Диссертация (Ценностный дискурс современных СМИ Русской Православной Церкви (на материалах Уральского Федерального округа)), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Ценностный дискурс современных СМИ Русской Православной Церкви (на материалах Уральского Федерального округа)". PDF-файл из архива "Ценностный дискурс современных СМИ Русской Православной Церкви (на материалах Уральского Федерального округа)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
2008. Вып. № 3. С.54.72Бердяев Н. А.Русская идея: Основные проблемы русской мысли 19 века и начала 20 века. Судьба России. М.:Сварог и К, 1997. 540 с.73Кром М.М. К вопросу о времени зарождения идеи патриотизма в России // Мировосприятие и самосознаниерусского общества (XI-XX вв). М., 1994. С. 17.28летописи, монах Киево-Печерского монастыря Нестор, с любовью говорит ородной земле, прославляет борцов за ее единство, осуждает междоусобицы,играющие на руку врагам.74 «Зачем, – говорится в летописи, – губим Русскуюземлю, сами на себя ссоры навлекая?.. Объединимся чистосердечно и будемохранять Русскую землю».75 Яркое представление о патриотизме русского народа,о его гордости за свою страну иллюстрирует и «Слово о полку Игореве». Главнаяидея произведения – единство Руси, служение общенациональным интересам.76Причем исключительно идея защиты, а не захвата чужих земель была одной изведущих в памятниках русской средневековой письменности.
«Да не посрамимземли Русской!» – эти слова киевского князя Святослава могут быть лейтмотивомвсей боевой истории Российской армии. Со второй половины XIV века клич «Заземлю русскую!» звучал в сочетании с другим «За веру православную!»,поскольку именно православие объединяло русских в борьбе за государственнуюнезависимость, одухотворяя эту борьбу.77Таким образом, положительные национальные черты и вместе с нимисозидательная ценостная система русского народа формировалась на протяжениивсейотечественнойаксиологическиеистории.константыНонесмотряпредставляютнасобойто,чторассмотренныедостаточноустойчивыеуниверсальные для российского общества и всего человечества категории, ихсостав и иерархия может меняться в зависимости от внешних факторов –геополитическойобстановки,общественногонастроенияидр.Чтоидемонстрирует XX и XXI вв., рассмотренные в следующих параграфах.74Иванова С.Ю.
Патриотизм как фактор развития духовности русского народа и российского общества[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.chestisvet.ru/index.php4?id=105 (дата обращения: 06.05.2013).75Повесть временных лет. М., 1950. С. 364.76Иванова С.Ю. Патриотизм как фактор развития духовности русского народа и российского общества[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.chestisvet.ru/index.php4?id=105 (дата обращения: 15.02.2013).77Баранов, Н.А.
Патриотизм в системе общероссийских ценностей // Человек и его потребности в социальнополитической и социально-психологической сферах. Материалы межвузовской научной конференции 10 декабря2002 г. СПб.: БГТУ, 2003. С. 50–53.291.2.2 Морально-нравственные ориентиры советского обществаС падением самодержавия относительно стабильная система ценностейрусскогонародапретерпелазначительныеизменения.Свведениемкоммунистической идеологии ее религиозная основа была «выбита» из общейструктуры ценностей. Оставшиеся ценностные ориентиры трансформировались,приобретая идеологическую окраску. Так, в советском государстве начинаетформироваться так называемая коммунистическая мораль78, которая отражалаинтересы рабочего класса и всех трудящихся, борющихся против угнетения иэксплуатации.
Поэтому с этой точки зрения новая мораль стала классовой, но в тоже время осталась по большей части традиционной, общечеловеческой, посколькуее фундаментальные истины (коллективизм, гуманизм, труд), представляли собойту ценностную основу, которая могла сплотить, объединить людей в единойассоциации.79Отличительной чертой советского сознания были явно или неявно выраженныймиф о государстве – собственнике всех материальных ценностей, всех продуктовпрошлого, настоящего и будущего труда своих подданных, о государстве, которое«одаряет» их этими благами в соответствии с заслугами перед ним, а такжепринципами социальной справедливости и равенства. Поэтому центральнойсоветской ценностью, под которую подстраивались и в соответствии с которойвидоизменялись все остальные ценности, было «Государство», дающее свет итепло, жизнь и благоденствие (при этом «государство» было важной ценностью идо революции 1917 г.
