Диссертация (Интуиция и рефлексия в понимании), страница 11

PDF-файл Диссертация (Интуиция и рефлексия в понимании), страница 11 Философия (48150): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Интуиция и рефлексия в понимании) - PDF, страница 11 (48150) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Интуиция и рефлексия в понимании". PDF-файл из архива "Интуиция и рефлексия в понимании", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 11 страницы из PDF

Но он будет целым, пока мы не лишим его какой-нибудь запчасти,например, колеса. Без одного колеса такое средство передвижения уже не будетцелым.Можно отметить, что в механическом, искусственном конструкте часть будетпервичнее целого, поскольку без части значимость целого теряется. Из Единогоничего убрать, как из мотоцикла, невозможно. Но можно разделить Единое намногое, внеся в единство разнообразие, различив в Едином то, что нетождественно. Это категория, которая может быть осмыслена либо абстрактно,либо в качестве восприятия психических феноменов, либо в форме органическогоединства в гегелевском смысле.

В этом случае следует отметить, что целоепервичнее части, поскольку с утерей части сущность целого остается той же.Идеи о разделении органичного и неорганичного целого разработаны вфилософских системах Гегеля и Шеллинга. Впрочем, о целом и Гуссерль пишет,97Пирс Ч. Избранные философские произведения. С. 44.53что нельзя считать таковым «простую совокупность каких-либо содержаний».

98Невозможность считать целым совокупность частей имеет своей причиной типсвязей частей в целом. Части либо взаимопроникают друг в друга, либо нет.(Гуссерль). Соответственно соотнесенность частей у Гуссерля напоминает скореекруги Л. Эйлера. Соглашаясь с Гуссерлем в том, что целое есть более сложноепонятие, чем простая совокупность частей, будем подразумевать под целымфеномен, в котором есть множество частей.Мы начнем работу не с анализа чувственных восприятий, а с категориальногосозерцания, как это принято в феноменологии.

Интуитивное усмотрениевсеобщего дается при этом непосредственно. Отсутствие такой способности уфилософаущербно, поскольку такое «отсутствие не заменить никакойэрудицией».99 Каковы условия мысли о Едином? Попробуем понять это с точкизрения интуиции. Размышления о Едином присутствуют в космологии Платона иПлотина. Здесь допускается, что в природе Единое не встречается, значитЕдиного не существует. Дальнейший ход рассуждений: существуют только целое,идеальным прообразом которого является Единое. У Единого не может бытьчастей, поскольку оно становится многим, если оно мыслится как соотнесенное сдругим. Если же его так не мыслить, то его и мыслить вообще невозможно.

Безчастей оно не имеет ни начала, ни конца, оно, таким образом, беспредельно,лишено какой-либо формы. Не имеет Единое и определенного местоположения впространстве, поскольку тогда оно бы могло взаимодействовать с тем, чтоЕдиным не является, сразу же приобретая статус многого. То есть, если мыопределяем нечто в таком то положении покоя или движения, то этоавтоматически приводит нас к положению о том, что это нечто обладаетпризнаком многого, но Единым быть не может. Платон приводит также аргумент,касающийся не только отсутствия у Единого отличия от самого себя или от иного,98Гуссерль Э.

Собрание сочинений. Т. 3 (1). Логические исследования. Т. II (1). М., 2001.С. 263.Сагатовский В.Н. Философские категории. Ч. I. Онтология. Авторский словарь. СПб.,2011. С.59.9954но и отсутствия тождественности самому себе. В этом положении Платондемонстрирует логику диалектики: если у Единого отсутствует различие, топротивоположность различия – тождество, так же должна отсутствовать.

Крометого, если нечто тождественно самому себе, то это нечто существует. Ведь если А= А, то А есть, существует. Иначе откуда бы мы взяли равенство?У Платона Единое – это хаос, в котором нет границ, нет порядка.«Следовательно, существующее единое есть, надо полагать, одновременно иединое, и многое, и целое, и части, и ограниченное, и количественнобесконечное», 100 – писал Платон. Предположим тождество Единого с самим ссобой и вследствие этого его существование. Если Единое есть, то связка «есть»причисляет Единое к Бытию.

Если есть Единое и есть бытие Единого, то это ужеудвоение. В таком случае то, что состоит из двух частей, представленных всуществующем Едином как существующее (одна часть) и Единое (другая часть),есть уже целое, так как из частей состоит целое. Как можно заметить, Бытиелишает Единое своей природы и делает его целым, состоящим из частей. А целое,как мы уже доказывали выше, Единым не является. Таким образом,подтверждается тезис о том, что существовать Единое не может, если же оносуществует, оно превращается в целое, состоящее из частей, то есть во многое.Знать о Едином позволяет модус априорной интуиции. Интуиция – это началопознания, импульс познавательного акта. В акте интуиции, её можно представитькак точку, в которой сосредоточена идея Единого.

В проективном представленииинтуиция точечная, а из точки всё и происходит. Так, В.В. Бибихин, ссылаясь наинтуицию Анаксагора, указывает на то, что точка совпадает с бесконечнойвеличиной «…в суждении Анаксагора об одинаково большой и малой величиневсего».101 Точка отсылает нас к характеристике Единого как беспредельного.Вследствие того, что в ней сокрыто Единое, интуиция непознаваема, но в100101Платон.

Федон, Пир, Федр, Парменид. М., 1999. С. 374.Бибихин В.В. Другое начало. СПб., 2003. С. 414.55интуиции есть и целое, которое содержит части, и мы можем выделить винтуиции какой-то смысл, поскольку целое познаваемо.Дальнейшее развитие познания в подобном проективном представленииосуществляется в следующем последовательном ряду: после точки следует линия.Интуиция не только точечна, этот способ познания может иметь образ вышедшейиз точки линии. Поскольку интуиция целого может состоять из частей, онарепрезентируется как линия.

Однако из этого не следует, что линия состоит източек, это такой графический образ интуиции целого. Целое познаваемо,поскольку имеет части, но точка частей не имеет, части есть у линии. Интуиция –это точка и исходящая из нее линия одновременно. Поэтому в ней есть то, что неподдается познанию, а есть то, что можно перевести на дискурсивный язык ипонять. Назовем это диагностицизм (от диа-лектический а-гностицизм), в которомв одной способности заключены две возможности – познание и невозможностьпознания одновременно.Такого объекта как точка в материальном мире не существует, равно как иЕдиного, но мы можем себе его представить абстрактно, или изобразить, условноприняв некий знак за точку.

Суть интуиции в созерцании такой изначальнонесуществующей абстракции, способной реализоваться в мире. В проявленнойточке в символическом смысле и интуиция и понимание состоялось, посколькуинтуиция дает ответ на возникающий вопрос, а там где существует вопрос иответ, ещё с философии Платона, записанной в диалогах в форме вопросов иответов, укоренено понимание.

Поэтому на первом этапе интуиция и пониманиетождественны. На следующем шаге к созерцанию прибавляется образ и имя. Этоуже линия, которая изошла из точки, порождена ей. Прибавленный образ и имя недают ещё различения, они сокрыты в этой линии, имеются в ней, но не имеютчетких границ, материального носителя. Как в семечке содержится большоерастение со стволом, листьями и плодами, которые появятся после того, как онопрорастет. Исходная интуиция – это не различенная связь субъекта и объекта.Субъект и объект в такой связи одно целое, поскольку каждая вещь в первом56обращении к интуиции представляется как единица, она одна.

Познаниеначинается с единицы. Это первичное схватывание отдельно взятой вещипроисходит благодаря интуиции. Интуиция мгновенна, а мгновение это и естьединица, так же как и точка. Разовое событие встречи Единого со многим. Такначинается познание. На этой стадии пока рефлексии нет, но понимание ужесостоялось, без рефлексии. В итоге интуиция актуально точечна, потенциальнолинейна и одноразова.Всякое познание имеет в своём условии дорефлексивное опознавание своего Я,это продумал и описал в своей философии Декарт. То же самое, толькометодологически тщательнее делали Кант, Гуссерль.

«Я» – едино в своейсущности. Если нет единства транцедентальной апперцепции, как выражалсявеликий немецкий философ, нет и никакого познания. Существуют условиянаших понятий и представлений, которые находятся в самосознании собственногоединства. Это единство не дано ни в каком другом виде, но только в априорнойинтуиции. Кант назвал такое единство транцедентальным, то есть всеобщим.Заметим, что транцедентальное единство апперцепции – это один из развитыхмодусов интуиции.

Кант пояснил, как транцедентальное единство апперцепциипроявляется в рассудке. В результате осуществленной дедукции категорий,классик выводит необходимое условие, при котором только и возможнопоявление объективного знания, в рамках философии субъективного идеализма.Поставив цель ответить своей философией на вопрос как возможны априорныесинтетическиесуждения,Кантопределяеттотпервоисточник,которыйосуществляет в рассудке синтез. Этим первоисточником становится по Кантуединство мыслящего субъекта.

Не являясь не данными опыта, ни следствиемпознания, такое единство, по Канту, считается априорным условием возможностиосуществления синтеза наглядных чувственных представлений в понятиеаприорное единство. После Канта, у Фихте транцедентальное единствоапперцепции есть единство своего осознавания. Он признает транцедентальноеединство апперцепции за порождение интеллектуальной интуиции, которое57является созерцанием себя в акте, благодаря которому и «возникает Я».

102 Мыссылаемся на Фихте в качестве аргумента реальности модуса интуиции Я. То, чтоусловие опыта дано только при участии интуиции говорит и Ж. Делёз. «Интуициявыводит нас за пределы состояния опыта к условиям опыта», 103 – пишет он,рассуждая о теории интуиции А. Бергсона. В позициях философов имеетсясущественное расхождение в том, что у Канта и Фихте опыт – это абстрактное Apriori, а у Бергсона имеется в виду условия реального опыта. Но нам важнее здесьуказать на то, что никакой опыт не возможен без интуитивного представления оединстве своего Я.Философскиеисследованиячастоигнорируютданныеэволюционнойпсихологии.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5301
Авторов
на СтудИзбе
416
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее