Диссертация (Анализ Собора Покрова на рву в контексте средневековой культуры), страница 11
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Анализ Собора Покрова на рву в контексте средневековой культуры". PDF-файл из архива "Анализ Собора Покрова на рву в контексте средневековой культуры", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
Государственные символы России – герб, флаг, гимн. М.: Русское слово, 2004. С.5–10.54Итак, мы затронули проблемы политического своеобразия Московской Руси,связанного с долгими отношениями с Золотой Ордой и изолированностью отЗападных стран, влиявших на представления о моделях и стратегиях реализациивласти внутри страны. Также по мере объединения территорий и выходаМосковской Руси из-под Ордынской зависимости перед правителями вставалиновыезадачи,соднойстороны,очевидно,возникаланеобходимостьсамопрезентации страны в мировом и, в частности, европейском культурноисторическом пространстве. Для этого было необходимо вырабатывать символикувласти, подкрепление ее легитимности в глазах других правителей и признаниеродовитости и могущества Московских правителей.
При Иване Великомформируется целый ряд идеологических топосов, направленных на решение этойпроблемы. Однако на уровне страны непосредственной традиции презентациивласти еще не было. Максимум она подчеркивалась преемственностьюМосковских князей от Киевских, затем Владимирских. Для внутриполитическойконцепции власти это было намного актуальнее на момент централизациигосударства – создание собственной традиции правления и моделей объяснениялегитимности этого правления.
Поэтому к моменту воцарения Ивана IVтерритория Руси включает в себя огромное пространство. При этом правитель ужеоторван от примеров правления Золотой Орды и может основываться на традиции,складывавшейся при правлении деда и отца. С другой стороны, Московская Русьуже достаточно долго и активно ведет политические, культурные и экономическиеотношения с Западной (католической) Европой, как ориентируясь на техническиеи культурные достижения других стран, так и подчеркивая свою обособленность вкачестве единственного православного государства, противопоставляющего себяостальным. Политические же модели Европейских стран не представлялиинтереса для правителей Московской Руси.
Именно начиная с XVI в. названия«Русь», «Российское царство» употребляются как маркеры Московского царства.И перед правлением Ивана IV остро стоял вопрос о создании объяснительноймодели власти Московских царей: не просто экспортный образ презентации55страны, но именно объяснение оснований власти внутри страны, того, как властьмыслится самим правителем.2.2. Правление Ивана IV и история возведения Собора Покрова на РвуВ рамках данного параграфа мы обратимся к раннему периоду правления ИванаIV, связи его внешней и внутренней политики со строительством Собора Покрована Рву и тому, как Собор был вписан и неразрывно связан с историческими исоциокультурными процессами правления Ивана IV.
Момент правления Ивана IVстал для истории Московской Руси переломным, надолго определившимисторическое, политическое и культурное своеобразие, а также представления овласти самим монархом и рецепцию этих отношений людьми. Исследуемый намипамятник, возникший во время расцвета правления Ивана IV, напрямую связан ссоциокультурным контекстом его правления и личностью царя, через которуюпроявлялись основные идеи и представления о власти монарха.
Поэтому в рамкахнашего исследования нам представляется важным обратиться к фигуре Ивана IV, ктем культурным и политическим изменениям, которые он проводил, и ихотражению на культурном уровне. Также мы осветим историю возведения СобораПокрова на Рву в контексте исторических событий.Итак, охарактеризуем личность Ивана IV, его внутреннюю и внешнююполитику до начала Опричного режима в стране, то есть период между 15301565гг.Многие обряды Московской Руси имели Византийское происхождение, втом числе и обряд выбора невесты, в результате которого женой Василия в 1500 г.стала Соломония Сабурова – женщина из высшей прослойки «служилыхлюдей»113. Брак Василия с Соломонией Сабуровой был удачным, но бездетным,посему для избегания династического кризиса было решено сослать ее в113Филюшкин А.И.
Василий III. М.: Молодая гвардия, 2010. С. 32.56монастырь и провести обряд повторно, для чего была выбрана новая жена, ЕленаГлинская, которая происходила из обрусевшего татарского рода, служившеговеликим Литовским князьям с конца XIV в. и в XVI веке появившегося в рядахмосковской знати114. Спустя четыре года, в 1530 г., брак принес долгожданногонаследника, Ивана Васильевича, а спустя еще два года, в 1532 г., его брата, Юрия,по летописи охарактеризованного как «прост и несмыслен», что подразумевалослабоумие с детства115.Долгожданный наследник, чьим христианским покровителем стал ИоаннКреститель родился 25 августа 1530 г., а через три года скончался его отец 116 .Управление страной сосредоточилась в руках его матери, Елены Глинской, исоветников отца, однако Иван Васильевич с малого возраста принимал участие вофициальном церемониале двора.
В 1538 г. после внезапной смерти ЕленыГлинскойменяетсясудьбанаследникаиотношениекнему.Бывшиеприближенные к власти попадают в опалу, в то время как правительственныефункции переходят к боярам, в частности к фамилии Шуйских, которыестановятся главными опекунами Ивана и его брата Юрия117. Иван Васильевич неимел никакого доступа к управлению страной, более того в своих посланиях ончрезвычайно негативно характеризует период правления бояр, пренебрегавшихвниманием и к стране, и к нему 118 . Шуйские уверенно расправлялись снедовольными их правлением, отстаивая свои права.
Однако такому положениюдел приходит конец в 1543 г., когда великий князь, как сообщает официальныйисточник его правления, учинил мстительную расправу над Андреем Шуйским,деморализовав приближенных к нему бояр и заявив о собственных правах навласть119. Но боярскому правлению не был положен конец, и сам молодой царь не114ПСРЛ. Т.13, 1 ч. СПб.,1913. С. 45.115Там же. С. 66.116Там же. С. 48.117ПСРЛ. Т. 34. М.,1978. C. 178.118Послания Ивана Грозного.
М.- Л.: из-во. Академии Наук СССР, 1951. С. 33-34.119ПСРЛ. Т. 34. М., 1978. С. 180.57уделял внимания государственным делам. Место Шуйских заняли их враги –Воронцовы, а молодой царь стал совершать все более длинные поездки изстольного града по стране. По записям Курбского, великий князь в этот периодпредавался развлечениям120.С середины 40-х гг. появляются свидетельства о приказах царя, которыескорее носят не политический, а карательный характер.
В частности, по егоприказу был убит молодой аристократ Михаил Трубецкой121. В 1546 г. произошелряд эксцессов схожего характера, но с большим размахом, когда по доносам быликазнены многие бояре. Подобная ситуация случилась и в 1546 г., когда государьпродолжал отвергать попытки вовлечения его в государственные дела, нереагировал на просьбы новгородских просителей122.Однако именно с 1547 г. происходят коренные изменения в отношенияхИвана со властью и своими подчиненными.
Причиной этих изменений сталвеликий пожар в Москве и восстание в июне 1547 г. Отданное в рукиродственников царя, Глинских, краткое правление получило полное неодобрение иненависть со стороны людей за свои жестокие и своевольные расправы. Нуженбыл лишь предлог для расправы над ними, и этим предлогом стал пожар веснылета 1547 г., уничтоживший город практически полностью 123 . В этом бедствиинародным гневом (с подстрекательства бояр) были обвинены Глинские, вчастности – княгиня Анна, будто бы своим чародейством поджигавшая город.Поскольку пострадал и Кремль, царь пребывал в своей резиденции в селеВоробьево, куда отправился разъяренный народ с требованием выдать Глинских,по слухам прятавшихся там.
После длительных, унизительных переговоровконфликт был исчерпан, однако мир пугающе и угрожающе вторгся в жизнь120Курбский А.М. История кн. великого Московского о делех, яже слышахом у достоверныхмужей и яже видехом очима нашима. СПб., 1868. С. 6-7.121Там же. С. 7.122Флоря Б.
Иван Грозный. М.: Молодая гвардия, 2009. С. 26.123ПСРЛ. Т. 34. М., 1978. С. 181.58Ивана IV124. Это усиливалось средневековым менталитетом, видевшим в пожарепроявления Божьего гнева. Результатом стало знаменательное событие, когдаприближенный царю Алексей Адашев привез в почитаемую людьми и царскимродом Троице-Сергееву обитель денежный вклад в размере 7000 рублей (суммуогромнейшую по тем временам, даже когда умер отец Ивана, Василий III,заупокойный вклад составил 500 рублей) 125 .
Видимо, это был первый актвыстраивания отношений между царем и Богом, которого нужно былоумилостивить. Но бедствия продолжались и в 1548 г. во время первой попыткипохода на Казань, закончившейся провалом и большим разочарованием царя.К тому моменту у Ивана IV сложились близкие отношения с более старшими опытным дворянином Алексеем Адашевым, при посредничестве которогопроисходит близкое знакомство царя с настоятелем Благовещенского собораМосковского Кремля Сильвестром. Приехавший из Новгорода по протекцииМитрополита Макария Сильвестр надолго становится духовным и идейнымвдохновителем царя, наставником, имевшим непосредственное влияние на еголичность.Сильвестр явно возлагал ответственность за все происходившее вгосударстве на самого царя, как результат отношения Бога к нему, что должнобыло заставить царя начать исправление этих отношений, совершая богоугодныедела и нести ответственность за все происходящее непосредственно перед Богом.Так начинается путь исправления, означенный Сильвестром в его послании126.Под влиянием Сильвестра образ жизни царя коренным образом изменяется.Как указывает официальная летопись, исчезают пиры-потехи со скоморохами,бесчинства.
В 1549 г. царь пешком отправляется на богомолье в Троице-Сергиевмонастырь, что было явным актом смирения и благочестия царя перед Богом.124Послания Ивана Грозного. М.- Л.: из-во. Академии Наук СССР, 1951. С. 35.125Флоря Б.Н. Иван Грозный. М.: Молодая гвардия, 2009. С.19.126Курбский А.М. История кн. великого Московского о делех, яже слышахом у достоверныхмужей и яже видехом очима нашима.
Спб., 1868. С. 10.59Эти обстоятельства нашли свое отражение в изменении курса правленияИвана IV. Конец 40-х годов поставил перед правлением ряд внутри- ивнешнеполитических проблем, которые было необходимо решить. Измененияпроходили одновременно на всех уровнях государства и касались различныхвопросов: начиная от военного дела и заканчивая устройством жизни граждан.Центральное место в этих изменениях занимал ряд предпринятых Иваном IVказанских походов.История казанского похода Ивана IV имела свою предысторию. При ИванеIII, успешно использовавшем противоречия между татарскими ханствами, удалосьдобиться политического влияния над казанскими ханством. На тот моментнаиболеекрупнымханствомбылаБольшаяорда,претендовавшаяналидирующую роль по отношению к остальным татарским ордам, вышедшим изнедр Золотой орды.