Диссертация (1148895), страница 8
Текст из файла (страница 8)
7) Политическое сообщество есть изобретение людей длязащиты собственности индивида в его лице и в виде благ, и следовательно, сохраненияупорядоченных отношений обмена между индивидами, рассматриваемыми как владельцысамих себя.Джон Локк уравнивает свободу с самопринадлежностью. Человеческое «я» (self)сопротивляется попыткам лишить его собственности – именно в этот контекст вписываетсяидея «прав человека», разработанная Локком. Вот как вопрос об идентификации свободыиндивида и собственности резимирует Э.
Балибар: «именно собственность формирует сущностьсобственника, его внутреннюю способность к действию….Собственность – условие дляСм. Thiel U. The Early Modern Subject. Self-consciousness and Personal Identity from Decartes to Hume. Oxford University Press,2011. – 483 p.50 MacPherson C. B.
The Political Theory of Possessive Individualism. – Oxford: Oxford University Press, 1962. C. 263-2644927свободы,и,следовательно,толькособственникподлиннонезависим,свободен…Собственность как таковая есть осуществление свободы… она есть сама индивидуальность…Индивидуальный субъект практически отождествляется с этой собственностью, образующейего сущность, он признает свою идентичность в текущем процессе присвоения иприобретения»51.Следует, однако, отметить, что самое сильное воздействие Джона Локка на развитиеиндивидуализма связано, скорее, с его эпистемологией и с философией сознания. Здесь нужновыделить три аспекта индивидуалистической философии Локка.
Во-первых, теория идей Локка,которую следует интерпретировать как раннюю форму репрезентационизма, согласно которомусубъект имеет непосредственный контакт не с миром, но с опосредующими репрезентациямимира. Во-вторых, представление о восприятии как о продукте линейной каузальности отвнешнего к внутреннему. Это представление отделяет субъекта восприятия от мира: причина иследствие понимаются как внеположные друг другу элементы. В третьих, прояснениемотивации идействия черезвнутренние механизмы беспокойства (uneasiness): этопредставление разрывает интенциональную связь субъекта с миром, сводя действие имотивацию к внутренним каузальным механизмам индивида.
Наконец, знаки для идей – слова –являются чем-то внешним по отношению к идеям и необходимы для общения между людьми.Все эти три аспекта интернализма или индивидуализма по сей день оказывают воздействие напонимание сознания в когнитивных науках и отчасти в философии сознания. Все эти тезисыЛокка сохраняют свою актуальность в современной индивидуалистической философиисознания и когнитивной наукеВ репрезентационизме Локка идея есть репрезентирующий элемент, задействованный вовсех видах мысли и состояниях сознания – будь то желание, эмоция или суждение.
Идеяопределяет содержание мысли, идея есть представление содержания сознанию, которое затемутверждается в суждении52.Balibar E. Identity and Difference: John Locke and the Invention of Consciousness. – London: Verso, 2013. C. 103.Вместе с тем, условием так понятой индивидуальности для Локка является отношение взаимности с другимииндивидами в общине. В самом деле, индивид является собственником своего труда. Однако труд, с однойстороны, обеспечивает неоспоримое право на плоды труда как на индивидуальную собственность, а с другой вводит индивида в систему отношений с другими индивидами.
Локк не только деконструирует общину, сводя ее киндивидам – он также реконструирует ее. Для Локка собственность есть основа не только индивидуализации, но исоциализации. Кроме того, не следует забывать знаменитую оговорку Локка во 2 трактате о правленииотносительно индивидуальной собственности на землю, согласно которой индивиды имеют право присваиватьземлю, только если остается достаточно такой же хорошей земли для других людей (Локк Дж. Сочинения в 3 т.-Т.3.- М.: Мысль, 1988. – С. 279-280.) Поэтому мы не можем назвать этот аспект мысли Локка однозначноиндивидуалистичным.51На полях следует отметить, что в последнее время некоторые исследователи пытались представить теорию идей Локка какформу прямого реализма, а не репрезентационизма.
Однако Майкл Айерс в своем капитальном труде о Локке показываетпроблематичность такой интерпретации. По всей вероятности, философию Локка все-же следует понимать в руслерепрезентационизма. См. Ayers, M. Locke, Epistemology and Ontology. – vol. 1 – Routledge, 1991. – 340 p.5228В соответствии с основной мыслью репрезентационизма, Локк утверждает, что«очевидно, что ум познает вещи не непосредственно, а через посредство имеющихся у негоидей этих вещей»53. Идеи являются своего рода естественными знаками вещей: «Так какрассматриваемые умом вещи, за исключением его самого, не присутствуют в разуме, то емунепременно должно быть представлено что-нибудь другое в качестве знака или в качестве того,что служит представителем рассматриваемой вещи, — это и есть идеи»54.
