Диссертация (Аксиологическая динамика русской лексики (конец XVIII – начало XXI вв.)), страница 13

PDF-файл Диссертация (Аксиологическая динамика русской лексики (конец XVIII – начало XXI вв.)), страница 13 Филология (48550): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Аксиологическая динамика русской лексики (конец XVIII – начало XXI вв.)) - PDF, страница 13 (48550) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Аксиологическая динамика русской лексики (конец XVIII – начало XXI вв.)". PDF-файл из архива "Аксиологическая динамика русской лексики (конец XVIII – начало XXI вв.)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 13 страницы из PDF

А. Купиной), строящегося на отрицании официальныхценностей, не имеющий письменной фиксации в разрешенной литературе, ноживущий в устной речи и самиздате. Лексический состав «языкасамообороны» насыщен экспрессивными и эмоционально окрашеннымисловами: большевизан, совдепия, совок.Г. Ч. Гусейнов считает, что феномен «языковой инвалидности» беретначало в реформе правописания 1918 г.: «Изъятие смысла из слов,выражающих основополагающие ценности, сопровождало глубочайшуюперестройку сознания, анализ которой мог бы сделать понятней обстановкудоносительства, отступничества, утраты значительной частью носителейязыка способности к словесной оценке или даже просто к описанию своегоповедения как в то время, так и спустя несколько десятилетий» [Гусейнов1989: 66].Зачатки этого дубового языка описывает Е. Д.

Поливанов в статье «Облатном языке учащихся и о “славянском языке” революции» (1931),приводя трафаретные выражения и клише (хищные акулы империализма,гидры контрреволюции, продукт разлагающейся буржуазии), вошедшие вязык во время революции через публицистику и риторику. Исследовательназывает их мертвыми, указывая на их автоматизированное употребление иисключенностьизживогообщения,чтоисближаетихсцерковнославянизмами в языке религии [Поливанов 2014: 318 – 319].Многиеисследованиярусскогоязыка«советскогоизвода»представляют собой опыт словарей и энциклопедий, упомянем лишьнекоторые: О.

П. Ермакова «Жизнь российского города в лексике 30 – 40-хгодов XX века. Краткий толковый словарь ушедших и уходящих слов изначений», Б. Сарнов «Наш советский новояз. Маленькая энциклопедияреального социализма», Г. Гусейнов «Д. С. П. Материалы к русскомусловарю общественно-политического языка XX века».Такая тяга к лексикографической фиксации, как нам кажется, отражаетизменение социокультурного и исторического статуса советского наследия.69Оно превращается в материал истории: реалии советской жизни имировоззрения переходят в категорию исторических фактов, сохраняющихлишь языковое воплощение.В советскую эпоху связь нормированного литературного языка иидеологии была как никогда тесной: идеология не просто отражалась в слове,но трансформировала языковые единицы под свои нужды и в соответствии сутверждаемыми ценностями. «Советская идеология <…> строилась попринципу бинарных аксиологических оппозиций, т.

е. противоположныхценностей типа «свои / чужие», «старое / новое», «общее / частное» и т.п.»[Вайс, Куммер 2013: 28]. Центральной ценностной оппозицией советскогодискурсаД.Вайссчитаетпротивопоставлениеквантораобщности,свойственного «своим», и квантора существования, свойственного «чужим»:«<…> все, что связано с собственным строем, стремится к тотальности (ктотальному согласию, к тотальному приложению всех сил, к тотальномуконтролю над событиями, к тотальной ненависти к фашистскому врагу, ктотальной скорби после смерти великого вождя и т.п.), т.

е. к тотальномуединству всего общества, а все “не-свое” обречено на ущербность,частичность, изолированность» [Вайс, Куммер 2013: 32]. Н. А. Купинапишет, что примат общественных интересов, господство директивногообщения, размытость и несущественность этических норм, официоз иритуальностьпубличнойсферыопределяютсистемуценностей,закрепленную в сознании носителя языка как единственно верная [Купина2015].Взаимодействие ценностной и понятийной системы советскогодискурса основывается на идеологемах.

Идеологема – это «знак илиустойчивая совокупность знаков, отсылающих участников коммуникации ксфере должного – правильного мышления и безупречного поведения –предостерегающих от недозволенного» [Гусейнов 2004: 14].Длярусскогоязыкаэтогопериодахарактеренсемантическийпримитивизм – вытеснение смыслов во имя идеологического содержания.70Отражением этого процесса являются идеологически обусловленныесемантические оппозиции: революционный / контрреволюционный. Еечастными случаями являются оппозиции красный – белый, вражеский,враждебный; левый – правый; советский – антисоветский, буржуазный,западный,английский,американский;коммунистический–антикоммунистический [Купина 2015: 13 – 15]. Всё, что оказывалось вовторой части оппозиции, претерпевало устранение исторически сложившейсясемантикииприобреталоотрицательныеконнотации(аристократ,аристократизм, важный, вельможа, враг).Н.

