Диссертация (Анализ Собора Покрова на рву в контексте средневековой культуры), страница 14
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Анализ Собора Покрова на рву в контексте средневековой культуры". PDF-файл из архива "Анализ Собора Покрова на рву в контексте средневековой культуры", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 14 страницы из PDF
Брунова, наиболее подробно осветившему историюархитектуры собора, его книга «Храм Василия Блаженного» до сих пор являетсяединственным и наиболее целостным обзором Собора Покрова на Рву152. Тем неменее, история создания Собора представлена в ней не столь широко, какисследования архитектуры.
В частности, отмечен лишь сам факт существованиядеревянной церкви, стоящей на месте Собора, а также указан период, когда былвоздвигнут каменный Собор: 1555-1561 г. Бармой и Постником. Выдающиеся152Брунов Н.И. Храм Василия Блаженного. М.: Искусство, 1988. С. 24, 44, 65, 120-125.69русские зодчие совместили в архитектуре собора традиции позднеготическойархитектуры, Высокого Ренессанса, мусульманского востока, исконно русскогозодчества и Индии153. Можно отметить удивительные энциклопедическиепознания Бармы и Постника в области истории искусств, ведь при воздвиженииСобора был применен широкий спектр материалов, которые позволяют говорить осоздании новой формы русского зодчества.
Феномен необычайного прорыва вобласти архитектуры Н.И. Брунов объясняет кратковременным общением русскихзодчих с итальянскими, под влиянием которых мастера научились математике,чертежу, перспективе. Но Н.И. Брунов отмечает, что этот феномен носилэпизодический характер, позже знания были утрачены.Также Н.И.
Брунов выстраивает логичную структуру динамики развитиямосковского зодчества, отсчитывая новую эру в строительстве церкви Вознесенияв Коломенском 1532 г. (см. приложение, рис.4), посвященную рождению ИванаВасильевича. Памятником венчания Ивана Васильевича на царство сталаследующая строительная веха – церковь Иоанна Предтечи в Дьяково 1547г. (см.приложение, рис.5.). Взятие Казани и Астрахани увековечено Собором Покрова наРву – памятником 1555 – 1561 г. Эти памятники, а также церковь Преображения вселе Остров под Москвой (конца XVI века) являлись непосредственнымипрототипами Собора Покрова на Рву.Озвученная Ф.И.
Буслаевым, русским филологом и искусствоведом, еще в1860-х гг. точка зрения об эволюционном развитии архитектурной традиции:«Откуда бы ни взялся башенный стиль Василия Блаженного, стиль этот долженбыл выработаться у нас исторически, последовательно»154, – остается влиятельнойи по сей день.
Однако, если дата построения церкви Вознесения в Коломенскомустойчива, то дата основания церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечиостается открытой. Изначально речь шла о 1529 – 1530 гг., затем 1534 – 1547 и1553 – 1554 гг., по последним исследованиям, церковь в Дьякове принадлежит к153Там же. С. 244.154Буслаев Ф.И.
Русское искусство в оценке французского ученого // Критическое обозрение.М., 1879. 5. С. 22.701570-м гг155. По мнению автора данной работы, церковь в Дьяково можно отнестик первой половине 60-х годов, и в любом случае, данный памятник не может бытьокончательно встроен как промежуточное звено в незамысловатую цепьпоследовательного архитектурного совершенствования. Вероятно, церковь в селеДьяково, была воздвигнута после Покровского Собора. Таким образом,предложенная Н.И.
Бруновым концепция о развитии столпообразного храмапопадает под сомнение: ее центральное звено выпадает из ряда эволюционногоразвития архитектуры.Открытые в конце XIX века новые источники: «Сказание о НиколеВеликорецком» и сведения «Пискаревского летописца» – расширили картинусобытий 1550-х гг., но в связи с отсутствием единства в описании событий,однозначного ответа на вопрос об истории строительства Собора они также недали. В сообщениях этих источников можно увидеть три версии историистроительства Собора Покрова на Рву. Первая, наиболее близкая по времени кописываемым событиям, изложена в «Летописце начала царства», 1556 г.Согласно «Летописцу начала царства», осенью 1554 г. последовало повелениегосударя построить Собор Покрова «с приделы о Казанъской победе», которыйбыл освящен 1 октября 1554 г.
Как становится ясно из других известий летописи,тогда был освящен деревянный собор. В том же году в Москву из Вятки прибылисвященники и высокопоставленные особы с просьбой обновить образ НиколыВеликорецкого156. А в 1555 г. образ прибыл в Москву, и в его славу был заложендевятый придел. Вторая версия изложена в «Пискаревском летописце»,датируемом 1640-ми.
гг., и «Сокращенном временнике» 1690-х гг. По«Пискаревскому летописцу», образ Николы приносят на закладку уже самогоСобора Покрова и при основании храма происходит обретение «лишнего»престола во имя Николы Великорецкого 157 . Третью версию событий 1555 г.сообщает «Сказание о Николе Великорецком», известное по единственному155Баталов А.Л.
Московское каменное зодчество конца XVI века. М.: Мейкер, 1996. С. 220, 234.156ПСРЛ. Т. 29. М., 1965. С. 255157ПСРЛ. Т. 34. М., 1974. С. 19-20.71списку конца XVII – начала XVIII веков 158 . Сказание, так же, как другиеисточники,говорито«нечаянном»появлениидевятогопридела,нопоследовательность событий иная. По «Сказанию», Иоанн IV, возвратившисьпосле взятия Казани, повелел поставить семь деревянных приделов вокругкаменного храма. Потом государь велел заложить каменный Собор.
При«размерении основания» мастера обрели девятый престол. Девятый приделоставался ненареченным до прибытия в Москву чудотворной иконы НиколыВеликорецкого159.Теперь видно, откуда пошли разногласия в последовательности изложениясобытий строительства и разные даты закладки Собора и освящения приделов.Мы можем предположить, что уже зимой 1554 – 1555 гг. при повелении принестиикону в столицу предполагалось и сооружение во имя нее церкви. Повелениепривезти образ было отдано в конце зимы 1555 г., а строительство каменногоСобора могло начаться не ранее апреля.Последовательность и историю строительства Собора также пытаютсяреконструировать в своей работе А.Л. Баталов и Л.С. Успенская160.
Из имеющихсяматериалов авторы создают картину событий строительства Собора, связанную спокорением татарского Поволжья. Авторы высказывают сомнение в присутствиидеревянной церкви до взятия Казани. Механически компилируя все доступныелетописные свидетельства, начало строительства Собора датируется весной 1555г., а в полугодовой период с 1554 г., по мнению авторов, был воздвигнутдеревянный собор Покрова 161 . Хотя в официальных летописях завершение иосвещение Собора происходит в 1560 г., а найденная в 1960-х г. под куполом158Баталов А.Л. О ранней истории собора Покрова на Рву и обретении лишнего престола.
С. 57-82. М.: ИХКС, 1998.159ПСРЛ. Т. 34. М., 1974. С. 189-190.160Баталов А.Л., Успенская Л.С. Собор Покрова на Рву. М.: Северный паломник, 2002. С. 4-10.161Там же. С. 5-10.72Собора храмозданная надпись сообщает, что окончание строительства приходитсяна Петров день 1561 г162.Очевидно, что разночтения источников влияют на различные датировкиСобора, варьирующиеся с разницей в год. Однако, исследования самихисточников, свидетельствующих о Соборе, отнюдь не завершены. Также естьвероятность обретения косвенных свидетельств о закладке Собора, егозавершении и его архитекторе, таких как, например, закладной камень, которыесмогут дать однозначные ответы на поставленные вопросы.2.3.
Архитектурное своеобразие Собора Покрова на РвуИтак, обозначив исторический контекст возведения Собора, обратимся к егокомпозиционному решению и прежде всего – к его топографии. Одним изинтересных и спорных вопросов остается выбор места для строительства Собора.Некоторые исследователи полагают, что территория Китай-города была выбранаиз-за отсутствия достаточного места в плотно застроенном Кремле.
В советскоевремя его местоположение связывалось с идеей построить Собор, который был быболее доступен народу 163 . Нам же кажется интересным обратить внимание накомпозиционную роль Собора Покрова на Рву в топографии города.Уже с середины XV века существовали храмы у рва со стороны Китайгорода, защищавшие стены Кремля. Топоним «на Рву» имел устойчивоеотношение только к одному району Москвы, находившемуся за юго-восточнойстеной Кремля, где ров, видимо, существовал начиная с XIV века, топонимическаяпривязка церквей к этому месту фиксируется начиная с XV в: летописи везде162Яковлев И.В.
О дате окончания строительства Покровского собора // Ежегодник ГИМ. М.,1961. С.118.163Снегирев В.Л. Памятник архитектуры храма Василия Блаженного. М.: гос. изд-волитературы по строительству и архитектуре, 1953. С. 20.73используют топоним «ров» для обозначения части будущей Красной площади164.После перестройки Кремля Иваном III, уже при Василии III, в 1508 году,итальянский архитектор Алоизио да Карезано (Алевиз Фрязин) выложил данныйров кирпичом165. До построения Покровского Собора, по свидетельствулетописных сообщений, на рву существовали другие церкви: «а прежде сего натех местах бывали же церкви надо рвом»166.Собор Покрова на Рву расположен на высоком берегу Москва-реки ипоэтому был отлично виден с любого, даже очень дальнего расстояния,принципиально доминируя над довольно низкими жилыми деревяннымистроениями города (см.
приложение, рис 6). Возведенный Собор стал самойвысокой постройкой в Москве, его высота составляет 64 метра. Не стоит забывать,что надстройка Колокольни Ивана Великого была совершена несколько позже, в1600 году, и она (Колокольня) оставалась самым высоким зданием в Москве,вплоть до сооружения Храма Христа Спасителя в 1883 г.