Диссертация (Формирование сексуальной культуры молодежи в современном российском обществе), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование сексуальной культуры молодежи в современном российском обществе". PDF-файл из архива "Формирование сексуальной культуры молодежи в современном российском обществе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Это так называемая структура катексиса ― «правилаи ресурсы эмоциональных и сексуальных отношений. Данная сфера управляется правилами,которые регулируют выбор объектов желания, сексуальные, дружеские, брачные иродительские отношения»79.Среди других ключевых компонентов гендерной системы исследователями выделяютсятакже полоролевое разделение труда, социальное производство и символические репрезентациимаскулинности и фемининности на основе биологического пола. Однако, на наш взгляд,зачастую подобные аналитические схемы выстраиваются на основе отождествления понятийсексуальности и пола, сексуального и полового поведения соответственно, что существенноограничивает понимание и интерпретации различных проявлений именно сексуальной жизни.Говоря о гендере и сексуальности, неизменно встает вопрос о таких понятиях как гетерои гомосексуальности.
Разделение на различные виды сексуальности свидетельствует оплюрализме форм и содержания сексуальной культуры и поведения. Разнообразие и сущностьсексуальности, однако, не сводимы к гендерным различиям и сексуальным ориентациям(См. Таблица 3). Реализация, выражение сексуального желания зависит от совокупностиразличных факторов. Признание вариативности эротического поведения опровергает тезис осуществовании исключительно брачной и репродуктивной форм сексуальности. Сложностьизучаемого явления также состоит в присущей данному виду отношений эмоциональнойсоставляющей.7879The sexual self: The construction of sexual scripts / edited by M.
Kimmel. Nashville, 2007. P. 5-6.Темкина А. Сексуальная жизнь женщины. Между подчинением и свободой. СПб., 2008. С. 25.34Табл. 3. Пол, гендер и сексуальность: ключевые различенияПонятиеПолБазовоеПол — это биологоопределение физиологическоевыражение мужскогои женского началчеловекаПоведениеКультураРеволюцияПоловое поведение —этодействия,связанныесудовлетворениемполовой потребностичеловека,направленныенареализацию половыхинстинктовПоловая культура —система действующихв обществе норм,установок и образцовполового поведения.Половая революция—изменениесоциокультурныхоснов регулированияполового поведенияГендерСексуальностьГендер—этосоциальноеикультурноевыражение(конструкт)фемининностимаскулинности,мужскогоиженскогополачеловекаГендерноеповедение—социальнозакрепленное полоролевое поведение,характерноедлямужчин и женщинСексуальность — это связанное споловымвлечениемсоциокультурноевыражениеинтимности,эротичности,чувственности,(психоэмоциональности),телесности человекаГендерная культура— это совокупностьвзглядовиустановок, норм испособовсоциальногоконструированияфемининногоимаскулинного,мужскогоиженскогополачеловекаГендернаяреволюция - борьбаза социальные ролиипозиции,направленнаянаослаблениесоциокультурнойполяризациимужчин и женщинСексуальноеповедение—социокультурно обуслов-ленныедействия, образцы деятельностии взаимодействий по выражениютаких свойств личности, какинтимность,эротичность,чувственность и телесность,основанные на половом влечениичеловекаСексуальная культура — этосовокупность норм, ценностей,образцов поведения выражениясоциокультурныхпризнаков(свойств)интимности,эротичности,чувственности(психо-эмоциональность),телесности индивида, в связи сзанимаемой им позицией поотношению к половому влечению(ощущение и его реализация,отчуждение,отрицание,имитация)Сексуальная революция — этоизменение традиционных норм,правил поведения и ценностныхустановок, лежащих в основеполового поведения и выражениясексуальности (т.е.
содержания испособовпроявленияинтимности,эротичности,чувственностиителесностииндивидаиразличныхсоциальных групп), изменениеэротико-эмоциональных аспектовобраза жизни, связанных с нимисоциальныхикультурныхпрактик.35§ 3. Сексуальная культура как объект социологического исследованияВторое важное понятие ― культура, ― прояснение которого необходимо для выработкиключевого концепта «сексуальная культура», является еще более сложным для интерпретации,что во многом обусловлено уровнем абстракции анализируемых явлений, особенностьюисторического развития данного слова, как в научном, так и в повседневном обиходе,неоднозначностью и противоречивостью существующих социо-гуманитарных подходов.
Одиниз наиболее общих взглядов, признанных в рамках социальных наук, интерпретирует культурукак специфический образ жизни, деятельности и убеждений, характерных для определенныхсоциальных групп, обществ, для того или иного исторического периода. В таком случаекультура ― это система верований, ценностей, норм, символов, значений, дискурсов ипаттернов поведения, с одной стороны, создаваемых в ходе социальных и культурныхвзаимодействий людей, с другой стороны, определяющая их. Взяв за основу пониманиекультуры как отличной от животных, специфически человеческой формы существования,создаваемой и формируемой людьми в процессе совей жизнедеятельности, и передаваемой спомощью социальных механизмов трансляции системы знаний, идей и значений, характерныхдля различных групп и обществ, следует указать на наличие различных социальных подходов ктрактовке и изучению данного феномена, акцентирующих внимание на отдельных еекомпонентах и свойствах.Например, Кребер и Клакхон выделили следующие 5 групп определений культуры:описательные (перечисление составляющих элементов культуры), исторические (рассмотрениесоциальных процессов трансляции, передачи культуры, традиций), нормативные (описаниесуществующего или идеального образа жизни конкретных групп и обществ), психологические(в фокусе ― процессы и механизмы научения и адаптации к среде), структурные (указываетсяструктурная организация культуры), генетические (прослеживается генезис культуры какартефакта, системы идей, системы символов, сферы отличной от животного мира) 80.
В своюочередь М.С. Каган предлагает другую классификацию подходов к культуре: семиотический(система знаков и кодов),гуманитарныйэвристический (способность к творческой деятельности),(квинтэссенциячеловеческойприроды),информационный(накопленнаясоциальная информация), аксиологический (совокупность ценностей), технологический (способдеятельности) 81.аксиологический,Инаяклассификациянормативный,предложендеятельностный,С.И. Чудиновым:антропологический,знаково-символический(семиотика)82.Несомненно, это не исчерпывающий список классификаций, что еще раз демонстрируетИонин Л.Г.
Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., 2004. С. 57-60.Каган М.С., Холостова Т.В., Культура. Философия. Искусство. М., 1988. С. 15.82Чудинов С.И. Культурология. Новосибирск, 2006. С. 7-10.808136сложность и многогранность феномена культуры. Все указанные подходы ни в коей мере неявляются взаимоисключающими, а дополняют друг друга.Выделение состава культуры является не менее сложной задачей. Традиционнымсчитаетсявыделениевкультуре3основныхблоков:материального(технологиивзаимодействия человека с окружающей средой), социального (взаимоотношения междулюдьми, их социальная организация), духовного (идеи, установки, ценности и вытекающие изнихобразцыповедения) 83.Возможновыделениеповеденческого,когнитивного,аксиологического, нормативного, символического, институционального и иных блоков.
Средиосновных элементов культуры, например П.А. Сорокиным, были выделены значения, ценностии нормы, всегда находящиеся в тесной взаимосвязи, а также физические и символическиеканалы (действия и артефакты) их объективации, социализации и распространения 84.Взаимосвязанные уровни культуры были выделены Р. Уильямсом: проживаемый (культурасуществующая в конкретное время в конкретном месте, доступная только для тех кто живет«здесь и сейчас»), зафиксированный/записанный (от объекта искусства до зафиксированногособытия,повседневного факта ― культура определенного периода), отобранной традиции(проживаемая культура периода).Таким образом, объектом рассмотрения становится культура в ее взаимосвязи сповседневной жизнью социальных субъектов.
Последняя понимается в качестве «общего,интерсубъективно структурированного типизированного мирасоциального действия икоммуникации»85. Понятие репрезентативной культуры, введенное немецким философом Ф.Тенбруком, успешно отражает данный аспект, определяя ее как область производства «идей,значений и ценностей, которые действенны в силу их фактического признания. Она охватываетвсе верования, представления, мировоззрения, идеи и идеологии, которые воздействуют насоциальное поведение, поскольку они либо активно разделяются людьми, либо пользуютсяпассивным признанием» 86.
Следует отметить, что в один и тот же период времени существуютразличные, порой конкурирующие или дополняющие друг друга представления, разделяемыесоциальными субъектами, имеющими разные стили жизни, определяемые социальнымиусловиями, в которых они находятся.Итак, культура рассматривается как специфический образ жизни, основанный напризнании и воспроизводстве системы верований, установок, норм и ценностей, ссоответствующими им образцами поведения в конкретный исторический период.
На основеИонин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., 2004. С. 36.Сорокин П.А. Родовая структура социокультурных явлений // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.С. 200-207.85Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., 2004. С. 156.86Цит. по: Ионин Л.Г.
Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., 2004. С. 68.838437этого становится возможным обосновать понятие «сексуальная культура», выделить ееосновные элементы.Культура как совокупность образцов норм, ценностей и значений, присущих тем илииным социальным группам, затрагивает различные сферы индивидуальной и коллективнойжизни. В связи с чем, исследователями выделяются виды и типы культуры по различнымкритериям, в частности по сферам жизни, в том числе для сферы сексуальных взаимодействий― сексуальная культура.
Таким образом, она является частью общей культуры, затрагивающейпреимущественно эмоционально-сексуальные аспекты человеческой жизни. Как отмечалосьранее, этот термин, довольно часто употребляющийся в зарубежных и отечественных работахпо данной проблематике, но довольно редко концептуализируемый исследователями.Так, Чеботарева И.И. определяет сексуальную культуру как «совокупность знанийценностей и действий, особым образом регулирующих поведение людей при реализацииполового влечения»87. Схожее по сути определение дается и К.В. Хрущовым, который подсексуальной культурой предлагает понимать «способы регулирования нормами и правиламиконкретных социальных групп природных оснований взаимодействия партнеров в сексуальнойсфере»88. Через описание структуры дает свое определение и И.С. Кон, определяя ее как«отношение к сексуальности, сексуально-эротические ценности и соответствующие им формыповедения»89.
Интересно, что В.М. Медков выделяет половую культуру как более широкоепонятие и сексуальную культуру ― узкое понимание половой культуры. Первая определяетсякак «совокупность знаний, верований, социальных норм и ценностей, запретов и предписаний,имеющим различие между полами и их взаимоотношениям». Вторая ― сексуальная культура― «ориентация на регулирование и нормирование собственно половой жизни и сексуальногоповедения человека»90. Однако, так называемое широкое понимание половой культуры исходитиз иного, нежели принятого нами толкования «пола» и не учитывает понятие «гендер», чтоприводит на наш взгляд фактически к подмене понятия «гендерная культура» ―сформированные представления о социальных взаимоотношениях между полами в различныхсферах жизни.