А. Купина показала, что слова-идеологемы достаточно быстроохватили сферы политического, религиозного, философского, этического,художественного и правового дискурсов. Именно сфера политического иобусловленного учением Ленина – Сталина коннотировалась положительно идолжна была заменить собой традиционную духовность. Стремительныйрост номинаций, формирующих эту часть языкового сознания, отражает этотпроцесс: политчас, политдень, политпросветчик, политотдел, политрук,партработа, парторг, партячейка, пролетарская партия, партийность,партсъезд,генеральнаялинияпартии,новаторство,ударничество,пропагнадист.

Всё, что не вписывалось в идеологию ленинизма, оценивалоськак чуждое, а следовательно, отрицательное: оппортунизм, троцкизм,реакционный, националистический, буржуазный, ревизионизм, центризм,либерализм, социал-пацифизм, левачество, шовинизм [Купина 2015: 20 – 29].Лексика религиозной сферы «переворачивается», получая оценку,несвойственную ей первоначально: безбожник, вера, крещение, религия,скверна. Слово религия выступает как антоним слова наука и включается всинонимический ряд со словами мистика, фантастика.Как протест против ценностей, провозглашенных официальнойидеологией, существовал язык самообороны.

Его энергия была направлена надеидеологизацию и демифологизацию. Они выражались в переосмыслении71аббревиатур, семантических преобразованиях ключевых слов тоталитарногоязыка и деформации прецедентных текстов.Таким образом, общие аксиологические тенденции в лексике русскогоязыка советского периода можно обозначить как формирование языка новойсоветскойидеологии.Языкэтогопериодаотразилискажениеиобесценивание прошлого опыта русской культуры, которое проходило приизменении состава тех носителей языка, чьи языковые вкусы были значимы.Одновременно с официальным языком существовал «язык протеста»,отразивший развенчание официальных ценностей.2.3.5.

Лексика русского языка в зеркале современных ценностейПерестройка (1989 – 1991 гг.) и распад СССР стали, по определениюГ.Ч.Гусейнова,БольшимРубежом,означающим«завершениемноговекового исторического цикла и одновременно начало неведомойновой эпохи истории России» [Гусейнов 2004: 7]. Эта новая эпоха, конечно,принесла и аксиологические изменения.По мнению Л.

М. Грановской, литературный язык последнихдесятилетий XX века свидетельствует о возвращении многих утраченныхценностей [Грановская 2005]. Этому способствовало знакомство читателей слитературой русской эмиграции, возрождение религии, восстановлениетрадиции литературы и публицистики религиозно-догматического толка,влияющих на когнитивную и духовную сферы языкового сознания[Грановская 2005; Шмелькова 2010; Караулов 1991; Скляревская 1994].Возвращается в язык и освобождается от советских идеологическихнаслоенийтерминология,боговоплощение,священномученик)связаннаябогочеловечество,идругимисправославиемвочеловечение,верованиямии(двуединство,вероучительный,религиями(карма,реинкарнация, гуру, даосизм, экуменист, махаяна).С другой стороны, отказ от советских идеологем все же не означаетоднозначного принятия традиционных ценностей, о которых пишет Л.

М.72Грановская, напротив, наблюдается люмпенизация языка, вследствиевыдвижения социальных слоев, общая культура которых низка.Нестабильность ценностных ориентаций отражается в интенсивномпотоке сниженной и низкой лексики, жаргонизмов: «<…> 90-е стали вторым(после 20-х) моментом, когда вторжение новых и активизация преждеосвоенных вульгаризмов приобретает лавинообразный характер: бардак,дурдом, выпендреж, жлоб, мандраж, занюханный, зачуханный, офонареть,раздрай, раскурочить, не светит ‘не удается’, туфта ‘подделка, обман’,тягомотина, на халяву, ханыга – вот ничтожная часть потока, <…>проникающего в некоторые достаточно высокие жанры, в том числе, впублицистику, в экономические обзоры и т.д.» [Скляревская 1994: 11].Необычайно активны заимствования, вторжение которых в язык никак неконтролируется: консенсус, приватизация, презентация, менеджер, рэкет,маркетинг, брокер, брифинг, рейтинг, популизм, триллер, сейшн, плейер,тинейджер,хит-парад,шоу-бизнес,эксклюзивный,спикер,спонсор,скрининг, имидж, истеблишмент.

Характеризуя состояние русского языкаэтого времени, В. В. Колесов рассматривает существенные изменения всловарном фонде как симптом концептуально-культурных изменений внациональной картине мира: «Естественное развитие национального языкаво всей его концептуальной силе было сначала снято заменой отвлеченнымитерминами квазихристианской культуры, которая ныне выдается закоренную русскую (я историк, и потому под русским понимаю широковосточнославянское), а сегодня – уничтожается подменой абстрактнопустыми терминами наднациональной культуры: торжество становитсяфестивалем, собрание – форумом, совесть – сознательностью, соборность –коллективом, служба – сервисом, любовь – сексом, согласие – консенсусом ипр., – сотни других ключевых слов культуры… Даже в 4-томном Словареосталось не много ключевых слов русской ментальности (мы проделалиработу по их выявлению и – увы! многого не досчитались)» [Колесов, цит.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5232
Авторов
на СтудИзбе
423
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее