Диссертация (Утопический проект в культуре Просвещения), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Утопический проект в культуре Просвещения". PDF-файл из архива "Утопический проект в культуре Просвещения", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
Они считали, чтостоит построить идеальный город, общество, на идеальных принципах разума,и объяснить его обитателям положительные свойства подобного устройства.54Поняв, что разумно, а что - неразумно, человек с радостью устремит свой взор всторону разумного (эта традиция впоследствии найдет свое продолжение видеологии Просвещения)»96.96Шишулькин С.А. Онтологические и гносеологические основания социальной утопии:дис...канд.
филос. наук: 09.00.01/ Шишулькин С.А. Магнитогорск, 2004. С.54.55Глава II. Утопические проекты в культуре Просвещения (Западная Европа)2.1 Западноевропейские проекты XVII векаДля рассмотрения утопических проектов Просвещения, необходиморассмотреть культуру эпохи, особенности её формирования в Европе.Мыслители Нового времени освободили философию от схоластики, основойпознания становится наука, разум, опирающийся на логику и факты.
Культураот метафизики обращает к физике, от развития вверх - к развитию вширь, ивместе с тем, к изменению, объединению и упорядочиванию большогопространства.Стремлениеввечностьпревращаетсявстремлениевбесконечность, вера в спасение - в веру торжества прогресса. Рост наук в XVIIвеке, новые открытия, факты, не укладывавшиеся в старую картину мира,требовали нового метода познания. Берлин пишет: «Рационалисты XVII в.считали, что ответы можно получить метафизическим постижением, особымсосредоточением того света разума, которым наделены все люди.
ЭмпириковXVIII в. поразили огромные области новых знаний, открытых естественныминауками, основанными на математических методах»97.Рене Декарт, продолжая традиции пифагорейцев, неоплатоников, ищетидеальные субстанции, и находит их в математике, рассматривает её какобразцовую науку об исчислениях, абстрагирующуюся от особенностейпредмета исчисления, сожалеет, что ещё не видел её истинного применения,она служит только ремёслам, удивлялся тому, «что на столь прочном и крепкомфундаменте, не воздвигнуто чего-либо более возвышенного» 98.
Общей чертойфилософии, математики и мировоззрения в целом, становится новыйтеоретический принцип, где общество мыслится как открытая развивающаяся97Берлин И. Стремление к идеалу / И. Берлин // Вопросы философии. 2000. №5. С.26.98Иконников А.В. Зарубежная архитектура от новой архитектуры до постмодерна М.:Стройиздат 1982.С.54.56система, формируется понятие бесконечности, бесконечного пространства, онопротивостоит замкнутому, неподвижному миру Средневековья.И. Ньютон полагал, что «мир земной и мир небесный живут по общимзаконам» и можно «заключить все проявления Вселенной в единую,придуманную им жёсткую схему» 99.
Подобное применение, сложившееся приизучении неживой природы методов познания к сфере человеческихотношений, в политике, этике, привело к механицизму, ограничению всегомногообразия общественных связей связями причинно-следственными. «Всявселенная — от солнечной системы до сознания человека — представляетогромную и сложную машину, которой можно управлять, если обладатьдостаточным пониманием законов механики»100. Подобное мировоззрениераспространилось и на трактовку социальных процессов и человека. Помнению Т.
Гоббса, государство машиноподобно, им движет «искусственнаядуша». Социальный инстинкт подобен центростремительной силе, влечётлюдей друг к другу, а человеческий эгоизм, подобно центробежной силеотталкивает. Чувство самосохранения уподоблялось закону инерции.В эпоху Просвещения мыслители «вернулись к извечному вопросупознания Абсолюта, но уже с учетом предоставленных эмпиризмом ирационализмом результатов»101. Затем происходит перенос центра тяжести вфилософии с проблем Бога, космоса, природы, субстанции на человека.
Дж.Локк, отрицая врожденные идеи, утверждал, что человеческое сознание отрождения «tabula rasa», все знания о мире человек получает из опыта, опыт жепозволяет убедиться в их достоверности. Гетченсон, Бэтлер и Пэли определилиобъективныйкритерийнравственности:«наибольшеенаслаждениенаибольшего числа людей».Работы по сравнительной анатомии П. Кампера и гипотезы де Майе обизменчивости видов, оказали влияние, например, на Ламетри, который,99100Карцев В.П. Ньютон. М.: Молодая гвардия, 1987.С.216-217.Мортон A.Л.
Английская утопия. Пер. с англ. О.В.Волкова. М.: Иностранная литература, 1956.С.39.101Луняев Е. В. Этические воззрения русских масонов эпохи просвещения: дис. … канд.философ. наук: 09.00.05/ Луняев Е.В. СПб., 2006.С.34.57связывая воедино естествознание и философию, пытался обосновать принципразвития природы, как «лестницы с незаметными ступенями». Подобно тому,как Вселенная и государство механистичны, человек также является, помнению Ламетри, «заводящей самого себя» машиной. Проводится аналогиямежду людьми и животными, при этом заметно «стремление засыпать вырытуютеологией пропасть между ними»102.Растёт интерес к воспитанию человека, детство становится важнойчастью жизни человека, авторы педагогических трудов доказывают, что оновлияет на всю его последующую жизнь, от воспитания зависит устройствообщества. Просветители стремились к осуществлению проектов всеобщеговоспитания, образования, ставили перед собой задачу образовывать ивоспитывать все слои общества.
