Диссертация (Интуиция и рефлексия в понимании), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Интуиция и рефлексия в понимании". PDF-файл из архива "Интуиция и рефлексия в понимании", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
( Gopnik A. and Schwitzgebel E. Whose Concepts Are They, Anyway?The Role of Philosophical Intuition in Empirical Psychology. 1998). Постараемсяиспользовать труд психологов для того, чтобы опереться на их результаты впостроении теории интуиции. Впервые увидев себя в зеркало, полуторагодовалыйребенок чаще всего не опознает себя. Ситуацию о не восприятии ребенком себяописывал Ж. Лакан. Воспринимать себя как транцедентальное единствоапперцепции человеку помогают развитой гипокамп и наличие памяти,воспоминаний.
По этой причине в раннем возрасте грудные дети не обладаюттранцедентальным единством апперцепции.Тождественное самому себе Я, воспринимающее набор восприятий не можетне быть связанным через представления с языком. Транцедентальное единствоапперцепции, о котором говорит Кант, может сопровождать не все представления,но представления, укорененные в языке. Интуиция нечто показывает, но нетолько, интуиция также ещё и звучит. Что именно звучит? Звучит язык. Языковыезнаки являются условием осуществления познания индивидуальным сознаниемобъектовинтерсубъективнойзначимости.ТакоесубъективноеAprioriЦит.
по: Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике: Очерк истории:XVII –начало ХХ в. С. 70.103Делез Ж. Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму.Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза. С. 242.10258определяется Апелем как «телесное A priori», которое реализуется «...каксвязанностьязыкасжизнедеятельностьюпознающихсубъектоввквазиинституциональных языковых играх». 104 Апель дополняет кантовское Apriori сознания телесным A priori и A priori понимания.
В языковых играхформируется A priori понимания, которое конституирует смысл с учетоминдивидуального, телесного A priori, ориентирующегося на работу сознания вмоментальном исчислении настоящего времени. Таким образом, языковый,коммуникативный аспект сопутствует транцедентальному единству апперцепции,создавая условия созерцательности. Созерцанием Кант называет представление,которое дано до всякого мышления. Однако никакое созерцание у него не можетсостояться без сопровождающего, кто эти представления созерцает.
Иначеникакое представление по Канту не возможно. Мы считаем возможнымдопустить, что только мои апперцепции и ничьи больше, в модусе априорнойинтуиции единого Я могут предоставить мне какие–либо представления исозерцания. Кантовская апперцепция – это вне чувственная способность,присущая человеческому сознанию. Вследствие обладания этой способностьюКантобъясняетсвязьаприорныхкатегорийрассудкасчувственнымисозерцаниями, в результате чего становится возможным выведение понятияобъекта.
Однако из этой способности по Канту не выводится более ничегосодержательного кроме как своего Я. Впрочем, Я, будучи единым, остаетсязагадкой, как и вещь в себе.Проблема возможности знания о своем транцедентальном Я стоит в основаниивсей философии Э. Гуссерля. Вопрос познания глубинного Я решается им в актетранцедентальной рефлексии путем непосредственной интуитивной очевидности.«Я есть в соответствующих разновидностях или модусах переживания»,105 –пишет Гуссерль. Для Гуссерля интуиция – это начало познания.
Его философияСоболева М.Е. Интенциональность – коммуникация – язык. Проблемапоследовательности // Вопросы философии. 2005. № 1. С. 141.105Гуссерль Э. Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1. М.,1999. С. 159.10459выстроена как научное учение о сущности «в пределах чистой интуиции».106Более того, Э. Левинас, интерпретируя феноменологию, считает интуицию какфилософский метод «онтологией Гуссерля», 107 следующей из его концепциибытия.
По Гуссерлю, всё, что предлагает интуиция, следует принять, даже еслиона ограничена рамками предположения. Следует учитывать также, чтофеноменологическаяинтуицияисключает«любуюпсихологическуюиестественнонаучную апперцепцию и реальное полагание существования, всеполагания психофизической природы с действительными вещами, телами,людьми, включая и собственный эмпирический Я – субъект, как и вообще всётранцедентное чистому сознанию».
108 Редукция феноменологической интуиции кчистому сознанию у Гуссерля – это также доказательный аргумент в пользумодуса априорной интуиции Я.Рассмотрим следующий модус, «Я – есть». Это ещё не тезис Декарта cogitoergo sum, поскольку в интуиции существования Я ещё нет манифестациимышления. Для сопоставления существования Я в логической связи с мышлениемнеобходимо усомниться и проверить, что существует на самом деле.
Только в актепроверки нам будет дана возможность подтвердить и утвердить глагольнуюформу мышления – мыслю, как основу собственного существования. «Я-есть» –та идея модуса априорной интуиции, которая необходима перед осуществлениемлюбогомышления.Априорнаяинтуицияединстваосознаваниясвоеговоспринимающего Я как транцедентальное единство апперцепции перетекает изчувственной области в сферу мышления, делая возможным любое суждение. Вкачестве первого суждения интуиция предлагает такое суждение, которое вкачестве созерцания приведет к акту мышления, подавая сознанию такие образы исимволы, которые оно способно в дальнейшем размножить, то есть породить актырефлексивного мышления, уяснения и подтверждения существования, что Я –есть.
Это позволит вывести гипотетическое убеждение, что есть и другое, иное,Там же. С. 125.Левинас Э. Избранное: Трудная свобода. М., 2004. С. 11.108Гуссерль Э. Собрание сочинений Т. 3 (1). Логические исследования. Т. II (1). С. 410.10610760не-Я. Таким образом здесь складывается ситуация в которой есть Единое имногое, есть целое и части. Начало данной проблемы мы видим в философииПлатона.
Познавая в акте непосредственной интуиции идеи, мы открываем длясебя всегда новое знание, которое в то же время кажется чем-то уже знакомым. Вто же время оно логически не следует из мысленных или чувственных феноменов,а предшествует им.Через интуицию событие проявляется. В сознании обывателя события невидно, в сознании лишь что-то происходит, меняются состояния из одного вдругое. То человек радостен, то ему страшно, грустно, то хочет перемен и томуподобное.
Бесконечная смена состояний не располагает к познанию истины,однако именно в способности услышать Бытие и состоит задача человека. В том,что познание следует начинать с интуиций, было указано М. Хайдеггером в еготрудах, не данными словами, но по смыслу, когда событие можно схватить в актене логического и не интеллектуального созерцания. Здесь также подразумеваетсяабстрагирование Гуссерля, «о бытии как первой характеристике сознания...».109Интуиция, как начало познания характеризуется тем, что сталкиваясь струдной задачей, помогает осуществить первый шаг в неизвестной сфере,который в дальнейшем может быть подвержен перепроверке и различнымуточняющим манипуляциям. По сути, интуиция в образе целого репрезентируетсимволы.
При этом в информации подобного вида отсутствует описаниесвязующих элементов частей этого целого, нередко части в таких символахвообще выделить невозможно. Можно только явленный сознанию символ отнестилибо к Единому, либо к существующему, Бытию вообще. При этом возникаетполе, для исследования которого, применяя средства дискурсии, можно выявить ичасти этого целого и характер связей других частей в этом целом. То, что Я есть,мы знаем только благодаря интуитивным решениям, которые принимаем,осознавая, что эти решения не продиктованы нам какими либо объектами, ноФарман И.П.
«Жизненный мир» как развивающееся понятие // Познание, понимание,конструирование. М., 2007. С. 136.10961только самотождественным нам самим субъектом. Это указывает на взаимосвязьидеи модуса априорной интуиции существующего Я с другими модусамиинтуиции, с априорной интуицией идеи Единого и с априорной интуицией идеисамотождественного Я.Априорная интуиция схватывает переход из Единого в целое. Это главныйвывод данного параграфа.
В целом априорная интуиция репрезентирует идеюЕдиного. Поскольку Единое просто, настолько просто, что в нем нет ничего, о чемможно что-либо сказать, априорная интуиция посредством трех модусов вносит вэту простоту тезис о существовании собственного Я, после чего начинаетсяумножение «целых». Появившаяся в простоте множественность делитьсябесконечно, превращая простое в сложное. Сложная система имеет свойствосамоорганизовываться. Появляются блоки целого, которые и доступны нам черезпознавательные способности.