Диссертация (Ценностный дискурс современных СМИ Русской Православной Церкви (на материалах Уральского Федерального округа)), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Ценностный дискурс современных СМИ Русской Православной Церкви (на материалах Уральского Федерального округа)". PDF-файл из архива "Ценностный дискурс современных СМИ Русской Православной Церкви (на материалах Уральского Федерального округа)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Порядокследованияглавсоответствуетлогикеисследования:впервойглаверассматриваются семантический, исторический, социологический и религиозныйаспекты этического и ценностного становления развития российского общества,также представлены основные подходы к содержательной классификациицерковных медиа. Во второй главе акцент сделан на исторических особенностяхразвития уральской церковной журналистики, ее современном состоянии.Ключевым представляется определение ценностных доминант в дискурсноманализемедиаматериалов.Взаключениедиссертационногоисследованияподводятся основные итоги проделанной работы. Содержание работы изложенона 145 страницах, общий объем диссертации составляет 199 страниц.16ГЛАВА 1. ЦЕРКОВНЫЕ СМИ В ПАРАДИГМЕОБЩЕРОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙТенденции развития современной цивилизации характеризуются прагматичнымотношением общества к большинству процессов, затрагивающих как социальную,так и личную сферы жизни.
Духовный компонент постепенно отходит на второйплан, уступая место потребительскому отношению к жизни. Неудивительно, что инравственные константы в иерархии ценностных ориентаций личности иобщества уступили свои главенствующие позиции ценностям материальным. ВРоссии данные проблемы усугубились историческими особенностями развитиягосударства. XX век для нашей страны был временем некого социальногоэксперимента – политическая и экономическая нестабильность, научный атеизм,общественная неразбериха и другие факторы привели российской общество квсеобщему духовному кризису и ценностной дезориентации.
При этом средствамассовой информации как важный этический регулятор фактически своифункциональные обязанности не выполняют, оказывая заметное деструктивноевлияние на сознание социума посредством трансляции насилия, вседозволенностии чуждых большинству идеалов. Аномия17 – явление, о котором актуальновспомнить сегодня.В этой связи особое значение приобретают конфессиональные средствамассовой информации, в частности, церковные, которые по-своему стремятсяпротивостоятьсовременнымразрушительнымтенденциям.Ихособая,нетипичная для светских СМИ содержательная модель, созидательная целеваяустановка и публицистическая направленность авторских материалов, если некардинально, то значительно отличают их от разнообразных светских печатных иэлектронных СМИ. Верность религиозной традиции, признание определяющейроли Церкви в деле нравственного оздоровления общества, разговор с аудиторией17Аномия (от франц.
anomie – отсутствие закона, организации), социологическое и социально-психологическоепонятие, обозначающее нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания,которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества, противоречиеммежду провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. Выражается вотчужденности человека от общества, апатии, разочарованности в жизни, преступности.
Понятие аномии введеноЭ. Дюркгеймом, теория аномии разработана Р. К. Мертоном // Большой энциклопедический словарь. В 20 томах.Т.1. А-АРЛ. М.: АСТ: Астрель, 2010. С. 655.17о духовном, семье и Отечестве – все это положительно характеризует церковныемасс-медиа. Поэтому несмотря на малые тиражи и немногочисленную аудиторию,они способны стать некой точкой опоры в наше время нравственной смуты,примером созидательной ценностной медийной практики.1.1 Определение и классификация концепта «ценности»«О времена, о нравы!». В одной из своих речей знаменитый римский ораторМарк Туллий Цицерон, громивший близоруких сенаторов, отлично знавших, чтозаговорщик Катилина готовится захватить власть, и не принимавших против негомер, воскликнул с возмущением: «О tempora, о mores!».
С тех пор эта фразавыражает предел негодования, высшую степень осуждения общественныхпорядков.В истории каждого народа и каждой страны нет, наверное, периода, когда бы незвучали горестные суждения о падении нравов и духовном кризисе в обществе.Такая обеспокоенность морально-нравственным состоянием социума вполнеобъяснима, поскольку без преимущественной нравственной направленностисознания общество переживает серьезный духовный кризис: «Возвышенныеидеалы меркнут, цели становятся все более и более обособленными, (…) понятия,которыми двигалось нравственное развитие и достижение лучших отношенийобщежития, постепенно и осязательно утрачивают свои ясные очертания изаменяются суррогатами… Доброта заменяется чувствительностью, причемпоследняя подчас бывает весьма жестокой; чувство чести заменяется самолюбиеми тщеславием; любовь и праведное негодование уступают место симпатии иуклончивому несочувствию; на место долга усаживается личный расчет иудобство,твердостьсмешиваетсясбездушиемижестокостью…».18Предложенные А.Ф.
Кони последствия ценностного кризиса можно перечислятьи дальше, поскольку в силу политических, экономических, социальных и иныхпричин сознание социума подвергается серьезным трансформациям, которые, какпоказала мировая история, носят, по большей части, деструктивный характер.18Кони А.Ф. Собрание сочинений в 8-и томах. Т.1. М.: «Юрид. лит.», 1966. С. 418.18Особенно это заметно в кризисные периоды истории, когда общечеловеческиеценности замещаются принципами прагматичного мира – нормой становитсяпотребительское отношение к жизни, пренебрежение к другим людям, душевнаяпустота и вседозволенность. Другими словами, наблюдается дегуманизация и такназываемая карнавализация сознания19.Описываемые процессы обнаруживаются и в современной России.
Фактическинаэтоуказываютмногочисленныесоциологическиеисследованияистатистические индикаторы развития общества, а вербально об этом говоритувеличивающееся количество публичных выступлений известных деятелейкультуры и искусства, представителей науки, общественных деятелей иполитиков. В их речах все отчетливее прослеживается мысль, что сегодня нужнопересмотреть ценностную систему общества, обозначить аксиологическиедоминанты, которые станут «спасительным» кругом для российского сообществав условиях духовной дезориентации.Тема «ценности и ценностные ориентации человека и общества» сталаактуальной для науки сравнительно недавно.
На XIII Международном конгрессе в1963 г. (Мехико) Ф.К. фон Ринтелен справедливо отметил, что о философскомвопросе относительно ценностей можно говорить, имея в виду лишь последние 50лет, что сегодня этот вопрос занимает философии всех стран Востока и Запада.20Его утверждение соотносится со временем формирования особого направленияфилософского учения, получившего название «аксиология» (от греч. «аксиа» –«ценность» и «логос» – «слово»). Согласно ему, ценности рассматриваются вшироком плане как все, что ценят люди, к чему они стремятся. В центреаксиологии – проблема природы ценностей, их онтологического статуса,объективности и субъективности ценностей и оценок.21Несмотря на существование «автономного» учения о ценностях, строгоустоявшегосяопределенияданнойкатегориипоканесуществует.Разрабатывались различные трактовки ценностей: прагматическая определяла19Карнавализация сознания – ценностное переворачивание существующего порядка вещей, смена бинарныхоппозиций морали и разврата, когда противоположностью морали выступает вседозволенность.20Поликарпова Е.
Аксиологические функции масс-медиа в современном обществе [Электронный ресурс]. Режимдоступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Gurn/Polikarp/01.php (Дата обращения: 26.12.2014).21Большая универсальная энциклопедия. В 20 томах. Т. 1. А–АРЛ. М.: АСТ: Астрель, 2010. С. 310.19ценности через интерес (Р. Перри22); гедонистическая – через чувства иудовольствие (А. Деринг, Т. Липпс); консумптивная – через потребности(О. Кюльпе, Г. Геффдинг23); дезидеративная – с точки зрения желательности(Х. фон Эренфельс, Ф. Крюгер); абсолютистская – как вневременные, лежащиевне мира, предельные, не поддающиеся определению, являющиеся фундаментомкультуры и нравственности (Г.
Риккерт, М. Шелер, Л. Витгенштейн).24Проблема ценностей занимала одно из ведущих мест и в творчестве русскихидеалистических философов Н. Бердяева, С. Франка, Г. Шпета и др. Вотечественной философии первые исследования в этой области посвященысоциальнойобусловленностиценностейличности(В.А. Василенко25,В.П. Тугаринов26, О.Г. Дробницкий27). В педагогике и психологии ценностирассматриваютсяотношенийвконтекстесоциальной(Б.Г.
Ананьев28,опосредованностиЛ.И. Анцыферова29,личностныхГ.Г. Дилигенский30,В.Г. Алексеева31 и др.).Продолжают изучение ценностных ориентаций личности и представителигуманистическойпедагогикиипсихологии(А. Маслоу32,К. Роджерс33,Г. Олпорт34, В. Франкл35). По мнению А. Маслоу, «выбранные ценности и естьценности» при этом действительно правильный выбор – это тот, который ведет ксамоактуализации. Поэтому при наличии свободного выбора человек сам«инстинктивно выбирает истину, а не ложь, добро, а не зло».Одним из первых среди этнологов научное определение понятию «ценности»дал К. Клакхон: «это осознанное или неосознанное, характерное для индивида22Perry, R. General theory of value. Cambridge: Harvard University press, 1950. 729 p.Гѐффдинг Г.
Этика, или наука о нравственности. Изложение этических принципов и их применение к различнымжитейским отношениям. Изд-е 3. М.: Издательство ЛКИ, 2012. 382 с.24Шохин В.К. Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль. М., 2006. С. 48.25Василенко В.А. Ценность и ценностные отношения // Проблема ценности в философии. Л., 1965.26Тугаринов В.П.
О ценностях жизни и культуры. Л., 1960.Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. 124 с.27Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия. М., 1967.28Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.
М., 1968.29Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. М., 1989.30Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1996.31Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологическийжурнал. 1984. Т.5. № 5. С.
63–70.32Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы: пер. с англ. М.: Смысл, 1999. 425 с.Маслоу А. Психология бытия: пер. с англ. М.: Рефл-бук: Киев: Ваклер, 1997. 304 с.33Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия. М.: Рефл-бук: Киев: Ваклер, 1997. 320 с.34Олпорт Г. Личность в психологии. М.: КСП+; СПб: Ювента, 1998. 345 с.35Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.2320или для группы индивидов представление о желаемом, которое определяет выборцелей (индивидуальных или групповых) с учетом возможных средств и способовдействия».36Сообразно с историческим и дисциплинарным подходами в исследованииценностей проводится их классификация.