Диссертация (Техно-возвышенное как эстетический феномен современной культуры (на материале медиаискусства))
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Техно-возвышенное как эстетический феномен современной культуры (на материале медиаискусства)". PDF-файл из архива "Техно-возвышенное как эстетический феномен современной культуры (на материале медиаискусства)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. ЕльцинаНа правах рукописиФедорова Ксения ЕвгеньевнаТЕХНО-ВОЗВЫШЕННОЕКАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ(НА МАТЕРИАЛЕ МЕДИАИСКУССТВА)Специальность 09.00.04 – ЭстетикаДиссертация на соискание учёной степеникандидата философских наукНаучный руководитель:доцент, к.ф.н. Б.В.
ОрловЕкатеринбург 2014СОДЕРЖАНИЕВведение ....................................................................................................................................... 3I. Категория возвышенного: эстетико-философские основания в современнойинтерпретации ..........................................................................................................................
11I. 1. Понятие возвышенного в классической эстетике........................................................... 11II. 2. Проблема возвышенного в постнеклассической эстетике и философии .................. 26II. Техно-возвышенное как форма проявления возвышенного в современнойкультуре ..................................................................................................................................... 48II. 1. Феномен техно-возвышенного и специфика технического объекта ............................ 49II.
2. Техно-возвышенное в технологической медиации эстетического опыта .................. 76II. 3. Техно-возвышенное как "продленная телесность" и "расширенные чувства" ........... 94III. Техно-возвышенное в практиках современных медиаискусств ........................... 104III. 1. Общие принципы медиаискусства в аспекте техно-возвышенного ........................ 105III. 2. Особенности представимости "нематериального": искусство света, саунд-арт ивиртуальные среды ..................................................................................................................
110III. 3. Техно-возвышенное в отношении цифрового образа: генерирующее искусство ... 125III. 4. Техно-возвышенное и принцип дистанции: телематическое искусство .................. 129III. 5. Реорганизация границ телесного как техно-возвышенное: био-арт и трансгенноеискусство ..................................................................................................................................
135Заключение ............................................................................................................................. 141Список литературы ............................................................................................................... 1462ВведениеВозвышенное – одна из наиболее фундаментальных категорий эстетики ифилософии в целом. Сегодня это один из наиболее широко используемых (например, вмассовой культуре) терминов. По выражению Ж.-Л.Нанси, «возвышенное в моде, а всемодное, несмотря на или благодаря своей тщете, представляет и нечто большее, чем мода:нечто, относящееся к режиму необходимого, предначертанного»1. На протяжении своеймноговековой истории категория возвышенного прошла ряд трансформаций и, какпредставляется,элементысовременнойкультуры,вчастности,возможноститехнологической медиации опыта открывают новые страницы этой истории.В классическом понимании, возвышенное – это то, что указывает на границыпознавательных способностей, оказывает мощное воздействие на чувства – вплоть досостояния ступора; это слом привычных представлений о реальности, разрыв ееконтинуальности.Ввозвышенномчеловек сталкивается с непредставимым,находящимся в зоне всегда лишь возможного.
Подразумевается опыт временнóгопогружения в пространство «по ту сторону» каких-либо рациональных определений, впространство трансцендирования и трансгрессии, результат которого – внутренняятрансформация.Несмотря на то, что каждый из исторических витков привносил своихарактеристики, важно отметить ключевые оппозиции, уточняющие смысл возвышенногокак феномена. Среди них – отношения возвышенного с такими смежными понятиями, кактрансцендентное и прекрасное; близкими, но оппозиционными по смыслу – низменное ибезобразное, жуткое и ужасное; а также понятиями «приложения» возвышенного –природа и искусство. Один из ключевых моментов, характеризующих данный феномен,связанс категориямипредельного,негативного,потенциального, представлениянепредставимого. Современный теоретический дискурс и реалии сегодняшней культурыпродолжают этот список новыми отношениями, что лишь подтверждает многомерность иполифоничность данного понятия.Возвышенное одновременно связывает с трансцендентным, с идеалом (какэстетическим, так и этическим), но на уровне технологии своего воспроизводства,благодаря воздействию, оказываемому на чувственность (экстаз, фасцинация отощущения причастности к тотальному), оно же является средством манипуляции состороны разнообразных идеологических сил и современной массовой культуры.1Nancy J.-L.
