Диссертация (Оппозиция правда – ложь в паремиологическом пространстве русского языка (лингвокультурологический аспект)), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Оппозиция правда – ложь в паремиологическом пространстве русского языка (лингвокультурологический аспект)". PDF-файл из архива "Оппозиция правда – ложь в паремиологическом пространстве русского языка (лингвокультурологический аспект)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
Дандис считает характерным свойством паремий.Уделяяособоевниманиепословицамсоппозитивнойструктурой,исследователь отмечает, что «в изречениях этого структурного типа можновстретить самые различные формы пословичных противопоставлений»,которые понимаются им широко (Дандис 1978: 17, 24-25). Проиллюстрируемэто положение собственным исследовательским материалом: русскиепаремии — Где правда, там и счастье; Правда любит свет, ложь — тьму;китайские — Злой человек ненавидит людей, которые держатся правды,злая собака ненавидит человека с палкой.
Очевидно, что сопоставлениекасается пар семантически спаянных компонентов правда — счастье, правда— ложь, свет — тьма, злые люди — злая собака.51«Ощущение того, что паремию можно расщепить на некоторыесоставляющие, заставляет исследователей искать разные подходы к решениюэтой проблемы. Один из подходов — это анализ принципов увязывания впословице слов-компонентов, что является важной ее характеристикой»(Селиверстова 2009: 297). Так, Е.В. Иванова выделяет в паремиях «отрезкисмысла, которые имеют значение не только для описания одной пословицыили группы пословиц, но и для реконструкции фрагментов и всейпословичной картины в целом» (Иванова 2002: 56). Паремия «близка кструктурирующим человеческую память пропозициям, представляющимсобой особые пучки ассоциаций, связывающих элементарные представленияили концепты.
Однако ПЕ как пропозиция, допускает выделение в своейструктуре двух и более концептов и связывающего их звена, обладает исвоими особенностями» (Селиверстова 2009: 297) (см. в нашем материале:Правда — меч, правда — солнце, правда — богатство).Приописаниипословичнойкартинымира,какполагаютисследователи, необходимо оперировать меньшими, чем ПЕ, структурами.Такими единицами можно считать, по мнению Е.И.
Селиверстовой, «инекоторые устойчивые пары компонентов ПЕ» (Селиверстова 2009: 297).Компоненты каждой пары находятся в одном семантическом поле илиотносятся к одной тематической группе.Подобные пары или сочетание компонентов ПЕ ученые называютбиномами. Бином — «это устойчивый фрагмент пословичного текста,повторяющийся в различных пословицах, состоящий из двух контактно илидистантно расположенных элементов, обнаруживающих между собойустойчивые семантические (ассоциативные или иные) связи (иногдаусиленные рифмо-ритмическим оформлением) и участвующие в созданииобразно-семантической (в случае безóбразных паремий — семантической)структурыПЕ.Взависимостиотпословицыбиномдопускаетнеоднозначную трактовку, но переосмысление при этом касается обязательнообоих компонентов» (Селиверстова 2009: 296).
Ср. бином лапти — сапоги в52паремиях из нашего материала: Правда в лаптях, а кривда в сапогах; Правдав лаптях, а кривда, хоть и в кривых, да в сапогах.Согласимся с Е.И. Селиверстовой, что «бинарная оппозиция лежит воснове многих ПЕ и представляет собой универсальный способ отраженияокружающего мира» (Селиверстова 2009: 191).Таким образом, Е.И. Селиверстова считает, что пословичный бином —это«паракомпонентов,переходящихизпословичнойединицывпословичную единицу» (Селиверстова 2009: 2).В организации паремий «проявилась склонность людей мыслитьоппозициями, обнаруживать и показывать с их помощью противоречияокружающего мира. Контраст относится к регулярным семантическимотношениям, релевантным для такого корпуса фольклорных текстов, какпословицы» (Никитина 1991: 119).
С.Е. Никитина называет оппозиты вкачестве одного из типов статических отношений, типичных в целом дляфольклорных текстов (Там же). «Острый контраст» признается одним изнесомненных маркеров, формирующих, вместе с другими характеристиками— иронией, парадоксом, сравнением, рифмой и т. д., специфику паремий(Селиверстова 2010: 304).Антонимы — характерный знак эстетического в пословице.
АнтонимияпредставленавПЕвовсеммногообразиисвоихпроявлений:антонимическими отношениями связаны слова абстрактной и конкретнойсемантики, слова, относящиеся к разным частям речи — предлогам,глаголам, прилагательным, наречиям и т. д., слова, близкие или далекие посвоей словообразовательной структуре, слова, объединенные понятиемвремени, качества, цвета, движения и т. д.
(Бондаренко 1977: 9-12). ВомногомблагодаряантонимичностикомпонентовПЕобретаетхудожественную форму, «облагораживает» предметы труда, ремесла, быта —всего того, с чем сталкивается человек в повседневной жизни (Морозова1972: 8).53Нельзя не согласиться, что большое количество биномов составляютпары компонентов, выраженные словарными антонимами. Например, внашем материале: правда — ложь, ложь — истина, истина — кривда и др.Универсальность основного поэтического принципа пословичногожанра — контраста — объясняется бинарным способом познания мирачеловеком.Е.И. Селиверстова также подчеркивает, что языковые антонимы ипаремийные биномы с отношениями контраста не всегда совпадают(Селиверстова 2010: 306-307).
