Диссертация (Индивидуализм в философии сознания и неиндивидуалистические концепции ментального состояния), страница 6

PDF-файл Диссертация (Индивидуализм в философии сознания и неиндивидуалистические концепции ментального состояния), страница 6 Философия (48567): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Индивидуализм в философии сознания и неиндивидуалистические концепции ментального состояния) - PDF, страница 6 (48567) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Индивидуализм в философии сознания и неиндивидуалистические концепции ментального состояния". PDF-файл из архива "Индивидуализм в философии сознания и неиндивидуалистические концепции ментального состояния", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 6 страницы из PDF

В этом контексте задача недуалистическиой философии сознания - вернуть действие в область ментального. Действие –такая же неотъемлемая часть сферы сознания, как и мышление, восприятие, ощущение. Нотогдасамоментальноеперестанетбытьвнутри-ментальным,посколькуразличениевнутреннего и внешнего само окажется относительным, а картезианское понятие внутреннейментальной сущности обернется призраком.

Действие по природе своей направлено в мир, и вбольшинстве случаев (а косвенным образом – всегда) социально. Если философия сознанияпоставит вопрос о действии, а не о когитации (ментальной или мозговой репрезентации)действия, то она не сможет основываться на интерналистской концепции, строго отделяющейвнутреннюю сферу ментального и внешний мир. Тогда философия сознания не сможетопираться на индивидуалистическую аксиоматику.До сих пор мы говорили об интерналистском или индивидуалистическом подходеДекарта к проблемам восприятия и действия. Однако следует подчеркнуть также и роль39Vincent Descombes.

The Mind’s Provisions. - Princeton: Princeton University Press, 2001. С. 16.20Декартовой концепции эмоций или страстей души в утверждении концепции интернализма какформы индивидуализма. В самом деле, при рассмотрении эмоций Декарт вновь утверждаетводораздел между индивидуальным сознанием и миром. В трактате «Страсти души» Декарт такопределяет эмоции: «Восприятия, относимые только к душе, — это те, действие которыхчувствуется как бы в самой душе и ближайшая причина которых обычно неизвестна. Таковычувства радости, гнева и тому подобные, вызываемые в нас предметами, оказывающимидействие на наши нервы, а иногда также и другими причинами.

Хотя все наши восприятия, какотносимые к внешним предметам, так и относимые к различным состояниям нашего тела, вдействительности являются страстями в отношении нашей души, если брать слово «страсть» всамом широком его значении, однако словом «страсть» обычно обозначают только те из них,которые относятся к самой душе»40.В отличие от восприятия, относительно причины которого мы можем строитьпредположения (я полагаю, что вижу яблоко, вызывающее во мне соответствующеевосприятие), ближайшая причина эмоции неизвестна.

Говоря о страстях, мы подразумеваемчисто ментальное событие, не строя никаких гипотез относительно его причины. Тем не менее,и у страстей есть причины физического характера, а именно движение в шишковидном теле,вызванное животными духами. Но собственно ощущение страсти происходит в самой душе. Сосвоей стороны, движение в шишковидной железе само имеет причину. Обычно такая причина –это объект, воздействующий на наши чувства. Отдельные страсти отличаются друг от друга какобъектами, вызывающими их, так и механизмами движения в шишковидной железе.

Страстиобладают иммунитетом на ошибку, в отличие от внешнего восприятия – так, мы не можемзаблуждаться относительно того, что испытываем именно гнев или радость41:«Следует также заметить, что иногда изображение это так похоже на изображаемуювещь, что нас могут обмануть восприятия, относящиеся к внешним предметам или к некоторымчастям нашего тела; однако никак нельзя ошибиться в отношении страстей, поскольку они такблизки нашей душе и так укоренены (intérieurs) в ней, что невозможно, чтобы она ихчувствовала, а они не были в действительности такими, какими она их чувствует…часто во сне,а иногда даже и наяву некоторые вещи представляются нам так ясно, как будто онидействительно находятся у нас перед глазами или чувствуются в теле, когда этого на самомделе нет; между тем, находясь во сне или замечтавшись, нельзя испытывать печали или бытьохваченным какою-нибудь другой страстью, если душа ее не испытывает».42Декарт Р.

Сочинения в 2 т.-Т. 1.- М.: Мысль, 1989. – С. 493.Напомним, что это положение полностью опровергается психоанализом, который предусматривает возможность самообманаотносительно эмоций, вытеснение недозволенных эмоций. Впрочем, то же самое опровержение можно найти в философииНицше – например, в идее рессентимента, подхваченной Максом Шелером.42 Там же, с. 494.404121Отметим то, что недостаточно четко видно в русском переводе: страсти суть внутренние(intérieurs) состояния души, и их связь с внешним объектом - например, вызвавшим страх имеет не смысловой и не интенциональный характер.

