Диссертация (Оппозиция правда – ложь в паремиологическом пространстве русского языка (лингвокультурологический аспект)), страница 13
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Оппозиция правда – ложь в паремиологическом пространстве русского языка (лингвокультурологический аспект)". PDF-файл из архива "Оппозиция правда – ложь в паремиологическом пространстве русского языка (лингвокультурологический аспект)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 13 страницы из PDF
Например, могутотсутствовать современные контексты использования русских единиц, самапаремия может быть лишена образности и т.п.Перейдем к непосредственному анализу единиц.2.2. Правда и истина в русском паремиологическом пространствеМентальные установки русской лингвокультуры относительно правдыи истины можно классифицировать следующим образом:1.
Правда – божественна, истина – земное воплощение правды.2. Правда соборна. Но в то же время правда у каждого своя.3. Правда – одна из самых важных человеческих ценностей.4. Правда – это спасительное начало.5. Правда – проявление мудрости.6. Если жить «по правде», то всё будет справедливо.7. Правда очищает человека.758.
Правда – основа человеческого существования. Но с правдой житьтрудно.9. Правды очень трудно добиться на практике, выражается сомнение всамом существовании правды.10. Правда вечна.11. Правду невозможно утаить.12. Правду невозможно победить.13. Правды не избежать.14. Правду не изменить.15. Правда, с одной стороны, не требует заступника. Но, с другойстороны, за правду нужно бороться.16. Правда несудима.17. Необходимо отличать правду от слухов.18. Правда проявляется на практике, в делах.19. Чтобы требовать правды от других, нужно самому быть правдивым.20.
Человек должен правильно оценивать истинное положение дел.21. Человек проверяется по его отношению к правде.22. Правду нужно говорить всегда. С другой стороны, человеку можетбыть неприятно выслушивать правду, правда может испортитьотношения.23. Люди стараются не говорить человеку прямо (в глаза) то, о чем онидумают.24.
В состоянии алкогольного опьянения человек говорит правду.25. Деньги сильнее правды, но, с другой стороны, правда сильнееденег.Рассмотримвербализациюданныхустановокврусскомпаремиопространстве на фоне аналогов китайского языка.По данным «Большого словаря русских поговорок» и «Большогословаря русских пословиц», паремии с компонентами правда и истина76представлены в русском языке очень непропорционально. Паремий скомпонентом правда в словарях зафиксировано 221 единица, тогда как скомпонентом истина – всего 11.Как пишет В.В.
Колесов, «в отличие от «истины», «правда» изначальнодана в целостном виде, для уточнений о ней не нужны накапливающиеся внаблюдении и в сознании признаки, а также вызывающие такие признакидействия…. «Истина» последовательно уводит мысль в интеллектуальную,объективно существующую или умопостигаемую, требующую разумныхобъяснений или доказательств, сферу. Понятие о «правде» связано сдействиями души и духа» [Колесов 2011: 130].Существительное истина функционирует в книжных по преимуществупоговорках-фразеологизмах: голая (нагая) истина – ‘чистая, безусловнаяправда’, прописная истина (часто неодобрительно) – ‘нечто всем известное,тривиально верное и не вызывающее никаких сомнений’. Последняяпоговорка имеет синоним в разговорной речи – азбучная истина. Ср. впословицах: Истина явится, коли сбудется.Поговорка голая истина, по данным сайта «Национальный корпусрусского языка», употребляется преимущественно в художественныхпроизведениях XIX – начала XX вв.
Например: «― Истина только тогда ихороша, когда она голая истина» [В. М. Дорошевич. Сказки и легенды (18931916)]. При опросе только 6 человек указали, что знают и употребляют этовыражение, а 23 информанта владеют им пассивно.В современном русском языке в данной поговорке гораздо чащекомпонент истина заменяется на правда. Например: «― Рад бы, Павел,поднаврать малку, только это голая правда» [Сергей Каледин. Запискигробокопателя (1987-1999)]; «Похоже, впервые перед Гуськовым так близковстала вся голая правда его положения, без жалости и оговорок, ― казалось,он почувствовал ее физически, словно она, пронзив, прошла сквозь него отначала и до конца; от холода ее он содрогнулся» [Валентин Распутин.
Живии помни (1974)]. Голая правда не всегда приятна тому, кому она открывается:77«Возможно, это скверно, но как еще скоту сказать, что он скот, ― остаетсятолько показать ему в зеркале скота. Я и есть это зеркало, и они злятся, хотятменя разбить. Голая правда ― вещь отталкивающая, как обнаженнаястаруха. Но ведь я не виноват, что любая власть порочна, а пороквластолюбив» [Николай Дежнев. В концертном исполнении (1993)].Поговорку голая правда знают и активно употребляют в своей речи 43информанта, а 6 человек владеют ею пассивно.Прописная истина – частотное в современном русском языкевыражение.
См. в материалах сайта «Национальный корпус русского языка»:«Прописная истина языкознания состоит в том, что язык существуетнезависимо от того, есть для него письменность или нет» [А. А. Зализняк.Лингвистика по А. Т. Фоменко // «Вопросы языкознания», 2000]; «― Саня,больной с источником кровотечения готовится ровно столько, скольковремени нужно для подготовки хирургической бригады, ― менторскимтоном произнес Чернаков. ― Прописная истина. ― Понял, отстал,заткнулся» [Влада Валеева.