Например, бином лапти - сапоги в нашемматериалеотсылаеткимущественномунеравенству(лгутбогатыеобладатели сапог): Правда в лаптях, а кривда в сапогах; Правда в лаптях, акривда, хоть и в кривых, да в сапогах.Таким образом, биномы играют очень важную роль при созданииобразностипаремии.Пословичныебиномывсоставепаремий,вербализующих оппозицию правда — ложь, будут рассматриваться нами вовторой главе диссертационного исследования.1.4.
Изучение оппозиции «правда — ложь»1.4.1. Содержание понятий «правда», «истина», «ложь»Приизучениисуществованияязыковойбинарныхкартиныоппозиций,мираученыеотносящихсякисходятизуниверсальнымкатегориям человеческой жизни, конструирующим ее основу. Одной из такихоппозиций является «правда — ложь».Оппозицияправда–ложькакодноизключевыхпонятийчеловеческого сознания фигурирует в философских системах и лингвистике.Понятие правда является одним из базовых понятий человеческой культуры,причем довольно противоречивым, не устойчивым и синкретичным (Перцова1988).
Это понятие используется не только в философской сфере, но и врелигии, праве.54Значения существительного правда, приводимые в историческихсловарях русского языка, по мнению Н.Д. Арутюновой, «недвусмысленносвидетельствуют об общей правовой (юридической) ориентации правды, еепреимущественной ассоциации с человеческим судом, мирскими делами.Между тем в современном языке, несмотря на живое присутствиеоднокоренных слов круга права и на прямую оппозицию в паре о-правдание—о-сужд-ение, правда не только утратила значение закона, но дажеассоциацию с понятиями, относящимися к праву» (Арутюнова 1999: 565).Однако правда «сохранила связь с нравственностью. Концепт правды сталобобщениемнравственногозакона,представлениемобидеальныхсоциальных и человеческих отношениях» (Арутюнова 1999: 566).Правда–этоотраженнаяистина,истинавзеркалежизни,преломившаяся в бесчисленных его гранях (Арутюнова 1990: 26).Новейшийфилософскийсловарьопределяетпонятие«правда»следующим образом: «Правда – понятие, близкое по значению понятию"истина", но в русской философии оно служит также выражениюдополнительного смысла, связанного с указанием, с одной стороны, наподлинную вселенскую истину, а с другой – с указанием на предельнуюличную убежденность говорящего.
Русское слово " правда " этимологическисвязано с корнем "prav"; соответственно правда может выступать в такихзначениях, как "обет", "обещание", "присяга", "заповедь", "правило","договор", "закон". В основе семантики этого слова лежит представление обожественном порядке (ср. синонимичные выражения "преступить правду"или "преступить закон", а также название «Русская правда» как сводзаконов).
Правда может пониматься как договор между человеком и Богом, ив этом смысле это слово семантически связано со словом "мир" (община).Семантика слова "мир" также воплощает идею божественного договора слюдьми, реализованную в социальном (и пространственном) плане. Правдаосмысливается как божественное начало, а истина – как человеческое. Так, вПсалтыри говорится, что истина от земли восходит, а Правда с небес55принимается. В такой перспективе характерно противопоставление правды икривды.Итак,еслиистинасоответствуетреальнопереживаемойдействительности, то правда – высшей духовной действительности,подлинной реальности» (НФС, http://filpedia.ru/_).Соотношение понятий «истина» и «правда» является предметомрассуждений многих исследователей (Н.
Д. Арутюнова 1995, 1999; В.Г. Гак1995идр.).Основнаяфункцияпонятияистина—«сведениемножественности к единственности — в пространстве идеальных миров,«перенаселенных»взаимоисключающимидругдругасущностями»(Арутюнова 1999: 559).Н.Д. Арутюнова в книге «Язык и мир человека» выделяет истинурелигиозную и рациональную. Истина как понятие религиозного сознанияопределяется как совокупность взаимонезависимых признаков — атрибутовнекоторой сущности, обозначаемой символом. Истину характеризуют:1. Онтологические признаки:а) вечность,б) неизменность (тождественность самой себе),в) единственность,г) сокровенность;2.
Гносеологические признаки:А) связь с модусом верыБ) доступность через откровение3. Аксиологические признаки:А) благодатьБ) идеал и конечная цель бытия4. модальные признаки:А) необходимое существованиеБ) прескриптивность (Арутюнова 1999: 549).В«Краткомфилософскомсловаре»истинаопределяетсякак«адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом,56воспроизводящее познаваемый предмет так, как он существует вне инезависимо от сознания. «Адекватность» (или «верность» отражения)означает, что сам результат познания есть отображение, причиннообусловленноеотображаемым,ичтоононаходитсявотношенииизоморфизма или гомоморфизма по отношению к отображаемому. Истинаимеет субъективную и объективную стороны.