Диссертация (Формирование сексуальной культуры молодежи в современном российском обществе), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование сексуальной культуры молодежи в современном российском обществе". PDF-файл из архива "Формирование сексуальной культуры молодежи в современном российском обществе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
В сфере половых, гендерных и интимных отношенийвозникают и распространяются альтернативные общепринятой сексуальной морали оценки,образцы и модели поведения. Сексуальность в различных проявлениях включается в процесссоциальной и культурной идентификации личности. Новым контекстом для современногочеловека становится вопрос терпимости к иной сексуальной ориентации, к презентации ипродвижению тематики сексуальности в медиапространстве. Сексуальность из довольнозакрытой приватной темы, с одной стороны, становится достоянием публичности, с другой ―все более субъективируется, индивидуализируется.Возросшее значение и роль сексуальности создали предпосылки для ревизии и новоготеоретического истолкования современной сексуальной культуры/§1. Концепции сексуальности: критика современных подходовНесмотря на заметный рост использования понятия «сексуальная культура» вроссийской и зарубежной литературе, как показывает проеденный нами анализ литературы,исследователямипредпринималосьдовольноограниченноеколичествопопытокееконцептуализации.
Сложность возникает при попытке развести повседневное и научноетолкования термина, которые не универсальны и противоречивы. В целях социологическогоопределения и анализа сексуальной культуры на наш взгляд необходимо отказаться от ееобывательского понимания как некоторой совокупности знаний, навыков и преобладающейдемонстрации социально одобряемого полового поведения. Наиболее распространенный ксексуальной культуре подход в рамках сексуального образования и среди медицинскихработников сводит ее к освоению набора правил и норм контрацептивного, репродуктивногоповедения, обеспечивающих сохранение сексуального здоровья, а также знания анатомииполовых органов56.
Социологический взгляд на сексуальную культуру предполагает, преждевсего, обращение к рассмотрению составных частей этого понятия ― сексуальности икультуры.Феномен сексуальности представляет собой неотъемлемый и сложный аспектчеловеческой жизни. В современной науке традиционно в сексуальности выделяют триосновных аспекта: биологический, психологический и социокультурный. Первый из нихКон И.С. Клубничка на березке. Сексуальная культура в России. М., 2010.Пичугина Т. А. Особенности сексуальной культуры в современной России: социологический анализ: дис.
...канд. социол. наук: 22.00.06. Екатеринбург, 2003. С. 18-19.555619анализируется в рамках биомедицинских исследований, второй ― психолого-педагогических, атретий ― социокультурных. По мнению И.С. Кона, в совокупности они образуютравносторонний треугольник, позволяющий увидеть сексуальную сторону жизни во всей ееполноте и многообразии 57. В связи с этим исторически сложились разнообразные подходы копределению понятия и природы сексуальности. Однако, они представляются нам весьмаизолированными друг от друга и замкнутыми, то есть зачастую сосредоточеннымипреимущественно лишь на каком-либо одном из указанных выше аспектах изучениясексуальности человека и ее определении. Первыми разработкой вопросов сексуальностизанялись представители биологизаторского подхода в науках, впоследствии изучение феноменапродолжилось психологами, а позднее социальными исследователями.
По мере накопленияинформации о сексуальном поведении индивидов и развития научных парадигм сложилисьразличные теории, объясняющие сущность половых отношений и особенности их проявления,фокусирующие внимание на различных аспектах. Традиционно в научном дискурсе принятовыделять два ключевых подхода к пониманию сексуальности и связанных с ним явлений ―эссенциалистский и социально-конструктивистский, ― наиболее ярко выраженные в полярныхконцепциях, придерживающихся крайнего биологического детерминизма и радикальногосоциального конструктивизма. Эксперты насчитывают более 25 теорий сексуальностиразличного уровня 58, направленных на теоретическую разработку вопросов половых иэротических отношений или рассмотрение путей прикладного использования сведений оданной стороне жизни (например, в рамках психотерапии, психологического консультированияи прочее).Основнойтезиспервогоподходаутверждаетбиологическую,естественнуюобусловленность сексуального желания и его проявлений.
Сексуальная потребность илисексуальный инстинкт лежит в основе любых форм сексуального поведения. Она находится водном ряду с такими человеческими потребностями как голод и жажда. Сексуальностьпредставляет собой не что иное, как источник физиологического напряжения и чувственнойразрядки.
Более того, согласно биологизаторской перспективе, мужское и женское поведениетакже строго разведены природой, что означает признание и закрепление в качествеестественной и правильной такой модели гетеросексуальных отношений, где доминирующее,активное и агрессивное поведение присуще мужчинам, а женщинам ― пассивное, чувственное.Все остальные гетеросексуальные формы проявления сексуальности, выбивающиеся изгосподствующего паттерна дихотомии доминантный мужчина и пассивная женщина,признаются отклоняющимися и патологичными. Сексуальное поведение человека как5758Кон И.С. Введение в сексологию. М., 1989.
