Диссертация (Анализ Собора Покрова на рву в контексте средневековой культуры), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Анализ Собора Покрова на рву в контексте средневековой культуры". PDF-файл из архива "Анализ Собора Покрова на рву в контексте средневековой культуры", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
М.:Православная энциклопедия, 2007. С. 5—60.29митрополита Макария как раз в интересующий нас период времени, в 1547 г.Дошедшую же до нас редакцию «Жития Ионы» можно датировать 1560-1563 гг48.Также информацию об истории Собора дает «Сказание о явленииВеликорецкого образа святителя Николая» 49 . «Сказание» было единственнымисточником,называвшимименамастеров,попредположениюрусских,официальных зодчих Собора: Постника и Бармы. Первая публикация «Сказания»принадлежит И.И.
Кузнецову 50 . Анализ этого произведения только начинается,однако уже на данный момент можно сказать, что данное произведение остаетсялишь сборником преданий, сказаний и легенд.Немаловажным для нас источником является «Казанская История» –историческое сочинение, повествующее о трехвековой истории русско-татарскихотношений, начиная с образования Золотой Орды и до завоевания Иваном IVКазанского ханства в 1552 г. Характер источника более чем симптоматичен дляофициального взгляда на события истории и период правления Ивана IV.
Автор«Истории» выступает как апологет, живописующий мудрость правителя и егосамого как единственного Божьего избранника51.Особую важность представляют произведения самого Ивана IV, письменноенаследие А. Курбского, а также свидетельства путешественников XVI и частичноXVII вв. Свидетельства очевидцев, описавших религиозные, литургическиепрактики эпохи и культуры Московской Руси, носят исключительно важныйхарактер.48Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник.
М.: изд-во К.Солдатенкова, 1871. С. 240-242.49Сказание о явлении Великорецкого образа святителя Николая. [Электронный ресурс]. URL:http://www.sedmitza.ru/data/2010/05/04/1233600036/06_romanova.pdf(датаобращения:06.02.2011).50Кузнецов И.И. О построении московского Покровского (Василия Блаженного) собора: Новыелетописные данные // Статья Пискаревского летописца о закладке собора Покрова на Рву. Кн. I.М., 1896.
36 с.51Казанскаяистория.[Электронныйресурс].http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5148 (дата обращения: 06.02.2011).URL:30Другой тип источников нашего исследования – это изобразительные,визуальные источники, иконы, в частности иконы XV-XVI вв. с сюжетом ВходаГосподнеговИерусалим.Иконыдаютвозможностьпосмотреть,каксовременники представляли себе и изображали Иерусалим, как складываласьстратегия репрезентация его визуального образа. Нами рассматриваются иконымосковской, псковской и новгородской иконописной школы, исследовано околотридцати икон на данный сюжет из коллекции Государственной ТретьяковскойГалереи, Московского Кремля, Русского Музея и функционирующих церквей.Также в качестве источников приводятся средневековые карты с изображениемИерусалима из коллекции «The Eran Laor Cartographic Collection.
The JewishNational and University Library» 52 . Немаловажны сохранившиеся описания игравюры иностранцев, посетивших Москву и видевших Собор Покрова на Рву,например, дневники А. Олеария (Adam Olearius, 1603-1671 г.) 53 , карты В. Блау(Willem Janszoon Blaeu, 1571-1638)54. В качестве важных визуальных источниковиспользуются циклы икон, связанные с образами Нового Иерусалима, например,«О тебе радуется», изображения «священной войны» Ивана IV «Благословенновоинство царя небесного». «Лицевой летописный свод»55, являющийсяиллюстрированным сводом событий мировой и особенно Русской истории,созданный в 40—60-х годах XVI в, дает обширный визуальный материал ещенуждающийся в своем осмыслении.
Задействованные нами иллюстрации«Лицевого летописного свода» изображают строительство Собора Покрова на Рвуи принципы репрезентации архитектуры и архитектурного процесса в целом.52The Eran Laor Cartographic Collection. [Электронный ресурс]. URL: http://maps-of-jerusalem.huji.ac.il/ (дата обращения: 06.02.2011).53Олеарий А. Описание путешествия в Московию. М.: Российские семена, 1996.
368 с54Блау Я. Большой атлас, или Космография Блау в 12 т. СПб: Факсимильное издание 1667 г.Альфарет, 2008.55Древнерусскаякнижнаяминиатюра.[Электронныйhttp://www.varvar.ru/arhiv/gallery/manuscripts_russian/lit_svod/index.html06.02.2011).ресурс].(датаURL:обращения:31В качестве важных сравнительных источников были также исследованыархитектурные памятники Европы XIV-XVI, а также образцы раннехристианскойархитектуры.В целом, комплексный анализ Собора Покрова на Рву в контекстесредневековой культуры предполагает включение широкого круга источников иматериалов для раскрытия темы диссертации.1. 3. Историография Собора Покрова на РвуПрежде чем перейти к предмету исследования, опишем круг работ,посвященных интересующему нас памятнику.
Исследования истории СобораПокрова на Рву немногочисленны, но уходят своими корнями в середину XIXвека. Первой и очень важной большой работой по описанию истории Собораявляется труд писателя, беллетриста, этнографа Л.Е. Белянкина. Впервые Соборбыл описан в его книге «Исторические записки и сведения о Покровском исвятого Василия Блаженного соборе, в столичном граде Москве, основанные наверных фактах и почерпнутые из достоверных источников. Издание второе,пересмотренное и значительно дополненное, с приложением картин и двухпланов, как нижних, так и верхних зданий этого собора» 56 . Этот труд создаетцелостное описание памятника, в нем представлены все доступные в XIX в.исторические свидетельства о Соборе Покрова Богородицы на Рву.
Материалыпоказывают историю Собора неотъемлемо от истории России. Возведение жеСобора датируется 1554-1557 гг. и связывается с присоединением Казанскогоханства. Л.Е. Белянкин, имея доступ к Собору, скрупулезно собрал сведения о56Белянкин Л.Е. Исторические записки и сведения о Покровском и святого Василия Блаженногособоре, в столичном граде Москве, основанные на верных фактах и почерпнутые издостоверных источников. Издание второе, пересмотренное и значительно дополненное, сприложением картин и двух планов, как нижних, так и верхних зданий этого собора.
М.:Типография С. Орлова, 1867. 94 с.32пожарах, реконструкциях и перестройках Собора, попытался выяснить, как Соборвыглядел в те или иные эпохи, как изменялся его архитектурный вид, Л.Е.Белянкин также собрал свидетельства путешественников о Соборе. Его труд носитописательныйхарактер:приведенысметырасходовнаремонтныеивосстановительные работы, названы имена священников, служивших в Соборе вразные времена. Уделяется внимание и сокровищам храма Василия Блаженного,его иконам, утвари и т.д. Описание всех деталей самого сооружения сделано надостойном для своего времени искусствоведческом уровне. Однако Собор настраницах писателя - любителя выступает как диковинная фантазия, чудо, такжевпервые автором упоминается легенда об ослеплении зодчего, создавшего Собор.Помимо иллюстраций к изданию прилагалось и «Сказание о жизни и чудесахсвятого блаженного Василия»57.В дальнейшем для более глубокого понимания истории Собора клетописнымсвидетельствамсовсемвниманиемобратилсяпротоирейПокровского Собора Иоанн Иоаннович Кузнецов.
И.И. Кузнецов написал рядработ по истории Собора, в котором он сам и служил. Он же издал Житие ВасилияБлаженного в разных редакциях и сказания о чудесах святого. Своей целью авторпоставил свести воедино и систематизировать исторические свидетельства оСоборе и о Св. Василии Блаженном. В своей работе «О построении московскогоПокровского (Василия Блаженного) собора» И.И. Кузнецов приводит новыелетописные данные о Соборе, в частности, сведения из Пискаревского летописцао закладке Собора Покрова на Рву 58 .
Однако отсутствие ряда источников и ихкритики, скудость археологического и инженерно-строительного материала непозволил ни Л.Е. Белянкину, ни И.И Кузнецову создать полноценнуюмонографию, а тем более дать интеракцию памятнику, встроить его в контекст57Белянкин А. Е. Сказание о жизни и чудесах св. блаженного Василия, Христа ради юродивого,моск. чудотворца, основанное на достоверных источниках и составленное автором описанияПокровского и св. Василия Блаженного собора. М.: Манухин, 1884.
64 с.58Кузнецов И.И. О построении московского Покровского (Василия Блаженного) собора: Новыелетописные данные. М., 1896. 35 с.33исторических и культурных событий средневековья и эпохи Ивана IV, времени,когда был создан Собор. Исследователям XIX – начала XX вв. были неизвестнымногие архитектурные и летописные подробности, открытые в середине XX века,поэтому и принцип работы с известным исследователям материалом представлялсобою скорее описательный, нежели аналитический и критический характер.Только советская искусствоведческая и архитектуроведческая школапостепенно начинает комплексное описание памятника, точнее некоторыхаспектов Собора, исследуя его в контексте древнерусской архитектурнойтрадиции и архитектуры Москвы.
Также в данной работе использованы общиемонографии, статьи по истории архитектуры, бытования и современномусостоянию Собора Покрова на Рву.Значительный вклад в изучение архитектурного своеобразия СобораПокрова на Рву внес известный москвовед, историк московского зодчества В.Л.Снегирев59. В своей работе «Памятник архитектуры — храм ВасилияБлаженного», автор дает описание памятника, прослеживает связь архитектурыСобора с традицией каменного и деревянного зодчества, а также ставит рядгипотез о происхождении шатровых форм Собора в связи с деревяннойархитектурной традицией.ИсследованиеСоборакакархитектурногоиинженерногообъектаотразилось в описаниях архитектора и реставратора Н.Н.