Только в тех условиях оно ассоциировалось смонархической формой правления и персонифицировалось с личностью монарха).В соответствии с ключевой ценностью советского периода понимались имногие другие важные категории, приобретавшие специфически советскуюокраску. Так, «социальная справедливость» означала распределение благгосударством в соответствии с заслугами перед ним и занимаемой позицией в78Коммунистическая мораль – совокупность жизненных принципов и нравственных норм, исходящих из идеаловкоммунистического общества // Философский словарь / Под ред. И.Т.
Фролова. 4-е изд. М.: Политиздат, 1981. С.445.79Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Мол. гвардия, 1988.С. 158.30иерархии государственных постов, чинов и профессий. «Равенство» выражало нестолько равенство всех перед законом (в этом отношении были равные и «ещеболее равные») или равенство возможностей, как оно понимается в странахЗапада, сколько равенство, обеспечиваемое государством при распределенииматериальных благ и при исполнении обязанностей перед ним – опять-таки сучетом занимаемого положения в советской иерархии. «Порядок» – очень важнаяценность для советского сознания – означал прежде всего порядок во всемгосударстве, устойчивую систему власти, имеющей силу и авторитет, и в гораздоменьшей степени воспринимался как порядок в делах отдельного человека илималой группы людей.80Эти общественные ценности, наряду с личностными установками советскогочеловека зафиксированы в 12 пунктах «Морального кодекса строителякоммунизма», своде научно обоснованных принципов коммунистической морали.Сформулирован он был в 1961 году, на 22-м съезде КПСС.
Ценностныеориентиры были четко представлены и преподнесены обществу идеологамипартии:1. Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, кстранам социализма.2. Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.3. Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.4. Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениямобщественных интересов.5.
Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.6.Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человекчеловеку друг, товарищ и брат.7. Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность вобщественной и личной жизни.8.
Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.80Пантин В., Лапкин В. Ценностные ориентации россиян в 90-е годы [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://viperson.ru/wind.php?ID=450882 (дата обращения: 29.09.2012).319. Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму,стяжательству.10. Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной ирасовой неприязни.11. Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.12. Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.81«Преданность делу коммунизма», «каждый за всех, все за одного», «от каждогопо способностям – каждому по потребностям» – можно рассматривать какключевые тезисы для понимания коммунистической морали.
Менталитетсоветского общества содержал в себе основные общерусские нравственные черты,но изменились их определения и формулировки: «соборность» стала созвучна«коллективизму», «гуманные отношения между людьми» пришли на смену«сопереживанию».Такимобразом,длянравственностиэтоговременихарактерныпоследовательное осуществление принципа равенства и сотрудничества междулюдьми и народами, коллективизм, уважение к человеку во всех сферах егообщественных и личных проявлений на основе того принципа, что развитиекаждого является условием развития всех. Этот период привел к образованиюменталитета«советскогочеловека»,повыражениюЛ.Н.Пушкарева,«сдвигающего горы и меняющего течение рек, не задумываясь о последствиях»82,поскольку все вместе и каждый в отдельности «строитель коммунизма» долженбыл стать ревностным, активным борцом, «подпоркой» в идеологическойплатформе политической системы.1.2.3 Ценностные ориентиры современного российского обществаВ начале 1980-х гг.
Советский Союз столкнулся с целой группой кризисов:кризисом сверхдержавы, выразившимся в отставании СССР в гонке вооружений и81Моральныйкодексстроителякоммунизма[Электронныйресурс].Режимдоступа:http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Article/mor_kod.php (дата обращения: 02.12.2013).82Пушкарев Л.Н.
Менталитет и политическая история России: переломные этапы // Менталитет и политическоеразвитие России. Тезисы докладов научной конференции (Москва, 29-31 окт. 1996 г.). М.: Ин-т Российскойистории, 1996. С. 6.32безвыходнымположениемвАфганистане;кризисомгосударственногосоциализма и авторитарной политической системы; кризисом сельского хозяйстваи др.83 На этом фоне в 1985 году М.С.
Горбачевым и его ближайшим окружениеминициируется реформа преобразования тоталитарной системы в СССР. Новопреки ожиданиям, период политических преобразований (1985–1991 гг.),получивший название «перестройка», завершился лишь обострением кризиса вовсех сферах жизни общества, ликвидацией власти КПСС и распадом СССР.В подобные переходные, а в данном случае кризисный период истории,происходитдеформациясуществующейсистемыценностейинорм,регулирующих поведение людей. Связано это с тем, что старые устои иориентиры становятся не актуальными, а новые не успевают сформироваться иутвердиться в обществе.Чтобы проследить динамику изменения ценностных ориентиров россиян,рассмотрим социологическое исследование, проведенное в 1990 году, в разгарпреобразований.