Диссертация (Утопический проект в культуре Просвещения), страница 13
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Утопический проект в культуре Просвещения". PDF-файл из архива "Утопический проект в культуре Просвещения", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 13 страницы из PDF
Побудить человека следовать«естественному закону», призывали различные натурфилософские концепции.Церковьвыступалапротивпантеизма,которыйобезличивалБога,способствовал распространению ересей.Идеалистический пантеизм способствовал становлению деизма, согласнокоторому, Бог не вмешивается в течение природных и общественныхпроцессов, в повседневную жизнь человека. У деистов, бог выступает как некаябезликая первопричина, творец вселенной, которая затем развивается уже посвоимсобственным,естественнымзаконам.Деистывыступализавысвобождение науки из пут религии, за свободу совести, противополагали108Каган М.С. Град петров в истории русской культуры.
СПб.: Славия, 1996. С100.109Песталоцци И.Т. Избранные педагогические произведения. В 2 т. Т.1 Под ред. В.А.Ротенберг, В.М. Кларина. М.: Педагогика.1981. С.52.110Прокофьев В.Н. Об искусстве и искусствознании. Библиотека искусствознания М.:Советский художник 1985. С.54.60разум вере, критиковали многие церковные догматы и обряды. «Деизм — покрайней мере, для материалиста — есть не более, как удобный и лёгкий способотделаться от религии» 111.Продолжают развиваться в Просвещении религиозные идеи сообществаинтеллектуалов — масонов.
По мнению С.Е. Киясова, возникло масонство вСредневековье, как «тайное антикатолическое общество после разгрома Орденатамплиеров во Франции»112. «Спасшаяся братия тамплиеров скрылась вИталии, где для своей безопасности просила принять их в цех каменщиков —единственный, который принимал членов со стороны. Так возникло название«вольные каменщики», или франкмасоны» 113.
Масоны, на основе «разумности»,хотели создать новый «Храм гуманности», в котором люди выступают каккамни, раствором служит терпимость и братство, чертежом стройки - Библия, абог выступает как Великий Архитектор Вселенной. Выдвигают они на первыйплан свободу выбора вероисповедания, но при этом оговаривается, что свободаверы не влёчет за собой свободу от морали.Е.В. Луняев приводит следующее высказывание: «Наше нравоучениевышло из Пифагорова училища, и система религии Василида снабдила насположениями, основаниями и гиероглифами», - сказано в «Изъяснении приучреждении вольнокаменщического общества» (Отдел редких книг и рукописейНаучной библиотеки МГУ. Ф.
5. Ту 134. Л. 16. / Цит.по кн.: Сахаров.Иероглифы. С. 25.) Эти точно названные имена античных мыслителей сразусвязывают масонскую философию с наследием мирового гностицизма» 114.Масоны противостояли католичеству и монархии, в борьбе за власть надчеловеческими умами. «Концепция социального реформирования вольныхкаменщиков, включала в себя два направления: главное - последовательное111Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке.
М.: Политиздат, 1982. С.15.112Киясов С.Е. Масонство в эпоху Просвещения: генезис, идеология, эволюция, статус:дисс... д-ра ист. Наук: 07.00.03 / Киясов С.Е. Волгоград, 2008. С.37.113Энциклопедия символов/ Сост. В.М. Рошаль. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. С.602.114Луняев Е. В. Этические воззрения русских масонов эпохи просвещения: дис. … канд.философ. наук: 09.00.05/ Луняев Е.В.
СПб., 2006. С.24.61привлечение на свою сторону людей, обладающих реальной властью, ивспомогательное–нравственно-политическоеперевоспитаниенародныхмасс»115. Масоны, с их опорой на поиск Истины, становятся религией созвучнойновойрациональнойкультуреПросвещения.Масонамибыли:Мор,Кампанелла, Ф.Бэкон, Г.В. Лейбниц, А.
Палладио, Ж.А. Кондорсе, К.Н. Леду, Д.Дидро,Д'Аламбер,политическогоВольтер.идеализма,идеиМасонствоединогоспособствовалоевропейскогоразвитиюпространства,основанной на философии «вечного мира», сторонниками которой были И.Кант, В. Малиновский.В политической сфере XVII - XVIII века зарождаются основыгосударственной идеологии, гуманизма, парламентаризма, демократии. Н.А.Бердяев писал: «Весь стиль абсолютной монархии Людовика XIV и всехмонархий XVIIиXVIIIвека,родственныхему, … это — стильгуманистического самоутверждения.
