Диссертация (Интуиция и рефлексия в понимании), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Интуиция и рефлексия в понимании". PDF-файл из архива "Интуиция и рефлексия в понимании", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
Проясняя затемненные прежними толкователямиместа, Эразм предлагает читателям вариант научной критики текстов СвященногоПисания. Однако догматика ещё долго оставалась влиятельной и задавалаобразцы того, как следует толковать священные тексты. Во второй половине XVIЕмельянов В.В.
Предфилософия Древнего Востока как источник нового философскогодискурса // Вопросы философии. 2009. №. 9. С. 153.8443векапоследовательЛютераФлацийИллирийскийпредлагаетновыеосновополагающие теоретические принципы герменевтики: «изучение текстадолжно учитывать контекст слов, цель текста и отношение части к целому». 85 В.С.Библер в работе «Михаил Михайлович Бахтин и поэтика культуры» 86 указываетещё на один принцип у Флация Илларийского – различение понимания как цели иинтерпретации как метода.
В XVII веке появляется учение о методеинтерпретации: трактат Й. Даннхаузера «Hermeneutika sacra», датированный 1654годом. Научные открытия, создающие предпосылки рационалистических методовв философии, в то же время стимулируют в герменевтике установление различиямежду предметом и процессом понимания. Поэтому следующие два векагерменевтика существует и как вспомогательная дидактическая дисциплинавнутри теологии помогающая в толковании Священного Писания, и какдисциплина в рамках филологии, необходимая для интерпретации античныхтекстов.Предпосылки возникновения герменевтики, обращенной к проблеме традиции,обнаруживаются в немецкой классической философии.
Одним из источниковявлялась методология научного познания Канта и его рассудочная модельрефлексии. К. Поппер считал, что Кант, прежде всего, искал ответ на вопрос «какнаше сознание может понимать мир»? 87 Такое мнение может подтверждатьвыделение методов познания в искусстве от иных форм познания и у Канта, и удругих представителей немецкой классической философии. Именно этойэстетической сферой «овладевает» герменевтика. В XIX веке философскоеопределение герменевтики было дано двумя немецкими философами – Ф.Шлегелем и Ф. Шлейермахером. Шлегель предлагает метод «вживания» в духэпохи исследуемоготекста. Шлейермахером втрактате «Герменевтика»разрабатывается методология, которая представляет собой технику расшифровкитекстов, с помощью методически выверенной реконструкции объективированныхКузнецов В.Г.
Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991. С. 7.Библер В.С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры. М., 1991.87Поппер К. Что такое диалектика? // Вопросы философии. 1995. №. 1. С. 128.858644смысловых интенций. У Шлейермахера герменевтика является учением,искусством понимания. Понимание возможно лишь в том случае, если устранены«языковая,культурнаяиисторическаядистанции,разделяющиеавторапроизведения и его истолкователя». 88 Объектом понимания всегда является язык,в котором выражается мышление.
Так Шлейермахер писал: «Все, в чем нуждаетсягерменевтика, – это язык, ибо все, что она ищет, находится в языке». 89 Текст иречь можно осмыслить в акте понимания. При этом не имеет значения, какогорода тексты подлежат разбору: методология универсальна и служит пониманиюво всех случаях. Создавая правила понимания текстов, Шлейермахер разделил ихна грамматическое истолкование с обязательным соотнесением языковыхконструкций с принятой лексической системой и психологическое истолкование,не связанное с общеупотребительными логическими процедурами, а имеющееотношение к индивидуальным особенностям автора текста. Грамматическоепонимание осуществимо в полной мере, психологическое же возможно лишьчастично, так как в нем начинает действовать фактор Другого.
Психологическоепонимание выражает внутреннюю речь и мышление. Из-за отсутствия точнойметодологиипсихологическогопонимания,уШлейермахерапониманиестановится творчеством, искусством. При этом понят должен быть и авторпроизведения.Шлейермахерподразделяетпроцедурыинтерпретациинаинтуитивное схватывание смысла и на сравнительный анализ текстов сподобными текстами одной исторической эпохи. Правило герменевтическогокруга формулируется как невозможность осуществления понимания части безпонимания целого, тогда как понимание целого, в свою очередь, должнопредполагать понимание частей.
Сначала в тексте следует понять целое,необходимо предварительное прочтение, чтобы затем стали ясны части.Следование этому правилу подразумевает движение в двух направленияхинтерпретации,вграмматическомипсихологическом,додостиженияКузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. С. 61.Цит. по: Потепа М. Этика и герменевтика у Шлейермахера // Герменевтика идеконструкция. СПб., 1999.
С. 44.888945согласованности между ними, а если обнаруживается противоречие, то нужновозвращаться назад. Шлейермахер утверждает, что в основании понимания лежитнепонимание, из которого и происходит понимание.Герменевтика является основной методологией исследования в науках о духе,считал В. Дильтей. Он впервые институализирует в университетах Берлинаразделенные ещё Бэконом науки на естественные, ориентированные на поискистины, и гуманитарные, ориентированные на достижение согласия междулюдьми. В гуманитарных науках переживание, выражение и понимание являютсядля Дильтея основными методами.
Что также подразумевает рефлексию ометодах и способах познания в науках о духе, особенность которых заключается втом, что «их объект является по своему характеру субъектом». 90Введя понятие «жизнь», Дильтей понимает его как связь, которая создаетсямыслительными конструкциями Разума, способного не только умозаключать, но ипонимать. Дильтей различает науки о духе и точные науки, исходя изиспользуемых в них методов и процедур познания. В случае наук о духе – этопонимание, в естественных науках – это объяснение. Дильтей полагает, чтоошибочно применение объяснения в науках о духе.
Объясняя какие-либо явления,науки занимаются структурированием частей внешнего мира. В случае спониманием внутренний духовный мир уже структурирован как целое, в которомжизнь предстает непосредственно в переживаниях. Однако человек существует вмире в формах выражения «объективаций жизни», имеющих языковую природу.С методом понимания у Дильтея соотносится биографический метод, в которомосмысливаются выраженные посредством объективаций духа переживаниявнутреннего опыта.
Понимание в его философии является фундаментальнымспособом гуманитарного познания и включает в себя также логические исубъективные психологические действия. Лишь благодаря пониманию жизньможет быть осмыслена. Понимание у Дильтея интуитивно, однако, он говорит и освязи понимания с дискурсивным мышлением, оперирующим понятиями.90Соболева М.Е. Философская герменевтика: понятия и позиции.
М., 2014. С. 80.46Методологией наук о духе является феномен понимания и правильноготолкования понимаемого. Науки о духе состоят из исторических, теоретических ипрактических гуманитарных наук, касающихся культурной жизни человечества вцелом. Считая исторические науки ограниченными вследствие их тенденции кпозитивистским принципам, Дильтей предлагает подходить к переосмыслениюфеноменов прошлого с помощью психологического подхода.
Историческиефеномены следует не только объяснять, выстраивая их как причинноследственныевзаимосвязи.Ихследуетпониматькакуникальныеиндивидуальности. Дух не может быть исследован естественнонаучнымиметодами, поскольку человек отличается от неживой природы и в обществедействуют другие законы. Зато определенные закономерности можно выявить впроцессе интерпретации накопленных человечеством текстов.Предметом наук о духе, согласно философии Дильтея, является текст.Заключенный в тексте опыт подлежит дешифровке интерпретатором.
Текстом поДильтею может быть всё, что принимает форму знаков. Герменевтика служитметодом гуманитарного познания. Дильтей также рассматривает одну изцентральных проблем герменевтики – герменевтический круг. Войти вгерменевтический круг есть необходимое условие понимания. Он описываетнесколькотиповгерменевтическихкругов.Герменевтическиекатегориифилософии жизни Дильтея это «значение» и «значимость». Значение позволяетсоотносить части с целым жизни для осознания целого, а значимостьприобретается, когда человек оценивает части жизни, осуществляя рефлексию надвсей своей жизнью как целым.
В другом типе круговой взаимосвязи пониманиеспособствует оформлению переживаний в целостный жизненный опыт. Вжитьсяже в нюансы духовно-исторического мира (жизни) можно лишь через язык текста,поняв отдельные слова и словосочетания. При этом, как и у Шлейермахера«...полное понимание отдельного предполагает понимание целого» 91 и наоборот.Части объективного мира, интерпретируемые как жизнь, «...является целым,имеющим части, и сама есть часть целого, так как она принадлежит к91Дильтей В.