Диссертация (Интуиция и рефлексия в понимании), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Интуиция и рефлексия в понимании". PDF-файл из архива "Интуиция и рефлексия в понимании", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
Т. 2. М., 1989. С. 21.Чулков О.А. Феномен отражения в истории философии. СПб., 2007. С. 132.58Савчук В.В. Топологическая рефлексия. С. 88.59Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980. С. 286.60Гегель Г. Наука логики. Соч. в 3 т. Т.
2. М., 1971. С. 234.565733качестве понятия. Гегель определяет рефлексию как «видимость сущности внутрисамой себя». 61 Он выделяет полагающую, внешнюю и определяющую видырефлексии.Следует сказать, что в работах Гегеля исходное значение термина какотраженного знания связывается с физическим отражением, демонстрируется этона примере отраженного от зеркала светового луча, который «встречаетзеркальную поверхность и отбрасывается ею назад». 62 По замечанию М.Хайдеггера,спекуляцияопределяетсязеркальнымотражением,само-рефлектирующим отсвечиванием. Он пишет: «в спекуляции важно...
схватываниевзаимногоотсвечиванияпротивоположностей другвдруге, в качествечего выступает антитезис...». 63 В спекулятивной философии Гегеля акцентперемещается с важности представления на логически необходимые мысленныеистины идеи. При этом идея это всегда единство, заключающее в себе раздвоениемысленных определений. Для этого Гегель, вычленяя различающую функциюрефлексии в мышлении, пишет, что надо «чтобы различия были противоположныдруг другу по их мыслительным определениям, а предмет постигался какединство обоих».
64 В спекулятивном мышлении, предполагающем возможностьединства, разделения рефлексией на противоположности и выделении того, чтоможет отличаться и от целого, и от разделенных в этом целом сторон, Гегельвидит задачу, ориентированную на познание чистой мысли, духа и природы вдиалектическом единстве различий. В рефлексии рассудка он усматриваетограниченность из-за ее неспособности выявить это единство.
Выход из этого недиалектическогоположенияГегельвидитвсаморазвертываниидуха,рефлектирующего о себе и в этом акте способном переходить в другую форму.Там же. С. 29.Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М., 1974. С. 265.63Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 383.64Гегель Г. Философия религии.
В 2 т. Т. 1. М., 1975. С. 221. В следующей главе мыособо рассмотрим этот ход мысли Гегеля, в котором четко прослеживается деление напротивоположности в акте рефлексии, в том числе субъект-объектное различение.616234В дальнейшем в диалектическом материализме под объективной рефлексиейбудет пониматься отражение уже материальных сторон предмета с позициисоциально-экономической теории К.
Маркса. «Там, где дело идет о понятиях,диалектическое мышление, – подчеркивает Ф. Энгельс, – приводит по меньшеймере к столь же плодотворным результатам, как и математические выкладки». 65Выводы § 2 главы 1. Рефлексия – это познавательный акт. Аристотельописывает сущность рефлексии как мышление мышления, noesis noeseos. ДоНового времени термин приобретал в интерпретациях философов различныеконнотации, однако картезианский поворот стал предпосылкой установленияконкретных границ применимости рефлексии в рамках противоположностисубъекта и объекта. После этого в философии Дж. Локка появляется установка натрактовку рефлексии как разумного мышления или размышления.
Он утверждаетрефлексию как функцию мышления, но позднее Юм обосновывает ипсихологическую составляющую. Кант вводит в философский словарь понятиетранцедентальной рефлексии. В его философии рефлексия обозначается кактрансцендентальное условие в познании всеобщих и необходимых априорныхформ.ПодрефлектированиемКантподразумеваетпроцессосознанияпредшествующих всякому суждению представлений, их сравнение и удержание вединстве восприятий. «Мысли без содержания пусты, созерцания без понятийслепы»,66 – указывает он. Притом, что рефлексия способствует выявлениюобъективных суждений, становится возможным достоверно ставить себя на местодругого.
Подобный дуализм описан в философии Фихте как «Я» и «не Я». Онутверждает, что рефлексия – это представление. Шеллинг относит рефлексию кразуму. Гегель диалектически реконструирует логику развития рефлексии.Чувственная,эмпирическая,логическаяитрансцендентальнаярефлексиивосходят к абсолютной рефлексии. Он выводит в значении термина «рефлексия»как объективные, так и субъективные стороны. В своей философии Гегель6566Цит.
по: Материалистическая диалектика. В 5 т. Т. 3. М., 1983. С. 301.Кант И. Сочинения в 6 т. Т. 3. С. 155.35акцентирует важность на логически необходимых мысленных истинах идеи, длякоторыххарактернораздвоениемысленныхопределений.Онвыделяетразличительную функцию рефлексии, указывая, что постижение предметоввозможно в единстве противоположных друг другу различий.§ 3. Эволюция исторических подходов к проблеме пониманияИсследование«понимание»,вопросов,началосьсвязанныхотносительносметодологическимнедавно,врамкахпонятиемтрадиционнойгерменевтики.
Однако ранее эта проблематика затрагивалась в поэтическихпроизведениях и религиозных текстах. В античности герменевтика былаискусствомтолкованиялюбыхтекстов,позднееискусствомтолкованиярелигиозных текстов – Библии, а также учением о принципах интерпретации итеорией понимания. В поздней, «философской» герменевтике пониманиеонтологизируется.Вэтомпараграфемырассмотрим,какисторическиконкретизировалась герменевтическая проблематика.Этимологически принято связывать слово герменевтика с мифологией.Персонаж (по одним источникам из египетской, по другим источникам изгреческой мифологии), полубог толмач Гермес Трисмегист передает людям волюбогов.
Как проводник душ умерших людей, он символизировал связь междупрошлым и настоящим, а как покровитель путников, придавал пониманиюправильное направление в толковании воли богов. В философии античностипервые зачатки герменевтических исследований можно обнаружить в диалогахПлатона. Он писал: «Ведь необходимо, чтобы человек понимал [сущее],высказывая [его] согласно эйдосу, так что исходя из многих ощущений онобъединяет [их] при помощи рассуждения в одно». 67 Платон объединяет актыЦит. по: Черняков А.Г.
Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля,Гуссерля и Хайдеггера. СПб., 2001. С. 135.6736познания и понимания с актами именования. Познаваемым является лишь то, чтовыразимо в речи, так что анализ познавательных структур у Платона неотделимот анализа речи. На истолковании в процессе беседы строятся все произведенияПлатона.
«Первая абстракция, введенная человеком, стоящим у истоковевропейской философии, а именно Платоном, – это абстрактная рациональнаяструктуры вещи, или абстракция "выполнение понятого"», 68 – указывает М.К.Мамардашвили.«Толкователямитолкователей» 69у Платона оказываютсярапсоды, интерпретирующие поэтов, которые являются, в свою очередь, такжетолкователями богов, используя при этом искусство мантики.
Таким образом,можно заметить, что у Платона преобладает толкования поэзии. Связь толкованияпоэзии с герменевтикой сохраняется на протяжении всей истории эволюциипонятия «понимание».С поэтики на логику перемещается акцент у Аристотеля. В соответствии свыведенным им законом тождества он пишет: «...понимаем, что понимаем...». 70 Втрактате «Об истолковании» Стагирит формализовал протогерменевтику какутвердительные высказывания в логические рамки истинности (аподектикос) иложности. При этом Аристотель настаивает на необходимости владения навыкомпонимания «первой философии», предлагая усматривать в описании делениядуши на части две функции.
Одна часть созерцает сущности, которые бываютцелостными и тождественными, другая часть «...с помощью которой [понимаем]те, [чьи начала] могут [быть такими и инакими]». 71 Эта схема поможет нам вдальнейшем представить механизм понимания. После Аристотеля стоикисинтезировали два вида толкования, и в их трудах получил разработку такназываемый аллегорический (от древнегреческого слова ἀλληγορία –иносказание)метод истолкования. С его помощью они «решали проблему соотношенияМамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии.1990. № 10. С.
10.69Платон. Апология Сократа, Критон, Ион, Протагор. С. 378.70Аристотель. Этика. М., 2002. С. 247.71Аристотель. Сочинения в 4 т. Т. 4. М., 1983. С. 173.6837поэтического мифа и рационального логоса». 72 Стоики используют при этом ещёи этимологический метод, а также в их философии появляется различиевнутренней и внешней речи.В дальнейшем, в эпоху начала отсчета Новой Эры местом появления исосредоточения,значимыхдлягерменевтикипроизведенийстановитсязнаменитая своей библиотекой Александрия, поскольку там осуществляетсяпервый перевод греческого варианта Библии – Септуагинты.
Трудности,связанные с пониманием её перевода, а также смыслов, вложенных в эти сложныедля понимания тексты, создают условия для появления первых методологическихразработок.Наэтойнивегерменевтикадаетросткикакискусство,вспомогательное богословию, экзегетика. В александрийских и антиохийскихбогословских школах практикуются различные герменевтические методы.Александрийские религиозные философы рассматривают Священные текстысквозь призму аллегорий. Антиохийские теологи предпочитают буквальноисторическиесоответствиитолкования.симеющейсяТакоевпротивопоставлениеисториимыслискладываетсятенденциейвразличатьнепосредственное, буквальное познание вещей (как в случае антиохийскойшколы) и опосредованное познавание через всевозможные имманентныепредставления и смыслы.Одну из самых ярких трансформаций аллегорического метода стоиков мынаходим у Филона Александрийского.
«Находясь в русле среднего платонизма,Филон соединял сильные тенденции неопифагорейства с философией Посидония,стремясь дать наиболее полную философскую интерпретацию основнымбиблейским учениям и вовлечь их в область философской мысли, создав синтезфилософских и религиозных идей». 73 Он синтезировал достижения иудейскойрелигиозной мысли и греческой философии. Используя учение Платона,Вольский А.Л.