На это гуманистическое самоутверждениемонархической власти, французская революция ответила гуманистическимсамоутверждением демократии»116.Становление гуманизма (лат. humanus человеческий, человечный) - «идеяи доктрина, основывающиеся на признании верховной ценности человеческойличности, её прав на свободное развитие и проявление способностей,утверждении блага отдельного человека, как критерия оценки качестваобщественных отношений»117. Гуманизм формируется в европейской культуре,начиная с Возрождения, в противовес к религиозной идеологии. Обладаниеразумом, по мнению гуманистов, приводит человека к формированиюиндивидуальности.В XVII - XVIII веках апелляция к религии, разуму, природе, опыту, кприродному равенству людей обосновывала борьбу гуманистов, просветителей115Пономарева Г.М.
Утопия и утопическое сознание в контексте русской культуры XIX –начала ХХ века: дис… д-ра филос. наук: 09.00.03 / Пономарева Г.М. М., 1996. С.112.116Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль 1990.С.128.117Философский словарь/ Под. Ред. М.М. Розенталя, П.Ф. Юдина. Изд. 2-е. М.: Из-вополит. лит-ры.,1968. С.84.62за социальное равенство.
Конечно, они замечали различия биологическихсвойств, но эти различия, по их убеждению, не определяют жизнь человека.Гоббс настаивает на моральном равенстве индивидов, корень которого онусматривает, прежде всего, в равномерном распределении умственныхспособностей. У Гоббса, «впервые в истории политической мысли понятиеблага, заменяется понятием права.
Признаётся равенство людей перед Богом.Понимание просветителями социального равенства отразилось напонимании справедливости. В Просвещении справедливость предстаёт какобеспечениеправисвобод(либерализм),«единственнымисточникомпоследнего признается не природа, а соглашение, которое заключают междусобой индивиды в естественном состоянии»118.Наиболее известной, становится «теория общественного договора»Джона Локка. Все люди от природы равны и независимы, и обладаютнеотчуждаемыми правами на жизнь, свободу и собственность. «Закон природыпосредством разума определяет развитие общества: для защиты своихестественных прав, люди при помощи общественного договора учреждаютгосударство, в котором высшая власть принадлежит закону» 119. Гельвецийпришел к мысли, что различия в человеческих воззрениях и идеях от внешнейсреды.
Формирование справедливого демократичного общества в соответствиис принципами гуманизма было основой политических событий.Формируясь в течении XVII - XVIII века, Просвещение приобрелохарактер общеевропейского культурного явления. Но в каждом государстве оноимело свои особенности. Английское Просвещение, отмеченное духомпостепенности и здравого смысла, оказало огромное влияние на развитиеобщественной мысли на континенте, характерными чертами его являетсяналичиеидейпрогрессаиливозвратакпримитивнымобществам,предусматривающих возврат к «естественному состоянию, что было вызвано118Канарш Г.Ю. Понятие справедливости в истории политической мысли (античнаятрадиция и классический либерализм) // Философские науки.
2006. № 2. С.147.119Левашова Ю. А. Английские утопии XVIII в.: дис. … канд. ист. наук: 07.00.03/Левашова Ю.А. Самара, 2006. С.30.63индустриализацией, ростом социального неравенства. Французские идеиПросвещенияочеловеке иобществескладывалисьвустановке нанатуралистически понятую природу: человек понимался как природноесущество, все свойства и потребности которого телесны и определеныприродой, а ум, здравый смысл выглядит так же, как «естественный свет».Утопические проекты эпохи Просвещения используют утопическиеидеи, которые формируются в XVII веке. В связи с чем, необходимо провестикраткий анализ ряда утопических проектов этого времени. Среди них, мырассмотрим в первую очередь английские проекты. Френсис Бэкон даёт своегорода ответ на утопию своего предшественника – Мора.
«Новая Атлантида»написана им в отставке. Создавая проект, Бэкон стремился упрочить властьаристократии. Он не интересуется вопросами социальной справедливости.«Забота о нуждах бедных, носит характер милостыни, а не права, инеобходимость в такой благотворительности, признаётся возникающей в силуестественного хода вещей»120. В утопическом проекте должностным лицам ивыдающимсягражданамприсвоенывеликолепныеодеждыипышноепредставительство, множество личной прислуги.Главная утопическая идея Бэкона в том, что «аристократический идеалПлатона можно соединить со всеобщим материальным благосостоянием,наращивая сумму знаний и применяя их на практике.
Путь к всеобщемусчастью и справедливости проходит не через изменения в структуре общества,для которого неравенство людей естественно, а через постепенное овладениелюдьми суммой знаний о природе»121. «Новая Атлантида» описание некоегоострова Бензаления, где соединение истины разума и истины откровения.Руководителем идеального государства является Орден Соломонова храма,возглавляемый Коллегией дней творения, поставившая целью овладениесилами природы. В этот Орден входят экспериментаторы, «наблюдатели»,систематизаторы - «компиляторы», носители самых разных должностей,120Мортон A.Л.