В самом деле, в действительности страхесть всегда страх чего-то, и между эмоцией и ее интенциональным предметом существуетнеразрывная смысловая связь. Однако Декарт игнорирует этот смысловой характеринтенциональной связи, и подчеркивает лишь чисто механически каузальную связь междуэмоцией и ее причиной.

Страх, например, объясняется механическим воздействием восприятияугрожающего объекта: физиологические процессы, связанные с восприятием страшногообъекта, чисто механически приводят в действие другие физиологические процессы,отвечающие за поведение, характерное для страха. Однако восприятие угрожающего предметаи восприятие своего поведения, вызванного страхом – это ментальные события, вызванныеупомянутыми физиологическими событиями. Сам же страх – это третье ментальное событие,вызванное еще третьим физиологическим процессом, которое, в свою очередь, вызванопервыми двумя (отвечающими за восприятие и поведение).

В целом, Декарт трактуетотношение объекта страха к самому страху как отношение между причиной и следствием.Здесь мы вновь сталкиваемся с интерналистской концепцией эмоций: страх есть сугубовнутреннее состояние, которое механически вызвано причиной из внешнего мира; страх никакне связан семантически со «страшной» ситуацией: имеет место механическая, а не смысловаясвязь. Вот как резюмирует Декартову теорию эмоций британский философ Энтони Кенни:«Эмоцияестьсугуболичноементальноесобытие,являющеесяпредметомнепосредственного и безошибочного осознания душой.

Она лишь случайно связана со своимпроявлением в поведении, поскольку можно быть уверенным в ее существовании, и все жесомневаться в существовании своего тела. Она лишь случайно связана со своим предметом, ибонельзя ошибиться относительно наличия страсти, но можно ошибочно приписать ейпричину»43. Таким образом, необходимая смысловая связь между эмоцией и ситуациейразорвана и представлена в виде дискретных и однонаправленных отношений между внешнейпричиной и внутренним следствием. Сознание здесь замыкается внутри своих внутреннихэмоциональных состояний.

Объяснение действия, проистекающего из определенной эмоции,также основано не на смысловых связях, а на механических: физиологический процесс,который отвечает за страсть, связан каузально с поведением, он чисто механически вызываетдействие. Можно возразить, вслед за Кенни: что общего у страха перед мышью и боязниразбудить ребенка, страха перед перенаселением и страха одеться не по случаю, страхаошибиться в грамматике и страха перед адом, если не обращаться к контексту каждой43Kenny A. Action, Emotion and Will. – London: Routledge, 2003.

C. 922отдельной ситуации, к смысловой связи между чувством страха и его объектом? Однакопостулирование такой смысловой связи предполагает иную философию человека – неиндивида, а существа, по природе связанного с миром. Эта философия человека чуждаДекартовой концепции эмоций и восприятия. В основе этой концепции лежит философиячеловека как индивида, отделенного от мира.

Интенциональные состояния, связывающиечеловека с миром, представляются как сугубо внутренние состояния. Такое представление оментальных состояниях является историческим предшествеником современного интернализмав философии сознания.Эта индивидуалистическая философия человека особенно контрастно смотрится на фонепрежней – древней и средневековой философии. В частности, контроль разума над страстями уДекарта зиждется на совершенно другой основе, чем это было в Платоновской концепции,которая существенно повлияла на средневековье. Для Платона самообладание, подчинениечувств разуму означало смену направления взгляда души: нужно оторвать взгляд от низменнойреальности и обратить его к идеям.

Человек, разум которого управляет чувствами, обращается кобъективному порядку разума, к порядку идей, и движим любовью к идеям. Таким образом,источник нашего разумного самообладания – не наш «субъективный» индивидуальный разум,но обращение к объективному разуму, к онтическому логосу; этот источник находится невнутри, а вне нас.

Космический порядок, сформированный Благом – вот источник нашейморали и нашего познания; этот порядок мы не создаем, но находим, обращая к нему взгляддуши, как в знаменитом мифе о пещере в «Государстве». Разумное поведение есть поведение,согласное с объективным логосом, оно неразрывно связано с познанием этого онтическогологоса. Человеческий разум и сознание в этой картине мира являются неотъемлемой частьюболее широкого порядка.Напротив, Декарт совершает интериоризацию разума. Разум не есть воспринимаемыйнами объективный порядок, - наоборот, отныне он имманентен душе.

В рамках этой концепциигегемония разума над чувствами понимается совершенно иначе. Познание реальности естьпостроение верной ее репрезентации, исходя из простых идей, при помощи критериядостоверности и очевидности. Сами идеи теперь не являются составляющими объективногологоса, но внутренним содержанием души, сущностями внутри ума. Сам по себе критерийдостоверностиимеетсубъективнуюподоплеку:познаниеестьпостроениепорядкарепрезентаций от простого к сложному, как цепь последовательных идей, воспринимаемых сясностью и отчетливостью.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5209
Авторов
на СтудИзбе
430
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее