПРОБЕЛ-2000, 2014. С. 176.Бавин П.
Координаты духовности: от храма до кошелька // журнал «Социальная реальность» (№2, 2007 г.).[Электронныйресурс]Режимдоступа:http://www.perspektivy.info/misl/cenn/koordinaty_duhovnosti_ot_hrama_do_koshelka_2008-5-9-45-11.htm (датаобращения: 17.05.2008).124Национальное единство и российские СМИ: ценности современной России // Церковный вестник № 20 (345)[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tserkov.info/numbers/churchsociety/?ID=1948 (дата обращения:12.09.2010).12351Зелинская.
– Складывается впечатление, что медиа отстают от аудитории, котораяждет больше ценностных ориентиров, чем те, которые сегодня предлагаются».125Таким образом, когда общественноемнение, духовно-нравственное ипсихологическое состояние социума во многом формируется под влиянием телеи радиопередач, публикаций в газетах, журналах и Интернет-СМИ, неизмеримовозрастает ответственность журналистов перед обществом, их значение в делесозидания в стране атмосферы гражданской ответственности. Патологияроссийских СМИ видится в трансляции порока, жестокости, безнравственности,цинизма, в нежелании улучшать культурный, моральный, нравственный обликаудитории.
В решении данной проблемы, в частности, может помочь духовнонравственный компонент традиционных религий народов России, взаимодействиес религиозными институтами.Тем более, что сегодня в обществе Церковь стоит на втором месте по уровнюдоверия после института президента (ей доверяют 58,8% опрошенных). Это, пословамруководителясекторасоциологииИнститутаобщественногопроектирования М. Тарусина, является во многом уникальной тенденцией,поскольку на Западе Церковь не является институтом, который обладает высокойстепенью общественного доверия.126В России, так сложилось исторически, представлены все мировые религии.Каждаяизнихсоприкосновения.имеетсвоюОсновныеэтическуюсистему,нравственныехотяценностииестьточкиправославиясформулированы в Божьих заповедях, которые основываются на любви кближнему, служению Отечеству, гражданской ответственности, миролюбии ипротивлении насилию.
Эти ценности являются скрепами, которые могут статьконсолидирующими социум концептами. В ситуации дифференциации обществаи ценностного вакуума православные устои, имеющие патриотическое начало,играют важную роль, так как объединяют общество в осознании культурно125Ашиток Л. В зеркале СМИ – цены и ценности [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.arhpress.ru/volna/2009/1/13/8.shtml (дата обращения: 19.
10. 2012).126Перевезенцев С. Больной хочет выздороветь. О духовно-нравственном состоянии современного российскогообщества[Электронныйресурс].Режимдоступа:http://www.perspektivy.info/misl/cenn/bolnoiy_hochet_vyzdorovet_o_duhovnonravstvennom_sostoyanii_sovremennogo_rossiiyskogo_obschestva.htm (дата обращения: 10.01.2012).52исторического единства.127 Для духовного подкрепления россиян в их стремленииследовать лучшим принципам человеческого общежития необходимо сегодняоткрыто пропагандировать те идеалы благочестия, которые стали бы яркимориентиром, своеобразным «маяком» для русского народа на пути формированиябылой духовности. Русская Православная Церковь в качестве таких духовнонравственных ориентиров российского общества видит святых подвижников инациональных героев – Александра Невского и Серафима Саровского.
«Этисвятые угодники являются нашими национальными героями, а положительныйгерой всегда был примером для народа. Даже люди не очень воцерковленные,которые знакомились с жизнью святого благоверного князя Александра Невскогои преподобного Серафима Саровского, не могли остаться безучастными», –считает Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.128 «С избранием АлександраНевского «именем России», – продолжает Предстоятель РПЦ, – в каком-тосмысле послеперестроечная, пореформенная, еще в полной мере себя не обретшаяРоссия ясно очертила свой национальный идеал, а значит, и свое историческоецелеполагание. (…) Мы рисуем некий идеал, идеал власти, идеал общественногои политического деятеля, полководца и связываем этот идеал со святостью.
Мысделали судьбоносный выбор... и очень обогатили свою национальную жизньэтим выбором», – убежден Патриарх.129 По его мнению, сегодня Россия,возможно, как никогда нуждается в таких ориентирах для своего духовноговозрождения. «Чтобы нравственная сила сопрягалась с нашей повседневнойжизнью, чтобы мы действительно стали сильными духом и способными намногие свершения, которых ждет от нас, в том числе, и переживаемая намисегодня эпоха».130127Еремин А.В. Традиционные православные ценности и секуляризм в современной России // Материалымежрегиональной научно-практической конференции «Православие и нравственность» / Отв.
ред. А.Н. Швечиков,ред. Т.Н. Федорова. СПб.: Издательско-полиграфический центр Санкт-Петербургского государственногоуниверситета технологии и дизайна, 2006. С. 106.128Пятаков С. Святые подвижники должны стать нравственным ориентиром [Электронный ресурс]. – Режимдоступа: http://www.rian.ru/society/20090909/184335601.html (дата обращения: 13.07.2012).129Патриарх назвал Александра Невского «национальным идеалом России» [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.rian.ru/society/20090912/184745424.html 12/09/2009 (дата обращения: 10.09.2012).130Пятаков С.
Святые подвижники должны стать нравственным ориентиром [Электронный ресурс]. Режимдоступа: http://www.rian.ru/society/20090909/184335601.html (дата обращения: 06.07.2012).53Несмотря на то, что народный выбор определил в качестве национальныхориентировличностей,безкоторыхневозможнопредставитьисториюправославного Российского государства, тем не менее, не все, на чем настаиваетсегодня Церковь, находит поддержку в современном обществе.