Скорая помощь (2002)]; «Мудро, почти каквсякая поговорка. И ограниченно, как любая прописная истина. Вот явывалился в этот мир ― вывалился в прямом смысле ― в знаменитыхтеперь, после приднестровского конфликта Дубоссарах» [Павел Сиркес.Труба исхода (1990-1999)] и др. Выражение знакомо 7 информантам, 34человека активно используют его в своей речи.Синонимичная поговорка азбучная истина употребляется в речименьшим количеством информантов (16 человек), 19 человек знают, но неупотребляют эту единицу.
Однако, по данным «Национального корпусарусского языка», выражение не уступает по употребительности своемусинониму: «Азбучная истина: население планеты растет, а ресурсыистощаются» [Корпоративная социальная ответственность: и цель, исредство (2004) // «Металлы Евразии», 2004.12.17]; «Азбучная истина:сегодня телевидение оказывает огромное влияние на самые разные стороныжизни людей, в том числе на формирование ценностей» [Особенности78национального телевидения (2003) // «Дагестанская правда» (Махачкала),2003.01.10]; «Впредь никогда и ничего не подписывайте до тех пор, пока непрочтете внимательнейшим образом. Это азбучная истина.
В свое время онабыла известна любому младенцу» [Александр Вампилов. Утиная охота(1968)] и др.Правда, как указывает В.В. Колесов, божественна, она идеальна.Истина же всегда земная, это земное воплощение правды. Истины в суде неискали, за ней не уходили в далекие земли, во имя истины не погибали. Всёэто совершали только во имя правды. Истина противопоставлена лжи иобману, правда – кривде; «неистинны» быть не может, поскольку истинавсегда объяснима.
«Неправда» встречается, но как извращение правды[Колесов2011:131].Этосложившеесявглубокойдревностипротивопоставление нравственной правды умозрительной истине отражено ванализируемых паремиях. См., например: Истина от земли, а правда с небес.То, что правда божественна, Бог – источник высшей справедливости,доказывает целый ряд паремий. Однако в них одновременно содержится иуказание на недостижимость правды на земле, на то, что человек не можетвоплотить тот морально-нравственный идеал, который заложен в Правде:Правда живет у Бога; Правды у Бога не переспоришь; Правда та свята, нанебо взята; Правда на небе, а на земле осталось одно – солдатскоетерпенье, да и оно скоро лопнет; Правда свята, а мы люди грешные; Правдасвята, да люди грешны.В Китае представлены различные религиозные конфессии.
Носителикитайского языка не считают, что правда божественна, но в моральнонравственном отношении ставят правду выше истины. Но эта идея не нашлавербализации в паремиях китайского языка.Книжное часто шутливо-ироничное крылатое выражение, ставшеепоговоркой, – истина в вине – цитируется носителями русского языка частопо-латыни – In vino veritas. Источник происхождения – слова ПлинияСтаршего. Выражение используется в русском языке в трех значениях: 1)79Шутливо. ‘Смысл жизни – в вине, в веселье; оправдание выпивки’; 2) ‘Виноразвязывает людям язык, и они говорят правду’; 3) С осуждением. ‘Обалкоголизме’ [БМШ I: 458].См. в нашей картотеке: «В вагоне было очень жарко, хотелось пить, иСтас, наливая сок в стаканы, пошутил: «In vini veritas» ― с латинскогопереводится как «Истина в вине» [Марина Толоконникова.
Я тебя найду(2003) // «Встреча» (Дубна), 2003.04.02]; «Очевидно, по ассоциации свысказыванием «In vino veritas ― Истина в вине», что уже изначальноопределяло цель создания устройства» [Екатерина Романова, НиколайРоманов. Дамы-козыри (2002)]; «Любопытно, что публиковались даже некиетеоретические «обоснования» со ссылкой на мудрость древних римлян: invino veritas ― «истина в вине»…» [обобщенный. Заметки // «Химия ижизнь», 1969].Выражение приписывают Омару Хайяму: «В чем истина? «А истина ввине!» ― вспоминалось изречение Омара Хайяма» [Андрей Ростовский.
Позаконам волчьей стаи (2000)].Выражение стало прецедентным в русской лингвокультуре благодарястихотворению А. Блока «Незнакомка»: «А рядом у соседних столиков Лакеисонные торчат, И пьяницы с глазами кроликов «In vino veritas» кричат». Ср.:«Ты право, пьяное чудовище! Я знаю, истина в вине. «Незнакомка» всемизвестна» [З. Н. Гиппиус. Мой лунный друг (1922)].34 информанта знают и активно используют это выражение, 13 человеквладеют им пассивно.Поговорка Вся правда в вине не встретилось нам в материалах«Национального корпуса русского языка». Лишь 9 человек из опрошенныхуказали, что используют это выражение, а 12 информантов его знают, но неупотребляют.Правда – соборна: Правда одна; Правда одна, а на всех (людей) еехватает (хватит); Двух правд не бывает; Одна правда на свете живет. Нов то же время правда у каждого своя: Везде правда только своя, а чужую80прячут; И наша правда, и ваша правда, а кто же Богу ответ дает?; И твояправда, и моя правда.Ср.