Диссертация (Интуиция и рефлексия в понимании), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Интуиция и рефлексия в понимании". PDF-файл из архива "Интуиция и рефлексия в понимании", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
Апология Сократа, Критон, Ион, Протагор. С. 365.Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4. М., 1983. С. 261.45Савчук В.В. Топологическая рефлексия. С. 32.46Прокл. Первоосновы теологии; Гимны. М., 1993. С. 41.434428Времени. Логичное объяснение этому торжеству несомненности, котороевыражалось в методической функции рефлексии, дает указание на то, насколькосерьёзно стал развиваться и противоположный метод картезианского сомнения.Термин «рефлексия» был введен в словарный оборот Нового Времени Р.Гоклениусом (1613) и подтвержден И. Микраелиусом (1653) и Е. Шовеном (1713),обозначая «возврат к исходному», «поворачивать назад», «возвращаться».Современная трактовка рефлексии как разумного мышления или размышленияначинается с Джона Локка.
Его определение рефлексии в качестве отражения, атакже как «размышление, рассуждение, соображение», 47 задает понимание этоготермина вплоть до сегодняшнего дня. «Под рефлексией я подразумеваю тонаблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы еепроявления, вследствие чего в разуме возникают идеи этой деятельности», 48 –пишет он. Таким образом, Локк задает метод эмпирической рефлексии вфилософии,безиспользованиякоторогопоследующиефилософскиеспекулятивные концепции становятся затруднительны. То есть философскойпризнается только рефлексивная позиция. При этом акцент от мышления каксубстанции смещается к внутреннему взгляду «на сознающее себя сознание».
49Локк описывает такой вид деятельности, как движение мысли внутри границразума. Однако Локк ничего не пишет об отношении рефлексии к чувствам. Так,Лейбниц подчеркивал, что рефлексия духа осуществляется в чувствах, но пристрогом соответствии рефлектирующего логическим законам. В монадологииЛейбница возможность создания мыслительных конструкций связывается соспособностью монад к апперцепции.Дальнейший ход развития понятия рефлексии неоднозначен. Так, Д. Юмвносит в функции рефлексии эмоциональную составляющую, «психологизируя»её. Это является логическим продолжением начатого Локком исследования, такСавчук В.В.
Топологическая рефлексия. С. 41.Цит. по: Савчук В.В. Топологическая рефлексия. С. 41.49Лобковиц Н. От субстанции к рефлексии. Пути западноевропейской метафизики //Вопросы философии. 1995. №1. С. 102.474829как у него взаимоотношения рефлексии с чувствами не прописаны. В то же времяЖ.-Ж. Руссо считал состояние рефлексии противоестественным. Романтики, всвою очередь, считали рефлексию созерцанием внутреннего пространствасубъекта самого себя. От них, по-видимому, пошла традиция соотнесения одногогносеологического субъекта с другим.В качестве условия осуществления познавательной функции усматривалрефлексию И.
Кант. Он рассматривает рефлексию как условие образованияпонятий. Кант вводит новый понятийный аппарат описания рефлексии, укрепляяиспользованиетерминадляобозначенияразмышления,рассмотрения,соображения. Благодаря рефлексии «может быть правильно определено» 50 то,каким образом осуществляется связь представлений с источниками познания.Таким образом, Кант впервые обозначает рефлексию как трансцендентальноеусловие познания. Под рефлексией подразумевается осознание представлений, ихвзаимное сравнение и удержание их вместе.
По Канту, рефлексия предшествуетвсякому суждению, способствуя удостоверению во всеобщности и необходимостиаприорных форм, рефлексия способствует выведению из субъективных сужденийобъективные.ОнразграничиваетлогическуюрефлексиюЛейбницаиэмпирическую рефлексию Локка и вводит новое понятие трансцендентальнойрефлексии.Противопоставляя созерцание рефлексии, Кант пишет: «Действие, которым ясвязываю сравнение представлений вообще с познавательной способностью,производящей его, и которым я распознаю, сравниваются ли представления друг сдругом как принадлежащие к чистому рассудку или чувственному созерцанию, яназываю трансцендентальной рефлексией».51 Допуская формы чувственности вряд источников, участвующих в утвержденном в докантовском способе прочтениятерминарефлексиябожественного5051вкаксамоудостоверения,утвержденияхиотказавшисьсамотождества,Кант И.
Сочинения в 6 т. Т. 3. М., 1964. С. 314.Там же.Кантотучастияусиливает30функциональность рефлексии, обосновав возникновение форм рефлексии изсамого субъекта. Он пишет: «Без чувственности ни один предмет не был нам дан,а без рассудка ни один нельзя было мыслить». 52Представления и понятия, по Канту, соотносятся в «рефлективных понятиях».Таковыми являются тождество и различие, совместимость и противоречие,внутреннее и внешнее, определяемое и определение (материя и форма). Каждоеиз парных понятий отражается в противоположных и отражает их в актерефлексии. В этом Кант усматривает источник двусмысленности, возникающей врассудочном знании, основывающемся на рефлективных понятиях. Впрочем,подобные двусмысленности, амфиболии, элиминируются методологическиманализом.
Критика, направленная на понятие рефлексии, задает правильное местоих расположения в познавательных способностях, то есть или в чувственностиили в рассудке. Кант стремится создать трансцендентальную топику, черпаявдохновение из топики Аристотеля и критики одного из самых проницательных,по утверждению Канта, философов – Лейбница, у которого познаниеосновывается на логике, тогда как Кант делает вывод, что с помощью логикивозможны лишь сравнения. При этом желающий познать феномены и понятия вистинном свете должен применять трансцендентальную рефлексию.ДлядостоверногоопределенияграницрассудкаиразумаКантсосредотачивается на рефлексии. Он считает, что благодаря рефлексиисубъективные суждения становятся объективными данными.
При этом рефлексияимеет своей целью с необходимостью удостоверяться, определяя точные условиясубъективного познания. В результате, можно достоверно представить себя наместе другого и в акте операции рефлексии найти общее объективное правило.Способность посредством рефлексии достичь общей точки зрения позволяетзащитить разум от веры в иллюзии. Кант утверждает, что для опытного познанияприроды необходима рефлектирующая способность суждения. Чтобы достигнутьпонятий посредством разума, максимы рефлектирующей способности суждения,52Там же. С. 155.31имеющие свои основания в познавательной способности, в обиходе называемыедиалектикой, «есть неизбежная видимость, которая, чтобы не вводить взаблуждение, должна быть раскрыта и разрешена в критике».
53 Важнойсоставляющей рефлексии Кант объявляет здравый смысл. Здравый смысл, общаяточка зрения, вкус или общее чувство являются спасением от беспокойнойстороны рефлексии. Рефлексивные конструкции стремятся привести к единствуздравый смысл, общее чувство и вкус.
Значимость рефлексии для Кантаподчеркивается тем, что утрата рефлексии приводит к утрате культуры.Эволюция трансцендентальной рефлексии после Канта идет в русле того, чтосоотношение познавательных способностей перестает играть особую роль, как этобыло у основателя трансцендентализма. Так, Фихте различает логическую итрансцендентальную рефлексию. Он разграничивает их на простую рефлексиюнад явлением (рефлексией наблюдателя) и рефлексию об этой рефлексии, как «оспособе наблюдения». 54 В наукоучении Фихте рефлексия выступает отражениемзнания в нем самом. Фихте пишет: «Рефлексия, которая господствует во всемнаукоучении, поскольку оно есть наука, есть представление». 55 Философутверждает, что Я в акте рефлексии субъективно постулирует и познает одно и тоже. Обосновывается это тем, что Я неопределимо в своих творческих потенциях.При этом направленная вовне деятельность Я рефлектируется в обратномотражении, полагая, таким образом, пределы самого себя.
Тем самым Я врефлексии ставит рамки, в которых осуществляется соотношение с не-Я исинтетическое объединение Я и не-Я как противоположностей в одно целое.С разумом связывает рефлексию Ф. Шеллинг. Он выделяет три видарефлексии, в каждой из которых отражаются разные ступени генезиса сущего. Впервом виде рефлексии порождается природа и действительность. Во второмвозникает система интеллигибельного мира с противоположенным к природетипом представления.
Их объединяет, возвышаясь над ними, философскаяКант И. Сочинения. В 8 т. Т. 5. М., 1994. С. 227.Фихте И.Г. Сочинения. Работы 1792 – 1801 гг. М., 1995. С. 338.55Там же. С. 270.535432рефлексия, которая есть совокупность всех аспектов, иначе говоря «природа в ееясности и совершенстве». 56 В актах перехода от одного вида рефлексии кдругому,вфилософиитрансцендентальногоидеализмаШеллинга,осуществляется возвращение «природы к ее первоначальному единству, то есть ееопосредования деятельностью сознания».
57 Для Шеллинга человек – это вершинаприроды, поскольку он обладает способностью к философской рефлексии.В дальнейшем кантовские идеалистические разработки понятия рефлексиииспользовал в своей философии Г. Гегель, увенчав их идеей абсолютноготождества. Идеи происходят не из чувств и не из разума, но из рефлектирующегонад самим собой духа. Гегель совершает как бы решающий шаг в историиразвития понятия рефлексии. От чувственной, эмпирической к логической, апосле к трансцендентальной и абсолютной рефлексиям. Однако, как мы увидимдалее, на современном этапе рефлексия будет принимать и другие формы. Вфилософии Гегеля рефлексия имеет дело «со смыслами и понятиями». 58 Онсводит сущность всех видов познания к рефлексии, при этом сущность самойрефлексии заключается в «познании самого объективного духа».
59 Гегельприводит как объективные, так и субъективные значения термина «рефлексия».Объективная рефлексия отражает понятие в границах своего же определения.Субъективная же рефлексия используется Гегелем как операция рассудочногомышления, имеющая дело с абстрактными категориями чистой мысли.Субъективная рефлексия необходима в «диалектическом развитии познания». 60При этом следует иметь в виду, что субъективная рефлексия, по Гегелю, неотражает, какую бы то ни было материальную реальность в сознании человека, нооперирует категориями. Так же и объективная рефлексия, как было указано выше,не затрагивает объект в качестве материального, но подразумевает объект вШеллинг Ф. Сочинения в 2 т.