С. 3-4.Weis D.L. The use of theory in sexuality research // Journal of Sex Research. 1998. Vol.35, № 1. P. 1.20выражение сексуальной потребности, в том числе, направленно на выполнение репродуктивнойфункции. В связи с этим, гомосексуальное поведение рассматривается в рамках данногоподхода в качестве одного из наиболее ярких и серьезных отклонений от естественной нормы иосуждается.Несомненно, не все авторы, разделяющие биологизаторский взгляд на сущностьэротических контактов, придерживаются столь радикальных положений. Существует довольнозначительное количество концепций, например социобиологических, признающих наличие иважность и биологических, и социальных аспектов человеческой сексуальности.
Некоторыеговорят о невозможность точного и достоверного определения баланса и степени влиянияобоих компонентов59. Подобного рода биологическая одномерность мышления, представляетсянам, оставляет за рамками рассмотрения важные вопросы разнообразия сексуального поведенияв исторической перспективе и с позиций культурной дифференциации. В свою очередь этоприводит к обособлению эротической сферы в понимании и изучении от иных аспектовжизнедеятельностиличности,догматическойтрактовкеипредписанияхсексуальногоповедения и отношений (религиозного, медицинского).Ряд исследователей, не сомневаясь в том, что сексуальность представляет собойиндивидуальную физиологическую особенность индивида, убеждены, что социальные нормы икультурные традиции позволяют реализовать сексуальное желание в общественно приемлемыхформах.
В частности это мнение разделяли представители психологических теорийсексуальности, в особенности психоанализа. Именно их идеи можно рассматривать в качествеосновных предпосылок создания социологических трактовок и социокультурных объясненийрассматриваемого феномена. Несомненно, первостепенная роль здесь принадлежит отцуоснователю психоанализа Зигмунду Фрейду, считавшему сексуальные инстинкты наиболеесильными и определяющими во всех сферах человеческой жизни. Сексуальные инстинктыпроистекали, согласно Фрейду, из природы человека. Однако общественная жизньпредполагала необходимость их обуздания и контроля, что было возможным благодарякультуре.
Он отмечал, что «человеческая культура ― все то, благодаря чему жизнь человекаподнимается над уровнем животных» 60. По мере развития культуры основные механизмырегулированиясексуальной потребности должны были ознаменоваться ростом доливнутреннего контроля и сдерживания в противовес внешним способам регламентации.Возможным это представлялось потому, что сексуальность индивида, как предположил Фрейд,начинала формироваться уже в младенчестве в том социальном контексте, где он находился.Соответственно, ведущая роль здесь принадлежала семейным отношениям как первичным5960Dunphy R. Sexual Politics: An Introduction. Edingurgh, 2000.
P. 6-7.Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Психоаналитические этюды. Минск, 1997. С. 481-482.21социализирующим структурам, позволявшим усвоить предъявляемые в обществе моральныенормы, ценности и образцы сексуального поведения. Таким образом, сексуальное поведениевзрослых людей не имело смысла рассматривать как исключительно природное явление.Целесообразнее было видеть в ней, в том числе, и культурный продукт, сформированный впроцессе социализации на протяжении жизни.Идеи Фрейда о биологической сущности и культурной обусловленности проявлениясексуального поведения человека были подхвачены и развиты его последователями. Преждевсего, Жаком Лаканом и Эрихом Фроммом.
Лакан считал родственные отношения важнейшимфактором, способствующим усвоению культурных предписаний в сексуальной сфере, вформировании сексуальной культуры индивида. Его идеи стали одним из ключевых источниковкритики эссенциалистского подхода, например, со стороны феминисток второй половины ХХвека. «Родство ― это окультуривание биологической сексуальности на уровне общества вцелом; психоанализ описывает, как трансформируется биологическая сексуальность индивидовпо мере того, как они приобщаются к культуре» 61.
Наиболее социологический смысл идеямпсихоанализа был придан в работах Эриха Фромма, показавшего культурную обусловленностьчеловеческого поведения, в том числе сексуального. Индивид в его работах описывается какпродукт исторически противоречивого развития культуры. «Наиболее важным фактором вразвитии человека структура и ценности общества, в котором он родился»62. Ключевая дляпсихоанализа дихотомия сознательного и бессознательного предстает в следующей трактовке:бессознательное включает в себя некие универсальные и неотъемлемые элементы, заложенныев природе человека, в то время как сознание репрезентирует «социального человека»,усвоенные им нормы, верования и установки.Перечисленные выше подходы, объединяет помимо представлений о естественнойприродной сущности сексуальности ее трактовка как присущей индивиду характеристики илиспособности, которая варьируется в зависимости от индивидуальных физиологических илипсихологических особенностей.