Диссертация (Анализ Собора Покрова на рву в контексте средневековой культуры)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Анализ Собора Покрова на рву в контексте средневековой культуры". PDF-файл из архива "Анализ Собора Покрова на рву в контексте средневековой культуры", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Российский государственный гуманитарный университетНа правах рукописиКОСЯКОВА Валерия АлександровнаАНАЛИЗ СОБОРА ПОКРОВА НА РВУ В КОНТЕКСТЕСРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫСпециальность – 24.00.01«Теория и история культуры»Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологииНаучный руководительИванов Вячеслав Всеволодович,доктор филологических наук, профессорМосква, 20132ОглавлениеВведение ...........................................................................................................................
3Глава 1. Теоретические предпосылки анализа Собора Покрова на Рву .................. 141.1. Методологическая база исследования .............................................................. 141. 2. Источниковедческая база исследования .......................................................... 261. 3. Историография Собора Покрова на Рву .......................................................... 31Глава 2. Собор Покрова на Рву в контексте истории и культуры Московской Руси.........................................................................................................................................
382.1. Социокультурные особенности формирования Московской Руси ................ 382.2. Правление Ивана IV и история возведения Собора Покрова на Рву ............. 552.3. Архитектурное своеобразие Собора Покрова на Рву ...................................... 72Глава 3. Анализ архитектуры Собора Покрова на Рву в контексте историко символических функций Собора. ................................................................................
913.1. Символико-литургические функции Собора Покрова на Рву. ....................... 913.2. Рецепция Казанского похода как «священной войны» Ивана IV в контекстепредставлений о власти Московского царства ...................................................... 1023.3. Репрезентация образа Иерусалима в архитектуре Собора ........................... 123Заключение...................................................................................................................
135Список сокращений .................................................................................................... 141Библиография .............................................................................................................. 142Приложение..................................................................................................................
1573ВведениеКаждый город воспринимается через свои характерные культурные иисторические памятники: символом Рима является Собор Св. Петра, символомКонстантинополя – Собор Св. Софии, памятник с которым ассоциируется Москва,если не вся Россия — Собор Покрова на Рву (Храм Василия Блаженного). Собор,расположенный не в Кремле, но в центре Москвы всегда пользовался особымвниманием среди исследователей московской Руси и русского зодчества.Уникальный памятник, представляющий собой разнонаправленные устремленияXVI века, стал своеобразной квинтэссенцией идей и символов, но вопреки своейдоступности и известности он по-прежнему остается изученным лишь частично.Продолжаются исследования культурных и властных направлений Руси второйполовины XVI века, с ее военными триумфами и поражениями, зарождающимсяпросвещением и невежеством, опричниной и богобоязненностью, взлетами ипадениями, сущность которых в истории выражена фигурой Ивана IV, а вархитектуре – своеобразием Собора Покрова на Рву, ктитором которого был самИван IV.
Поэтому Собор Покрова на Рву видится нам одним из важных ключей,открывающим путь к пониманию своеобразия культуры эпохи средневековойМосковской Руси.Итак, настоящая диссертация посвящена комплексному исследованиюСобора Покрова на Рву как феномену средневековой культуры Московской Руси.Собор Покрова на Рву рассматривается в диссертации с точки зрения егоисторического и архитектурного своеобразия в системе культуры МосковскойРуси в период правления Ивана IV. Особое внимание в работе уделяетсясимволической специфике функций Собора Покрова на Рву в контекстесредневековой культуры.Актуальность темы исследования связана с тем, что современный этапразвития отечественной медиевистики отмечен повышенным интересом кособенностям архитектуры, сакральной топографии и символики МосковскойРуси. Важное место в культурологических исследованиях должна занять и эпоха4правления царя Ивана Васильевича (Грозного).
Это связано с тем, что в XV –второй половине XVI века происходит процесс централизации государства вокругМосквы, активное формирование национальной идеологии, освобождение Руси отзолотоордынскоговлияния.Исторические,экономические,внешне-ивнутриполитические факторы приводят к небывалому расцвету в областикультуры Московской Руси. Правление Иваназарожденияабсолютноймонархии,IV обусловлено началомрегламентациейиунификациейгосударственной жизни на всех уровнях, вместе с тем отчетливо прослеживаетсяусиление роли христианских, символических мотивов в сознании средневековыхправителей и в их картине мира, воплотившихся в культурных памятниках.
В этойсвязи актуален комплексный анализ Собора Покрова на Рву как культурногофеномена эпохи Московской Руси и периода правления Ивана IV. Актуальностьдиссертационного исследования также связана с необходимостью продолжитьизучение истории архитектуры Собора, поскольку до сих пор существуютзаметные пробелы в ее понимании как памятника не только традиционно русскойархитектуры, но и европейской, а изучение Собора как явления духовной жизни,системный анализ его символических функций в культуре только начинается.Проведенное исследование поможет лучше осознать значение и своеобразиеСобора Покрова на Рву, являющегося одним из важнейших памятников ЮНЕСКО,который не только олицетворяет собой столицу, но и ассоциируется со всейРоссией.Степень изученности темыИсследования истории Собора берут свое начало в середине XIX века и впервую очередь связаны с этнографическими описаниями и историческимизаписками.
Впервые Собор был описан в книге беллетриста, этнографа Л.Е.Белянкина «Исторические записки и сведения о Покровском и святого ВасилияБлаженного соборе, в столичном граде Москве, основанные на верных фактах ипочерпнутые из достоверных источников. Издание второе, пересмотренное изначительно дополненное, с приложением картин и двух планов, как нижних, так5и верхних зданий этого собора»1. Этот труд представляет собой попытку авторасоздать максимально целостное, насколько это было возможно в XIX веке,описание памятника. Несмотря на описательный характер работы, Л.Е.
Белянкинпонимал историю Собора неотъемлемо от истории России, однако памятнику недавалось сколь-либо концептуального объяснения. Позднее, в исследованияхпротоирея Собора И.И. Кузнецова «Покровский (Св. Василия Блаженного) собор вМоскве», впервые возникает обращение к летописной истории в связи свозведением Собора2. Своей целью автор поставил свести воедино исистематизировать исторические свидетельства о Соборе и Св. ВасилииБлаженном.
Однако отсутствие ряда источников и их критики, скудостьархеологического и инженерно-строительного материала не позволяли Л.Е.Белянкину и И.И Кузнецову создать целостную картину и дать интерпретациюпамятнику, исходящую из контекста исторических и культурных событийСредневековья и эпохи Ивана IV. Советская искусствоведческая школа уже в XXвеке постепенно начала описание некоторых аспектов архитектуры Собора,исследуяеговсвязисдревнерусскойархитектурнойтрадицией,градостроительством и архитектурой Москвы.Значительный вклад в изучение архитектурного своеобразия СобораПокрова на Рву внес известный москвовед, историк московского зодчества В.Л.Снегирев. В своей работе «Памятник архитектуры — храм Василия Блаженного»автор дает описание памятника, прослеживая связь архитектуры Собора страдицией каменного и деревянного зодчества, а также, выдвигая ряд гипотез опроисхождении шатровых форм Собора в связи с деревянной архитектурнойтрадицией.
Исследование Собора как архитектурного и инженерного объекта1Белянкин Л.Е. Исторические записки и сведения о Покровском и святого Василия Блаженногособоре, в столичном граде Москве, основанные на верных фактах и почерпнутые издостоверных источников. Издание второе, пересмотренное и значительно дополненное, сприложением картин и двух планов, как нижних, так и верхних зданий этого собора М.:Типография С. Орлова, 1867.
94 с.2Кузнецов И.И. Покровский (Св. Василия Блаженного) собор в Москве. М.: Фишер, 1900. 35 с.6отразилось в описаниях архитектора и реставратора Н.Н. Соболева, составившегобеспристрастное описание Собора как архитектурного, конструктивного объекта.Особое место в изучении Собора занимает монументальная монография «ХрамВасилия Блаженного» Н.И. Брунова – по-прежнему остающаяся единственнымполным трудом по истории архитектуры Собора, включающим попыткипроследить истоки его архитектуры 3 . В данной работе впервые уделяетсявнимание поиску аналогий к формам Собора не только на Руси, но и за еепределами.
Фундаментальная работа Н.И. Брунова должна была позволитьисследователям с особым вниманием отнестись к реконструкции разныхтрадиций, слившихся в одном памятнике московского зодчества и продолжитьизучение, начатое Н.И. Бруновым, в том же направлении. Однако, точке зренияН.И. Брунова на архитектуру и историю Собора, находящегося в центре столицы,егоодиозностикакцентральногопамятниканечуждаидеологическаясоставляющая советской искусствоведческой школы, из-за которой поискпамятников сокращается, а сам памятник безапелляционно становится шедевром«исконно русской архитектуры» во главе с талантливой артелью русских зодчих.Попыткижепоискаевропейскихархитектурныханалогийнебылиактуализированы и в последующих исследовательских работах, посвященныхСобору.На сегодняшний день ведущим специалистом в области московскойархитектуры XV-XVI в.
является А.Л. Баталов, пытающийся расширитьпредставление о московской архитектуре этого периода и проследить значимоевлияние итальянского зодчества на отечественную архитектурную традицию напримерах памятников XV-XVI в. В большей степени, чем предшествующиеисследователи, А.Л. Баталов обращает внимание на роль европейского зодчества вразвитии архитектуры Московской Руси. Результатом его работы стал наиболееполноценный на сегодняшний день труд, написанный совместно с Л.С. Успенской3Брунов Н.И.