Диссертация (Анализ Собора Покрова на рву в контексте средневековой культуры), страница 13
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Анализ Собора Покрова на рву в контексте средневековой культуры". PDF-файл из архива "Анализ Собора Покрова на рву в контексте средневековой культуры", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 13 страницы из PDF
Обратимся к небольшойработе священника И.И. Кузнецова 1900 г. «Покровский (Св. ВасилияБлаженного) собор в Москве», озвучившего общепринятые на тот моментположения, которые касаются истории создания Собора142. Собор Покрова на Рву– обетный памятник, возведенный по случаю взятия Казани. Возвратившись вМоскву, Иван Васильевич, обрадованный столь важной победой, решил дляувековечения в народной памяти этой и других побед над татарами построитьнесколько церквей во имя святых, на дни памяти которых по церковномукалендарю приходились даты, когда были одержаны победы. И.И. Кузнецов,однако, замечает, что о строительстве храмов речь идет в других летописях (внастоящее время они утеряны), но упоминает стоявшую ранее на том же местедеревянную Троицкую церковь, совершенно обветшавшую, которую приказалиснести, а на ее месте воздвигли восемь новых церквей: семь деревянных вокругодной каменной. 1 октября 1554 года митрополитом московским Макарием былиосвящены восемь отдельно стоящих друг от друга церквей.
Эта конструкциясуществовала недолго, и вскоре было решено заменить церкви новыми,каменными, которые были возведены Бармой и Постником143ГлавныйприделкомплексавозведенвоимяПокроваПресвятойБогородицы, поскольку в день этого праздника, 1 октября (по юлианскомукалендарю) 1552 года, начался приступ Казани. Как известно, в основе праздникалежит предание о явлении Богоматери во Влахернском храме (где хранилась ризаБогоматери) в Константинополе (910 год).
Во время правления императора ЛьваМудрого и патриарха Макария византийская империя вела войну с сарацинами141Владимирский летописец // ПСРЛ. Т. 30. М., 1965. С. 141.142Кузнецов И.И. Покровский (Св. Василия Блаженного) собор в Москве. М.: Фишер, 1900. 36с.143Кузнецов И.И. Еще новые данные о построении московского Покровского (ВасилияБлаженного) собора. М.: Унив.тип., 1896.
С. 24-25.65мусульманами и Константинополю угрожала опасность. В воскресный день, 1октября, во время всенощного бдения, когда Влахернский храм был переполнен,святой Андрей Юродивый (славянин, попавший еще в молодости в плен ипроданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту) вчетвертом часу ночи увидел озаренную светом Богородицу, которую окружалиангелы и сонм святых (Иоанн Креститель и Иоанн Богослов). Богородица держалав руках свой мафорий, головной Покров, распростертый над молящимися в храмеи над всем городом, защищая его от врагов 144 . Второй придел Покровскогокомплекса возведен во имя св. Троицы – во славу триипостасному Богу. Отметимтакже, что в письменных источниках Собор часто именуется как Троицкий.Третий придел – во имя Входа Господнего в Иерусалим. Четвертый – во имяСвященномучеников Киприана и Иустины, 2 октября в день их памяти была взятаКазань 145 .
Также престолы, связанные со следующими победами: святителяГригория Армянского, память 30 сентября – день, когда была взорвана Арскаябашня Казани и одержана победа на Арском поле; преподобного АлександраСвирского и святителей Александра; Иоанна и Павла Нового, поминаемых 30августа, когда произошла битва с войсками Епанчи146. В советской историографииобетный храм пытались превратить в мемориальный памятник взятия Казани.Однако не все приделы можно связать с определенными датами хода сражения ибылобынедостаточнодляинтерпретациипамятникасоотноситьегоисключительно с военными успехами Ивана Васильевича, забывая о егосакральном значении.
Например, престолы Входа Господня в Иерусалим и св.Варлаамия Хутынского никак не связаны с победой над Казанью. Последнийпридел посвящен Николе Великорецкому, чья икона в 1555 году была привезена в144Силуан (Туманов, игум.). История христианских праздников. Саранск, 2008. С. 419-423.145Кузнецов И.И. О построении московского Покровского (Василия Блаженного) собора.
М.:унив. тип., 1896. С. 3-5.146Баталов А.Л., Успенская Л.С. Собор Покрова на Рву. М.: Северный паломник, 2002. С. 14-16.66Москву 147 . На появление этого, девятого, престола стоит обратить особоевнимание.Возведение Соборного комплекса было закончено и освящено к осени 1559года, за исключением Покровского придела148, который был окончен и освящен в1561 году149.Не до конца прояснена история с церковью Св.
Троицы, на которуюссылался И.И. Кузнецов. Некоторые исследователи считают, что на месте Покровасуществовала значительно более ранняя постройка – деревянная церковь Троицы.По другой версии, встречающейся в «Житии митрополита Ионы», в редакцииконца XVI века, дошедшей до нас также по списку XVIII столетия как отдельноепроизведение – «Сказание об Николе Великорецком», говорится о том, что послевзятия Казани царем (то есть в 1552 году) сразу же была сооружена каменнаяобетная церковь. Позже было возведено еще семь деревянных приделов вокругодного – каменного: «…а прежде сего за два годы заложена бысть едина Троица игосударь велел прибавити к той же церкви Покров Пречистей и пределы»150. Нокомпозиционное единство Собора и сложность техники его строительства скорееоспаривают версию о том, что первоначально мог существовать деревянный иликаменный храм, позже обстроенный приделами.
Не складывается картина того,что Иван Васильевич в 1552 году поставил храм, который вскоре сам снес или чтосемь приделов были разобраны и заменены на каменные. Также ошибочно мнениео смерти московского юродивого Василия Блаженного 2 августа 1552 года, еще довзятия Казани. Как следует из пространной редакции Жития святого, московскийподвижник скончался в 1557 году151.147ПСРЛ. Т.
34. М., 1978. С. 189.148Кузнецов И.И. О построении московского Покровского (Василия Блаженного) собора. М.:Фишер, 1896. С.6.149Яковлев И.В. О дате окончания строительства Покровского собора // Ежегодник ГИМ. М.,1961. С. 115-118.150ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. СПб., 1913. С. 522.151РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. Ед. хр. 818. Л. 31 об.67В то же время можно с уверенностью утверждать, что к 1555 годупрограмма посвящения и архитектурная композиция Собора окончательносложились.
Обретение же девятого престола связывается с чудесной иконойНиколы Великорецкого, которая была отправлена в Москву для реставрационныхработ и проделала, по повелению государя, длинный путь по реке, проходя черезтолько что завоеванные земли Казанского царства, что и послужило причинойвозникновения девятого престола, дополнившего композицию. Как рассказываетоб этом событии летописец: «повелением царя и государя и великого князя Иваназачата делати церковь обетная, еже обещался в взятие казанское: Троицу и Покрови семь пределов, еже имянуется на Рву... И прииде царь на оклад той церкви сцарицею Настасиею и с отцем богомольцем Макарием митропалитом. Ипринесоша образы чюдотворныя многия Николу чюдотворца, кой прииде с Вятки.И стали молебны совершати и воду святити.
И первое основание сам царькасается своима руками. И разсмотриша мастеры, что лишней престол обретеся, исказаша царю. И царь и митропалит, и весь синклит царьской во удивлениеприиде о том, что обретеся лишней престол. И поволи царь ту быти престолуНиколину: «И изволи де Бог, и полюби то место Никола, а у меня да не бысть впомышлении того». Обретение престола произошло чудесным образом и явносвидетельствует об особом значении иконы, проделавшей столь длинный путь поземлям Казанского царства символически освящая их и знаменуя их новоедуховное единство и целостность присутствием и в стольном граде, и в обетномСоборе. Однако обретение чудотворного образа в последний момент и его влияниена изменение первоначального замысла девятипрестольного Собора не следуетпонимать напрямую.
Композиция Собора позволяет говорить, что он изначальнозадумывалсякакдевятипрестольная,единая,центричнаяархитектурнаякомпозиция. А важность чудотворного образа, его долгого пути и прибытия иконыСвятого Николая в Москву, в первую очередь подчеркивает связь Собора с чудомпобеды над Казанью. По повелению царя образ специально везли речным путем,это был своеобразный крестный, освящающий путь образа Святителя по толькочто завоеванным мусульманским землям, их освящение и обряд очищения от68скверы инаковерия. Закономерно, что столь значимый образ должен был статьчастью программы комплекса Собора.Как сказано выше, строительство Собора, начавшееся весной 1555 года, 1октября 1559 года было уже практически завершено.
К этому моменту былиосвящены все приделы, кроме Покровского предела. На миниатюре «Лицевоголетописного свода», иллюстрирующей это событие, шатер Собора построентолько до середины, а полностью завершен и освящен Собор был 29 июня 1561года (см. приложение, рис. 1, 2, 3). Возникает закономерный вопрос, что делализодчие почти два года, если им оставалось завершить лишь незначительную частьпостройки?При создании стройной концепции развития архитектурного стиля иархитектурнойтрадиции,ученымииисследователямивырабатываютсядостаточно жесткие и линейные схемы видения и модели интерпретациипамятника.Такиесхемыобщепризнанностью тяжелоработаютдоизвестногопредела:засвоейоспоримые концепции скрывают под собойопределенное число спорных вопросов, зато прижившаяся концепция снепринужденной легкостью существует на страницах официальных учебников ипутеводителей. В рамках представлений о том, что архитектурное развитиепроисходит постепенно, путем эволюции промежуточных форм от простейших ирациональных к сложным и декоративным, существует концепция архитектурногопрогресса, в рамах которого был возведен Собор Покрова на Рву.Обратимся к труду Н.И.