The Sublime Offering// Of the Sublime: Presence in Question: essays by J.-Fr. Courtine, … et al.,trans. by J. Librett, SUNY, 1993. P. 25.3«Подлинное» искусство – средство противостоять этой тенденции, зона автономии исвободы (Адорно). Тема возвышенного, с ее импульсом преодоления границ, всегда былазнаком сопротивления искусства всему, что претендовало на его нормирование ирегуляцию. В некотором смысле возвышенное иногда трактуется даже как своего родаистина искусства (если рассматривать его с точки зрения стремления выйти за пределыповседневности).
В этой истине оно может утратить свое имя2, но содержащиеся в немхарактеристики эстетического опыта возвышения являются смыслообразующими как дляискусства, так и для человеческой жизни в целом.Актуальность работы определяется необходимостью осмысления феноменавозвышенного в контексте современной – технологически обусловленной – культуры.Феномен технологической медиации имеет в рамках эстетики свою особую историю.
Этои общефилософские рефлексии по поводу кибернетики и возможностей искусственногоинтеллекта, и их философско-эстетическая сторона, проявляющаяся в вопросах о«воображаемомавтоматического»,проблемахизмененияграництелесности,а,соответственно, и чувственного восприятия, происходящего вследствие распространениятехнологий создания виртуальной реальности, развития телекоммуникации, био- и другихтехнологий. Применение к анализу трансформаций чувственного опыта и возникающих всвязи с этим феноменов категории возвышенного позволяет обнаружить как ихсобственные специфические характеристики, так и новые нюансы самого понятиявозвышенного: негативность сменяется чрезмерной позитивностью, осуществленностью идостижимостью всего, вплоть до контролирования генетического кода человека.
Но дажепри всех этих радикальных в рамках истории человеческой культуры достиженияхосновной вопрос – о предельном и беспредельном в опыте людей – остается не менеенасущным, и это лишь подтверждают новые, необходимые для осмысления горизонтыхарактеристики:интенсификациявремени,тотальность,необъятностьинеподконтрольность мира информации, границы чувственности, расширяемые с помощьюэлектронных «протезов» и устройств дополненной реальности и др.В связи с объемом и уникальными характеристиками возвышенного в рамкахсовременного типа культуры, важнейшим фактором которого является развитие техники,видитсяправомернымиактуальнымвозвышенного» («техно-возвышенного»).введениекатегории«технологическогоС ее помощью становится возможнымакцентировать и специализировать изучение современных модификаций возвышенного, атакже2расширитьизучениепространстваСм.:Лаку-ЛабартФ.Проблематикаhttp://magazines.russ.ru/nlo/2009/95/la6.htmlэстетическоговозвышенного//НЛОопыта2009,включением№95URL:4принципиально новых аспектов, предлагаемых в рамках медийных искусств, т.е.
искусствс использованием электронных технологий.Медиаискусство – одно из наиболее авангардных направлений современногоискусства, обладающее ресурсами мультисенсорного погружения, выстраивающее диалогс цифровой и кибер-средой, исследующее и испытывающее границы человека какбиовида. Среди направлений медиаискусства в данном случае выделяются такие, вкоторых возвышенное проявляется с наиболее выразительной и провокативной стороны:искусство, использующее в качестве средства такие субстанции, как звук, свет;генерирующее (или алгоритмическое) искусство, способное порождать непредсказуемыевизуальные образования на основе заложенного кода; телематическое искусство,исследующее возможности новых хронотопов, вводящее в обиход вопрос о местевосприятия и проблематизирующее географический контекст восприятия; био-арт итрансгенное искусство, помещающее в центр внимания загадку возникновения самойжизни.Эстетический горизонт дополняется здесь также нравственно-этическим, чтопозволяет говорить не только о свойствах субъекта восприятия, но о более глубокомзначении опыта интерсубъективности, порождающего новый тип идентичности –эластичный, открытый, ответственный.