Общественное воспитание имеет целиполитические и моральные, разъясняет обязанности человека по отношению кобществу, зарождает веру в возможность облагородить им людей.Становление рациональной культуры в XVII - XVIII веках сказалось и вобласти искусства, в развитии классицизма, а затем неоклассицизма. «Междухарактерными чертами методологии рационализма (проверка очевидногоразумом, нормативность, дифференциация, регламентация, выработка строгихправил и систематизация) и доктриной классицизма, существует глубокаявнутренняя зависимость»103. Классицизм (от латинского слова classikus образцовый), обозначает целостное художественное направление, стиль, воснове которого лежит культ разума и идеального порядка, а в качествепервоисточника используется античное наследие.«Нормативности классицизма, сродни и его эстетический идеал.Красивым почитается правильное, строгое, уравновешенное, простота, ясность,гармония.
Идеал красоты выражается в понятиях симметрии, порядка,единства»104. Стиль этот, воспринял барочный импульс эмоциональноговоздействия искусства на массы, «апеллируя больше к уму, нежели к102Пустарнаков В.Ф. Философия Просвещения России и во Франции: опыт сравнительногоанализа. М.: ИФРАН, 2002. C.79.103 Кириченко Е.И. Архитектурные теории XIX века в России.
М.: Искусство, 1986. С.12-13.104Там же С.24.58чувствам...»105, направляет его в русло государственных интересов, используетантичную мифологию как определенную языковую систему. Для классицизма,характерен целостный, вневременной подход, где каждый самостоятельныйэлемент, является частью целостной композиции.Соединённая традиция итальянского и французского классицизма искалаидеал разумного, свободного и гармоничного общества, который колебалсямежду формами народоправства древних Афин и просвещённой монархией.Н.Н. Коваленская пишет, что исследователь «Тэн видит социальный базисклассицизма, исключительно в придворной аристократии с её салонной жизнью( к этому мнению присоединяется и Рожков), наоборот, Лемонье, Гурлит иКлопфер связывают классицизм с буржуазией...»106.
Вероятно, классицизм,отражая общественное устройство, используется различными системамивласти, нередко этот разумный стиль искусства идеологичен.С начала XVIII века в архитектуре классицизм прочно завоёвываетпервое место, перенимая его у барочной архитектуры. Если в целом,классицизм XVII и начала XVIII века разгораживал искусство и жизньдостаточно чёткой гранью, то затем эта грань стирается.
Во второй половинеXVIII века идеалом классицизма становится Древний Рим, в начале века XIX Эллада. С. Глинка в своём дневнике описывает влияние стиля: «Что побытовым нормам могло оцениваться как неудобство, недостаток или даженеприличие, сквозь призму «римского» героизма воспринималоськакгражданская добродетель »107.Религиозные взгляды в течение XVII – XVIII века претерпеваютизменения.
М. Вебер отмечал, что развитие наук проходило с характерной дляних рационализацией, интеллектуализацией, «расколдованием мира». В XVI XVIII веке нарастает пантеизм, деизм. «Рационализм просветителей понималпросвещение как познание, и метафора «свет Разума» заменила «божественный105106Янсон Х.В., Янсон Э. Ф. Основы истории искусств. СПб.: АОЗТ ИКАР. 1996.С.318.Коваленская Н.Н. Из истории классического искусства.
М.: Советский художник, 1988. С.35.1 07 Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века). СПб.: Искусство, 1994. С.180.59свет»108. Просветительская идеология сначала вынесла Бога за скобки, а затем ивовсе отказала ему в праве на существование, взамен предложив идеюпрогресса.Вразличныхфилософскихсистемахпантеизмвыражалкакматериалистические, так и идеалистические взгляды. Идеалистическийпантеизм рассматривал бога как сверхприродное начало (божественный духили волю), вмещающее в себя все существующее, весь мир. Материалистыпантеисты, считали, что Бог — это другое название вечно существующей,никем не сотворённой, развивающейся по своим естественным законамприроды.
В Просвещении разумные характеристики Природы заменяют идеиобращения к её опыту. Песталоцци писал: «Механизм природы во всём своёмобъеме совершенен и в то же время прост. Человек, подражай ему!»109.В философских рассуждениях тесно переплетаются разум природы иразум человека, поэтому возникает единая атмосфера одухотворенности ивысокой добродетели. Пьер Шаррон учил: «Будем понимать под ПриродойСправедливость и Всеобщий Разум, который светит и в нас, содержит ивзращивает семена всех добродетелей»110.