Диссертация (Анализ Собора Покрова на рву в контексте средневековой культуры), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Анализ Собора Покрова на рву в контексте средневековой культуры". PDF-файл из архива "Анализ Собора Покрова на рву в контексте средневековой культуры", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
В этих обстоятельствах Казанское ханство и Ногайская ордаискали поддержки Русского государства. И Иван III сумел посадить на казанскийпрестол своего ставленника127. Однако в первой трети XVI в. усиливается рольКрымских татар, систематично совершавших набеги на Русские территории.Казань выходит из-под влияний Московских царей, а с приходом к властиКрымского царевича Сахиб-Гирея, официально объявившим себя вассаломсултанаусилившейсяОсманскойимперии,количествоконфликтоввсеувеличивалось128. В течение первой половины XVI в. Казанское ханство с тем илииным успехом заявляло о своих воинствующих настроениях по отношению кМосковскому царству. В 1541 г. Сахиб-Гирей, предпринявший поход противМосквы, был поддержан военными силами Стамбула, что усиливало серьезностьрешения вопроса на восточных границах 129 .
И как ни старался позже Иван IV127Алишев С.X. Казань и Москва: межгосударственные отношения в XV—XVI вв. Казань:Татарское кн. изд-во, 1995. C. 46-47.128Волков В.А. Войны и войска Московского государства (конец XV— первая половина XVIIвв.). М.: Эксмо, 2004. С. 42-43.129Алишев С.X. Казань и Москва: межгосударственные отношения в XV—XVI вв.. Казань:Татарское кн. изд-во, 1995.
C. 63-66.60посадить на правление Казанью своего ставленника, было очевидно, что решенэтот конфликт может быть только военными действиями, походом 130 . Уже кмоменту его коронации в 1547 г. борьба с Казанским ханством стала важнойзадачей внешней политики. Все слои общества были заинтересованы вустранении этой угрозы.Первый большой поход на Казань был организован зимой 1547 – 1548 годов,его возглавил сам царь. Однако из-за необычно теплой и дождливой зимы походокончился неудачей. С трудом добравшись до Нижнего Новгорода, царю сталоочевидно, что переправить пушечный наряд по льду Волги, покрытой водой,невозможно.
Войско добралось до стен Казани, однако без артиллерии взять городне удалось, и спустя неделю войско двинулось обратно в Москву. Осенью 1549года началась подготовка нового похода, в это же время в Казани произошловажное событие: случайно погиб хан Сафа-Гирей, и ханом стал его двухлетнийсын Утемыш-Гирей от имени которого правила его мать Сююн-Бике.
Правящееокружение разделилось на два лагеря: с одной стороны, искали покровительствоСтамбула, с другой – стремились к укреплению связей с Крымом, а также былисторонники и московской ориентации. В этой связи был предпринят новый походв феврале 1550 года, тоже закончившийся скорой неудачей: не было оказанонеобходимой поддержки со стороны сторонников московской власти, также ипогодные условия были на стороне Казани.
Однако уже во время этого похода былразработан более сложный план по захвату Казани. С одной стороны, необходимобыло заручиться поддержкой «горной черемисы», освободив ее от уплаты дани натри года. С другой – был воплощен план быстрого устроения фортификационнойкрепости у места впадения реки Свияги в Волгу, которая могла бы обеспечитьзащиту и пребывание войска. Крепость была собрана под Угличем, сплавлена поВолге и собрана за короткий промежуток времени. Внутренний кризис правленияв Казани привел к тому, что было решено заключить крайне невыгодный мир сМосквой, по которому Сююн-Бике с сыном попадала в плен, московскому царству130Там же.
С. 80.61были возвращены их пленные, а казанским царем становился ставленник МосквыШах-Али. Однако под давлением со стороны Стамбула и Крыма положение ШахАли было крайне непрочно. В 1552 году, боясь за свою жизнь, Шах-Али решилсложить с себя обязанности управления Казанью и правление взял в свои рукиастраханский царевич Ядигер, провозгласивший себя ханом131. Мирноеподчинение Казани не удавалось, поэтому было принято решение об организациинового похода. В походе 1552 года участвовало больше войска, к тому же былавозможность содержать припасы и артиллерию в Свияжске.
Крымский ханДевлет-Гирей не смог поддержать Казань в этом сопротивлении. И 23 августаначалась осада города войсками Ивана IV. Казанцы не хотели принимать мир,поэтому осада города была долгой и трудной для войск. В течение трех недель подКазанью шли тяжелые бои. Перелом наступил только ко 2 октября, когда удалосьсделать подкоп и взорвать стену крепости, после чего начался общий штурмгорода132. В тот же день Иван IV въехал в город и занял ханский дворец, город былпрактически уничтожен. В следующие дни началась закладка в городехристианских храмов и освящение завоеванного города 133 .
Отныне Казанскимханом стал считаться русский царь. 8 ноября 1552 года в Гранавитой палатеКремля царь торжественно отпраздновал свою победу. В честь нее Иван IV иприказал построить величайший памятник того времени – обетный СоборПокрова на Рву.Желание создать регулярное государство, устроенное на всех уровнях инесущее концепцию власти Ивана IV, ярчайшим образом проявлялось в культуре,особенно в литературных памятниках – произведениях, которые были адресованыширокому кругу людей и реализовывали взгляды Ивана IV и его эпохи наустройство мира в целом и жизнь каждого человека, в частности. Чем обширнеестановилось государство, тем ощутимее чувствовалась потребность в формах егообъединения.
Такой организующей системой становилась культура. Она несла131Худяков М.Г. Очерки по истории Казанского царства. М.: ИНСАН, 1991. С. 149-151.132ПСРЛ. Т. 13. СПб., 1913. С. 506 -518.133ПСРЛ. Т. 31. М., 1978. С. 186-188.62идеалы государственного устройства, быта, поведения, а также личностныеидеалы.
И важную роль в понимании войны с Казанью играла Церковь, видевшаяи формировавшая точку зрения на этот поход как на важнейший этап борьбыправославного христианского мира с миром нехристианским, исламским.В 1549 г. митрополит Макарий лично увещевал войско под Владимиром онеобходимости сражаться за церковь и православие.Все сражение происходил под покровительством небесных сил.
«Казанскаяистория» дает подробнейшую картину целого ряда чудес, видений и знамений,развернувшихся вокруг взятия Казани. Были и чудесные видения Николаяугодника, и образ самого Сергия Радонежского являлся во время этого похода134.Участвовавший в походе А. Курбский сообщает в «Истории о великом князеМосковском», что в походе был задействован крест с частицей спасенного дерева,на котором был распят Христос135.Победа над Казанью могла восприниматься царем как долгожданноепокровительство со стороны высших сил и благоволения по отношению к нему.Именно с такой интерпретацией исторических событий, составляющих контекстказанского похода, и была связана история возведения Собора Покрова на Рву.Остановимся на ней подробнее.Итак, 2 октября 1552 года Иван IV одержал окончательную победу надХаном Едигер-Магметом, завоевав Казань. По данному Иваном Васильевичемобету в 1555 году начинается строительство Собора Покрова на Рву (в последнеевремя более распространено его второе название – Собор Василия Блаженного),закончившееся в 1561.
Собор, являющийся памятником победе Ивана IV надКазанью, уже в «Степенной книге царского родословия», составленной в 1560 –1563 годах под началом митрополита Афанасия, воспринимается современникамии как обетный храм, посвященный взятию Астрахани. «…На возвышение чудес134Казанская история // Памятники литературы древней Руси. Середина XVI в. М.: Худ. лит.,1985.
С. 391-403.135ИсторияовеликомкнязеМосковском.[Электронныйресурс].http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=9862 (дата обращения: 14.04.2011)URL:63Божиих о взятии Казанского царствия и Астраханского»: таким образом, СоборПокрова становится знаменательным памятником завоеванию Иваном IV всегомусульманского, татарского Поволжья136.
Как сообщает «Никоновская летопись»,«Тоя же осени (1554 г.), месяца охтября, благовреный и христолюбивый царь ивеликий князь Иван Васильевич…повеле поставити храм пречистей ЦарицыБогородици честнаго и славного Ея Покрова с приделы о Казаньской победе»137.Первоначально же о причинах закладки Собора сообщается: « священы церквипределы…,которые ставлены на возвещение чюдес Божиих о Казанском взятее, вкоторые дни Божиа помочь и победа была православному царю надбусурманы» 138 . Таким образом, в строительстве Собора присутствует сразунесколько важных функций.
С одной стороны, он знаменует о Казанской победе,историческом событии, а также является обетным Собором, с другой - онподчеркивает особое благочестие царя и покровительство ему Божьих сил.Традиция возведения мемориальных, обетных храмов уходит корнями вСредневековье, являясь общей практикой. Иван Васильевич следовал в этомобщей традиции обетного строительства. Так, когда в 1451 г., когда к Москвеподошла армия ордынского царевича Мазовша, митрополит Иона вместе сгорожанами обошел крестным ходом стены Кремля, моля Богородицу озаступничестве. И произошло чудо: татары отступили.
В благодарность и память очудесном спасении митрополит основал храм во имя праздника Положения Риз воВлахерне.139 Иван III в честь победы над Великим Новгородом на реке Шелони 14июля 1471 г. поставил обетный храм апостолу Акиле на день которого пришласьпобеда140.
Василий III после взятия Смоленска 1 августа 1514 г. возвел храм на136ПСРЛ. Т. 21. СПб., 1913. С. 674.137ПСРЛ. Т. 13. СПб., 1904. С. 251.138Там же. С. 340.139Забелин И.Е. История города Москвы. М., 1905. С. 482.140ПСРЛ. Т. 8. СПб., 1875. С. 165.64«Спасов день, происхождения честнаго креста Господня» и тоже посвятилпрестолы дням взятия города141.Но вернемся к истории строительства Собора.