Здесь возникаеттрудность относительно того, каким образом идеи могут соответствовать вещам в мире: «нашепознание,поэтомуреальнолишьпостольку,посколькунашиидеисообразнысдействительностью вещей. Но что будет здесь критерием? Как же ум, если он воспринимаетлишь свои собственные идеи, узнает об их соответствии самим вещам?»55. Ответ заключается втом, что идеи суть естественные знаки тех причин, которые вызывают эти идеи в сознании.Трудность связана, прежде всего, с понятием вторичных качеств, поскольку идея первичногокачества «похожа» на это качество в самом объекте. Первичные качества отражают то, каковытела сами по себе.
Вторичные же качества существуют в нашем сознании иначе, чем в самихобъектах. Они представляют собой то, как тела являются чувствам благодаря определеннымсвойствам воздействовать на них в силу своих первичных качеств. Тела обладаютспособностью производить в нас идеи через наши чувства. Здесь очевидна дуальная оппозициямежду тем, что внутренне присуще самим объектам, и тем, что существует только внутри нас, внашем сознании. Эта оппозиция знаменует собой разрыв между внутренним сознанием ивнешним миром, который лишь укрепляется в теории идей.В этом контексте важно рассмотреть каузальную связь между идеей и вызвавшем ееобъектом.
Простые идеи ощущения вызваны в нас внешними вещами, воздействующими наорганы чувств. Простые идеи соответствуют своим объектам регулярным и упорядоченнымобразом, и в силу этой регулярности являются естественными знаками своих причин. Простаяидея репрезентирует или обозначает в мысли то свойство (первичное качество) реальныхвещей, которое отвечает за наши идеи данного типа, то есть является их причиной. Например,наша идея белого, полученная в ощущении или вспоминаемая в воображении, в естественномязыке мысли замещает то, что в самом объекте конституирует его способность регулярновызывать это ощущение в нас.
Эту способность или силу Локк называет «качеством» объекта 56.Это позволяет Локку утверждать, что простые идеи являются продуктом вещей, «действующихна ум естественным путем и вызывающих в нем те восприятия, вызывать которые ониЛокк Дж. Сочинения в 3 т.-Т. 2.- М.: Мысль, 1985. – С. 41.Там же. С. 200.55 Там же. С. 41.56 Ayers M. Locke. Epistemology and Ontology. – V.
1. - London: Routledge, 1991. C. 33.535429предназначены и приспособлены»57. Каузальное отношение между идеей и объектомопределяет то, что именно идея представляет, но само не входит в содержание идеи. Сознаниевоспринимает феноменальный опыт, явление как знак неизвестной причины. Идея белогопредставляет и обозначает то внутреннее свойство предмета, которое вызывает эту идею в нас.Следовательно, идеи суть присутствующие в нас знаки отсутствующих обозначаемых,они являются элементами естественного языка мысли.
В этом контексте напрашиваетсяаналогия с современным репрезентационизмом и концепцией «языка мысли» Дж. Фодора,который открыто признает связь с наследием Локка. Чувственное знание состоит внепосредственном схватывании внешнего происхождения идей ощущения.
Идеи, повыражению М. Айерса, суть «blank effects in us»58, то есть эффекты, лишенныеинтенционального содержания и физически, онтологически и как бы локально существующиевнутри нас в виде модификаций. Их свойство представлять внешние вещи объясняется толькоих очевидным внешним происхождением: они указывают на что-то вовне только потому, чтоприобретаются в чувственном опыте.Идеи как «blank effects» напоминают, с существенными оговорками, чувственныеданные (sense-data) эмпиризма двадцатого века. Хотя полное отождествление идей счувственными данными является ретроекцией философии Юма на мысль Локка, и,следовательно, не вполне правомерно, однако аналогия здесь несомненна.
Общее свойствоздесь заключается в том, что идеи, как и чувственные данные, лишены внутреннейинтенциональности. Это чистые феноменальные элементы опыта, явления, взятые вне всякогоинтенционального или семантического отношения с миром. Вместо этого имеет место чистокаузальная связь между миром и идеями.В силу этой каузальной природы соответствия между идеями и вещами, идеи сутьвнутренние эффекты внешних причин. Однако причина и следствие – две сущности,внеположные друг другу (таким пониманием их отношения мы обязаны, в частности, Юму).Следовательно, сознание отделяется от мира по принципу «внутреннее-внешнее»; сознание –это то, что внутри. Это положение не только определяет и разграничивает область интересовбудущей психологии, но и закрепляет индивидуализм, основанный на дуализме сознание-мир.Аналогичная внешняя и дуалистическая каузальность, только с обратным знаком, имеетместо в объяснении Локком мотивации и действия.
Все наши восприятия сопровождаютсяпростыми идеями удовольствия или страдания. Наличие боли в данный момент или жеотсутствие удовольствия, а также их предвкушение в будущем, вызывают в нас чувствобеспокойства. Желание связано со стремлением удовлетворить это внутреннее беспокойство,5758Локк Дж. Сочинения в 3 т.-Т. 2.- М.: Мысль, 1985. – С. 41.Ayers M.