Диссертация (Ценностный дискурс современных СМИ Русской Православной Церкви (на материалах Уральского Федерального округа)), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Ценностный дискурс современных СМИ Русской Православной Церкви (на материалах Уральского Федерального округа)". PDF-файл из архива "Ценностный дискурс современных СМИ Русской Православной Церкви (на материалах Уральского Федерального округа)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Ряд исследователей в качестве первой(и основной) ценности считают человека во всем многообразии его жизни идеятельности, а в качестве второго феномена мира ценностей видят вещи,производимые человеком на протяжении всего исторического пути.37 Другие притипологизации предлагают руководствоваться категориями пространство и времяи соответственно группировать ценности в следующие группы: вечные (значимыедля человечества во все времена), мегаисторические (масштаб существованияцивилизаций и народов), эпохальные (масштаб эпохи), поколенческие (масштабпоколения), конъюнктурные (масштаб текущих событий). Аксиологическиеразличияпространственногопроисхождениявыводятнаследующиеклассифицируемые типы ценностей: универсальные, национальные, локальногрупповые и индивидуальные.38 В частности, доктор педагогических наук,профессор Н.Д. Никандров39 особую роль отводит национальным ценностям,которые основываются на самобытности культурных традиций нации.Ученые предлагают и другие, более конкретные, подходы к классификацииценностей.
Это и правовые (общественный порядок, права, законопослушание),политическиеценности(гражданственность,национальноедостоинство,сословная гордость, классовая солидарность, партийная дисциплина и пр.),эстетические – прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное,трагическое и комическое.40 Ряд исследователей выделяет также духовные ирелигиозные ценности, при этом воспринимают их как своеобразный духовный36Kluckhohn Ñ. Values and Value Orientations in the Theory of Actions //Ñ. Kluckhohn/ Parsons Ò.,Shils E.
(eds.).Toward General Theory of Action. Cambridge, 1951. P. 395.37Решение проблемы классификации ценностей в философии [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://filosofiya2.ru/info/67-Reshenie-problemi-klassifikatsii-tsennostey-v-filosofii.html (Дата обращения: 03.02.2015).38Багдасарян В.Э. Высшие ценности Российского государства. Материалы научного семинара. Вып. 6. М.:Научный эксперт, 2010. С. 9.39Никандров Н.Д. Воспитание ценностей: российский вариант (1996), Россия: Ценности общества на рубеже ХХIвека (1997), Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий (2000).40Сидоров В.А., Ильченко С.С., Нигматуллина К.Р.
Аксиология журналистики: опыт становления новойдисциплины / под общ. ред. В.А. Сидорова.СПб.: Роза мира, 2009. С. 162.21капитал человечества, накопленный за тысячелетия, который не только необесценивается, но и, как правило, возрастает.41Докторпедагогическихнаук,профессор,действительныйчленРАОВ.А. Сластѐнин42 выделяет среди прочих общечеловеческие, практические иличностные ценности, а среди них – ценности, способствующие утверждению вобществе, ценности, ведущие к самосовершенствованию, самовыражению.Дополняет классификационную модель и категория нравственность, котораяподразумевает совокупность «высших» с точки зрения ряда ученых ценностей(В.А. Блюмкин43, Д.А. Леонтьев44, Т.И.
Пороховская45, А.И. Титаренко46 и др.).«Это благо человека и человечества, справедливость, альтруизм, благодарность,честь, совесть. – Пишет профессор В.А. Блюмкин. – Все остальные ценности(материальные и духовные блага) могут быть рассмотрены как средства, какусловия достижения высших ценностей».47 Доктор педагогических наук,профессор Т.Н. Мальковская, в свою очередь, добавляет: «нравственные ценностиопределяют направленность всех форм социальной активности».48 Ведь онивсегда трактовались как «разумное, доброе, вечное», предполагающее самыепрекрасные отношения между людьми в обществе, лучшие чувства и достойныеидеалы для подражания и поведения: любовь (все виды и формы, включая любовьк природе, Родине, детям, животным и др.);дружба и благожелательность,бескорыстное служение высшим идеалам, родной стране и народу; чистотавзаимоотношений, преданность; справедливость, взаимоподдержка, передачазнаний и опыта; тактичное и бережное отношение к людям и др.4941Решение проблемы классификации ценностей в философии [Электронный ресурс].
Режим доступа:http://filosofiya2.ru/info/67-Reshenie-problemi-klassifikatsii-tsennostey-v-filosofii.html (Дата обращения: 07.03.2013).42Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию. М.: Академия, 2003.43Блюмкин В.А. Этика и жизнь. М.: Политиздат, 1987. 111 с.44Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании [Электронный ресурс].Режимдоступа:http://www.portalus.ru/modules/psychology/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1106412895&archive=1120045024&start_from=&ucat=1& (Дата обращения:12.09.2013).45Пороховская Т.И. Ценности и оценки в морали. М., 1988.46Титаренко А.И. Критерий нравственного прогресса. Критические очерки.
М., 1967; Титаренко А.И.Нравственный прогресс. М., 1969; Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания. Опыт этико-философскогоисследования. М., 1974.47Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. М., 1981. С. 54–57.48Мальковская Т.Н. Психолого-педагогические основы формирования социально активной позиции школьников //Формирование активной жизненной позиции школьников. М., 1979. С.
13.49Тоненкова М.М. Духовные крылья России. Социально-культурные и духовно-сущностные ценностиразвивающейся России. М.: Амрита-Русь, 2004. С. 174.22Таким образом, понятие «ценность» и сегодня не имеет единой формулировкии стабильной классификации. Представители различных научных направленийформулируют собственные типологии ценностных ориентиров человека иобщества. При этом «отсутствие единства – одна из самых серьезныхсовременных проблем.
– Считает российский экономист и социолог, докторфилологических наук, профессор Елена Вартанова. – А ведь если его нет,исчезают не только общие формулировки, но и общий смысл устоявшихсятерминов, таких, например, как само понятие ценность. Так, в философии онообозначает нечто иное, чем в психологии или экономике. Но главное: с точкизрения каждой области науки подход будет справедливым, но отличающимся отостальных, и договориться ученым будет нелегко. И потому разговор о ценностяхобщества, во всяком случае, сейчас, должен иметь более прагматический, болееконкретный характер».501.1.1 Медиа и «ценности»: теория вопросаПотребность в дискурсе о журналистике как ценностной основе для общества,осознающего необходимость в публичной рефлексии смыслов своего прошлого,настоящего и будущего, существовала давно.
Она возникла с завершениемперестройки, создавшей пространство для формирования новой медиасреды,заполнявшейся на протяжении более чем двух десятилетий разнообразнымиСМИ.51 Сегодня пришло время напрямую заняться изучением аксиологическойфункции СМИ, поскольку на рубеже XX и XXI столетий они без преувеличениястали наиболее популярной формой межкультурного контакта и общенияличности с историческим, духовным и материальным опытом наций, поколений,государств, причем принесли колоссальное увеличение и расширение границ50Вартанова Е.
Готовя традиционную конференцию «Журналистика – 2011», для обсуждения мы избрали именноценности общества и ценности журналистики // Медиатренды. М.: Факультет журналистики Московскогогосударственного университета имени М. В. Ломоносова. 2012. № 1 (30). С. 1.51Реснянская Л. Журналистика как ценность // Медиатренды. М.: Факультет журналистики Московскогогосударственного университета имени М.В.
Ломоносова. 2012. № 1 (30). С. 6.23информациипосравнениюстрадиционнымиформамимежкультурныхконтактов.52С точки зрения медиапсихологии, становится очевидным, что взаимосвязьмежду ценностями общества и СМИ не является однозначной и линейной.
Содной стороны, ценности общества спонтанно «обнаруживают» себя в массовойкоммуникации как общественные тренды, детерминирующие социальнуюдинамику. И в этом смысле массовая коммуникация может рассматриваться каксамый достоверный скрининг общественных потребностей, достигающих уровняценностей.53 То есть если общество не придерживается пуританской морали, этоотразится и в СМИ. Если определенные религиозные ценности доминируют вобществе, в масс-медиа они также будут преобладать.54 С другой стороны,различные СМИ, пытаясь целенаправленно воздействовать на социальнуюдинамику, оказывают «возмущающее» влияние на процессы самоорганизации исамостановления общества, затрудняя, искажая или задерживая их реализацию.55При этом существуют и другие отрицательные моменты.