Диссертация (Формирование сексуальной культуры молодежи в современном российском обществе), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование сексуальной культуры молодежи в современном российском обществе". PDF-файл из архива "Формирование сексуальной культуры молодежи в современном российском обществе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
Тем самым рассмотрение данного феномена происходитисключительно на индивидуальном, личностном уровне, что не дает возможности увидетькартину во всей ее широте и многообразии, поскольку сексуальные отношения предполагаютвзаимодействия, контакты с окружающими, репрезентацию себя, наделение смыслами изначениями соответствующих практик, символов и понятий 63. Нами подчеркиваетсянедостаточное внимание со стороны представителей биологического и психологическогодетерминизма к социальным и культурным условиям и факторам формирования сексуальностиРубин Г. Обмен женщинами // Хрестоматия феминистских текстов.
Переводы. СПб., 2000. С. 116.Фромм Э. Искусство любви: исследование природы любви // Философия и жизнь. Вып. 1. М., 1990. С. 16.63Laumann E.O. The social organization of sexuality: sexual practices in the United States. Chicago, 1994. P. 3-5.616222человека. Очевиден и тот факт, что концепции в рамках биологического детерминизма не могутответить на вопрос о том, как в процессе развития возникает «сексуальное сознание».Вторая радикальная точка зрения на природу сексуальности, как уже отмечалось выше,представлена учеными, придерживающимися социально конструктивисткого подхода, иразрабатывалась многими социологами и социальными мыслителями. В теории социальногоконструктивизмаотрицаетсясуществованиеобъективнойсоциальнойреальности,определяющей взаимодействия и жизнь людей.
Она конструируется в человеческой активности,рассматриваетсякаксовокупностьнорм,ценностей,установок,значенийиидей,вырабатываемых в ходе социальных взаимодействий, осуществляемых в рамках разнообразныхсоциокультурных контекстов. Соответственно, знания, которыми обладают социальныесубъекты, производятся под влиянием социальных и культурных факторов и процессов.Благодаря ряду механизмов сконструированная реальность воспринимается в качествеобъективной.
Социальный конструктивизм отстаивает позиции, в соответствии с которымипознание мира человеком осуществляется в рамках доступных ему концепций, категорий иметодов, которые весьма отличны в различных культурах, обществах и исторические периоды.Популярность тех или иных категорий и значений обусловлена системой сложившихсясоциальных отношений, и отношений власти в частности. Производство значений и объясненийв ходе социальных взаимодействий само по себе представляет форму социального действия иимеет значимые последствия для социальных субъектов и общества 64.
Личность занимаетактивную роль в процессе конструирования знания и представлений о мире, опираясь на ужесуществующие социальные и культурные дискурсы, а также собственный жизненный опыт.Следовательно, в поле рассмотрения социологов должны находиться социальные и культурныезначения, конструируемые в социальных взаимодействиях в исторически специфическихсоциокультурных контекстах.Переходякпроблемесексуальности,ученые,разделяющиеидеисоциально-конструктивистского подхода, говорят о социально сконструированной природе сексуальности,отрицая эссенциалистскую идею о сексуальном инстинкте.
Сексуальность понимается какпродукт специфического социокультурного дискурса (М. Фуко). Это идеи, убеждения, нормы иценности. «В каждой культуре — свои, весьма различные формы, проявления сексуальности,специфические образцы сексуального поведения и “антропологические” предпосылки всексуальной сфере. Эмпирическая относительность всех этих форм, их огромное разнообразиеи блестящая изобретательность в данной сфере указывают на то, что все они — скорее продуктсозданных человеком социо-культурных образований, нежели биологической человеческой64Gregen K., Davis K.E.
The social construction of the person. New York, 1985. P. 226-275.23природы»65. Радикальный конструктивизм полностью опровергает биологическую природупонятия сексуальность. Исходя из этого, социологические исследования могут быть посвященывыявлению значений сексуальности в различных социальных группах и культурах,социокультурным дискурсам и институтам, конструирующим и поддерживающим те или иныенормативные и ценностные аспекты эротических отношений, механизмам производства ираспространения сексуальных моделей и символов, трансформациям моделей и формсексуального поведения. Конструктивисткий подход позволяет выявить специфические дляконкретной исторической эпохи и общества значения интимных связей, продемонстрировать ихмногообразие и возможность выбора собственной сексуальности. Анализ проходит также науровне общности, коллективном уровне, поскольку сексуальные поведение по своей сутисоциально, является предметом обсуждений, компромиссов и конфликтов.
В этом заключаютсянесомненные достоинства данного подхода. Концептуальные подходы к сексуальностипредставлены в Таблице 1 ниже.Базирующиеся на конструктивистких представлениях о сексуальности современныеисследования Э. Гидденса, З. Баумана, У. Бека и Э. Бек-Гернштейн концептуально развивают(расширяют понятийный аппарат) и фиксируют основные глобальные тренды развитиясексуальной культуры (или отдельных ее аспектов) в современных обществах обществахпостмодерна, прежде всего североамериканском и европейском.
Индивидуализация иплюрализм выделяются ими в качестве ключевых черт современности. В условиях ослабления,уменьшения строгости общественно-правовых норм эротического поведения и формированиялюбовных союзов возрастает уровень неопределенности в отношениях. В этой ситуацииизменяется и характер человеческой сексуальности. Как отмечает Гидденс, в настоящее времянаблюдается значительный рост индивидуальной рефлексивности в отношении собственнойполовой и интимной жизни, своей сексуальной субъектности.
Это затрагивает телесныепрактики, половое поведение, способы и модели выстраивания отношений между различнымипартнерами (вне зависимости от их пола).Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. − М., 1995. –С. 85.6524Табл. 1. Теоретические и методологические подходы к изучению сексуальностиПодход, теорияЭволюционныйэссенциализим(теориясексуального отбора)-эволюционная психология;социобиология;теориясексуальныхстратегий;генетикаНе эволюционный (каузальный) эссенциализм; социобиология; нейроанатомияПсихоанализЭксперименты инациональные опросы осексуальном поведении /Эмпирическоеисследование сексуальногоповеденияСоциальныйконструкционизмПредставителиСодержание, основные тезисыБиологический и психический детерминизмД.
Басс,Р. Докинз, Сексуальность ― один из присущих человеку инстинктов, физиологический процесс.Д. Саймонс,В основе ― законы естественного и полового отбора Ч. Дарвина, влияние генетическихР. Триверсхарактеристик человека.Основная функция ― репродуктивная. В соответствии с задачей размножения ивоспроизводства наиболее приспособленного потомства выстраиваются стратегиисексуального (полового) поведения. Социальные и культурные факторы могут оказыватьвлияние на реализацию половых инстинктов.В. Грин, А.
БэнксПоловое влечение, сексуальная ориентация ― врожденные характеристики индивида. Онимогут определяться нейроанатомическими различиями, гормональными особенностями илиих дисбалансом. Универсальность и постоянство половых черт человека.З. Фрейд, Ж. Лакан, Сексуальность ― биологическая, психическая энергия, лежащая в основе полового и иныхЭ.Фромм, В. Райхформ социального поведения.Обществоопределяетприемлемые способы реализации половоговлечения,складывающиеся в культурные образцы и нормы.Социально неодобряемые желания индивидом либо вытеснялись, либо сублимировались,например, в науке и творчестве. Либерализация сексуальной морали ― условиеосвобождение от экономического, политического и социального угнетения.А.
Кинси, У. Мастерс, Сексуальность фактически изучается как половые отношения, поведение. Но начинаютВ. Джонсон, И.постепенно учитываться особенности влияния психических, социальных и культурныхГельман, Д. Жбанков, факторов на половое поведение. Сексологический взгляд на половые отношения: биоВ. Фавр, М. Членовмедицинские и психологические исследования соотносятся с историко-социологическимиматериалами. Сексуальные контакты все чаще рассматриваются как ценность и важныйаспект развития личности.Структурализм и социальный конструкционизмП. Бергер, Т.
Лукман Сексуальное (половое) влечения обусловлено природными инстинктами. Но его проявления,сексуальные действия социально структурированы, «социально канализируются» (процессыхабитуализации и институционализации). Это не только ограничивает поведение, но иоказывает влияние на «организмические реакции» индивида. Язык, речь участвует вформировании реальности и человеческого опыта в ней, в том числе сексуального.25Структуралистскийконструктивизм П. БурдьеП. Бурдье, К. Хаким, Сексуальность ― половые отношения ― не являлась специальным объектом рассмотрения,А. Гринконцептуализации в работах П. Бурдье. В фокусе ― биологический пол и конструированиесоциального пола, то есть гендерных оппозиций и существование структуры мужскогодоминирования и женского подчинения.
Сексуальность рассматривается как частьсимволического капитала, свойственного и выражающего определенный социальный статусмужчин и женщин. Половые отношения вплетены в сложную структуру социальныхотношений.Современные авторы заимствовали концептуальные рамки Бурдье (капитал, габитус, поле,практики) для осмысления и анализа сексуальности и сексуальных отношений как таковых.Эротический или сексуальный капитал ― еще одна форма капитала, определяющая иотражающая социальную структуру общества, его различных полей. Отчасти врожденный,отчасти конструируемый.
Не является универсальным. Может конвертироваться в другиеформы капитала. Эротический габитус ― системы диспозиций восприятия и оцениванияэротических практик, схемы полового поведения и т.д. Конвертация сексуального либидо всоциально приемлемые формы.Теория сексуальных полей (А. Грин): Сексуальное поле ― социально стратифицированная,институционализированная матрица половых отношений.СимволическийМ. Мид, У.
Томас, Л. Сексуальность ― предмет обсуждения, выработки совместных смыслов и значнений.интеракционизмХамфрисСоответственно, для адекватного понимания и взаимодействия требуются взаимодействиялицом-к-лицу для корректировки поведения в соответствии с ожиданиями, созданиясовместно разделяемых смыслов и значений.Концепциясексуальных Дж.Ганьон,У.