Диссертация (Анализ Собора Покрова на рву в контексте средневековой культуры), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Анализ Собора Покрова на рву в контексте средневековой культуры". PDF-файл из архива "Анализ Собора Покрова на рву в контексте средневековой культуры", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Появился интерес к астрологии, гаданиям, изучению медицины и языкам.Все эти процессы провоцировали Церковь на активную работу, в 1499 г.появляется свой перевод Библии, сделанный архиепископом Геннадием104. Сталивозникатьфундаментальныеспоры,касающиесяпринциповустроенияполитической и религиозной жизни государства, предлагались разные моделипонимания этих отношений.Культура также реагировала на изменения в социальном, политическомустройстве, в частности была предпринята попытка первой вестернизации,связанная с появлением итальянских мастеров в Москве.
Большим пробелом вкультурном плане для Москвы была ее обособленность и техническая отсталость.Московская Русь заметно отличалась от Европы, где уже заканчивалосьсредневековье и наступал период расцвета Возрождения. Московским зодчим имастерам предстояло решить много задач, в них входили и улучшениефортификационной техники, и обучение литью пушек, и изготовление пороха, исамое главное – современное строительство. Сосредоточение власти и средств вруках московского правителя влекло за собою приток населения в Москву,создание новых слобод, способствовало росту городских построек и приглашениюиностранных ремесленников.
Специалисты, которые должны были и обучать, исоздавать на первых порах все необходимое для молодого государства, искались вИталии, с которой сложились успешные дипломатические отношения, к тому же104Ромодановская В.А. Геннадиевская Библия // Православная энциклопедия. Т. 10.М.:Православная энциклопедия, 2005. С. 584—588.50Италия того времени была передовой по своему развитию страной. С 1470-х годовитальянские города стремились торговать с Московией, свои интересы были и укатолического духовенства, желавшего склонить Русь к унии, религиозномусоюзу105.В центре столицы государства, претендующего на ведущую роль, всегдаесть свой особый центр, являющийся своего рода презентацией власти. Такимцентром был Кремль, который, однако, находился в весьма ветхом состоянии.Поэтому одной из важнейших задач, стоявшей перед московскими правителями,было обновление Кремля, являвшегося не просто фортификационной крепостью,но и объектом презентации власти Москвы.
В этой связи также было необходимоперестроить, принципиально увеличив, Успенский Собор, чтобы приблизить его кразмерам Владимирского Собора. Успенский собор стоял без обновления почти150 лет и состояние собора, ставшего главным храмом Русской метрополии, несоответствовалониполитическомуположениюправителя,нипрестижумитрополии, получившей автокефалию с 1448 г., ни архитектурному уровнюсовременности. Очевидность технической и архитектурной отсталости особенноусиливалась после посещения посольствами, купцами и паломниками городовГермании, Италии, Палестины.По мере укрепления потенциала и экономического положения центральныхвластей их амбиции и притязания росли, что отразилось в масштабномстроительстве второй половины XV века.
После победы над Новгородом летом1471 г., по решению митрополита Филиппа, Успенский собор МосковскогоКремля должен был быть значительно перестроен, а в качестве образца строителиКривцов и Мышкин должны были использовать Владимирский Успенский собор.Однако зодчии не справились со сложностью строительных работ и, когда работаблизилась к завершению в 1474 г., собор рухнул. Более двух столетий на Руси нестроились монументальные памятники, было решено искать мастеров запределами страны. Личные связи Софьи Палеолог и возросший авторитет Ивана105Казакова Н.А.
Западная Европа в русской письменности XV-XVI в. Л.: Наука, 1980. С. 7- 8.51III сделали возможным поиск зодчих в других государствах106. И в том же 1474 г. вИталию было отправлено специальное посольство во главе с дипломатомСеменом Толбузином для поиска мастеров. Итак, в 1475 г. в Москву прибываетодинизлучшихинженеров,жительБолоньиАристотельФиораванти,механизировавший строительство, заложивший прочный фундамент и возведшийновый собор, а также открывший путь итальянским зодчим в Московскую Русь107.С итальянской традицией был привнесен и целый ряд архитектурных,конструктивных, эстетических изменений.
Архитектурой собора Фиоравантиоткрыл ряд новшеств: идею четкого, геометрического построения, соразмерностиархитектурногохрамовогообразцапространства,Возрождения,монументальности,распространенныйвроманской«зальный»итипготическойархитектуре, доселе не известный на Руси: возведение Успенского собора сыгралоисключительно важную роль в отечественной архитектурной традиции, ставобразцом для дальнейших работ мастеров. В дальнейшем итальянизирующаяархитектура продолжала свое развитие как на территории Кремля, так и за егопределами.
На базе новой технологии производства кирпича, сложившейся подвлиянием итальянской зодческой школы, в XV – XVI веках вырабатываютсяновые формы покрытия (черепица), декора, колористки и орнаментальныхпоясов108.С конца XV в. управление и строительство русского государства сталопроисходить из столицы, из Москвы. Сам город стремительно рос, за столетие егорасширили в четыре раза, а общая площадь выросла в 70 раз, Москва былабольше Лондона вместе с его предместьями109. Город также пополнялся за счетпритока иностранцев из других стран. В городе жили и работали прибывшиевместе с Софьей Палеолог византийские выходцы — Траханиоты, делавшие106Черный В.Д. Искусство средневековой Руси. Москва.: ВЛАДОС, 1997.
С. 219- 221.107Казакова Н.А. Западная Европа в русской письменности XV-XVI в. Л.: Наука, 1980. С. 96-97.108Беляева Л.А., Баталова А.Л. Сакральное пространство средневековой Москвы. М.: Дизайн,2010. С. 31.109Винокурова М.Э. История Москвы XII-XVIII в. М.: Мосгорархив, 1997. С. 105.52карьеру при дворе. Постоянным и широким был приток людей из Центральной иЮжной Европы, среди них были архитекторы, литейщики, астрономы, астрологи,врачи.
В Москве также оказалось много итальянцев и немцев: Алевиз Фрязин(Алиозио де Каркано), Алевиз Новый (Альвизе Ламберти де Монтаньяна) —воздвигали соборы в Кремле и городе, Петрок Малый (Пьетро Ганнибал),строитель Китай-города; датские мастера: Иоанн Йордан из Инна, Николай изпод Шпайера.
Врачами были немцы: Николай Булев и Феофил110.По мере возрастания притязаний московских князей на общенациональноеправление, росли властные амбиции и по отношению к Церкви. Церковь былаважнейшей опорой в устроении средневекового государства. В XVI в. онастановилась все более единой и сильной, но, с другой стороны, все большепопадала под контроль и влияние государства. Важной особенностью созданияобщенациональной,скрепляющейидеологиибыло«собираниесвятынь»,придававшее символическое единство всем территориям, что указывало насосредоточение этого сакрального единства в Москве. Начиная с XVI в.московский государь вел планомерную политику собирания национальныхсвятынь: различные сакральные артефакты Руси перевозились в столицу,становящуюся своеобразным реликварием, топосом национального пантеонагосударства.
В общие списки святых начинают включаться и местные угодники.Пополнение Москвы новой иконой сопровождалось празднеством, иконыторжественно встречали, на месте таких встреч часто ставили церкви иличасовни. Постепенно формируется идея превращения Москвы в новый центр нетолько национального, православного, но и христианского мира111.При Василии III продолжалась линия укрепления и усиления страны.Впервые официально правитель именовал себя в договоре от 1514 года симператором Священной Римской империи Максимилианом I царем. На лицевой110Акты исторические, собранные и изданные Археологической комиссией. Т.1, №140.
СПб,1841. С. 202.111Беляева Л.А., Баталова А.Л. Сакральное пространство средневековой Москвы. М.: Дизайн,2010. С. 371-375.53стороне его печати запечатлелась надпись: «Великий Государь Василий Божиеймилостью царь и господин всея Руси», на оборотной же стороне былиперечисленыобъединенныеподначаломцаряземли:«Владимирской,Московской, Новгородской, Псковской, Тверской, Югорьской, Пермской и многихземель Государь»112.Централизация государства при типе правления, складывавшемся приВасилии Темном и Иване III, при Василия III также носила черты крайнедеспотические: с любыми формами протеста или оппозиции была одна стратегиярасправы, что постепенно становилось политической традицией династии, вполной мере воплотившейся при правлении Ивана IV. По свидетельствамГерберштейна при московском дворе считалось, что Василий III превосходил всехмонархов мира и даже императора Священной Римской Империи.
Что касаетсяпроявления имперских амбиций правления на уровне культуры, то правлениеВасилия III во многом продолжало линию отца и было охарактеризованостроительным бумом: город постепенно растет, создаются памятники связанные спрезентацией идеологии и государственных амбиций, такие как Архангельскийсобор в Московском Кремле, церковь Вознесения в Коломенском. Строятсякаменные укрепления по всему государству.В рамках нашего исследования было важно проследить историкополитические, социальные и культурные предпосылки формирования МосковскойРуси как централизованного государства с идеей единства и сосредоточенностивласти в одних руках и на одном пространстве.
Более того, это единоепространство постепенно начинало носить и сакральные коннотации черезсобирание всенационального пантеона святых и святынь, чьи реликвии пребывалив Москве. В то же время этот процесс означивался и политикой царскогоправления, репрезентирующей себя через образ единства и избранности своейвласти.112Пчелов Е.В.