Диссертация (Репрезентация этнического самосознания в межкультурном диалоге (философско- культурологический анализ))
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Репрезентация этнического самосознания в межкультурном диалоге (философско- культурологический анализ)". PDF-файл из архива "Репрезентация этнического самосознания в межкультурном диалоге (философско- культурологический анализ)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТКАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ РЕЛИГИИ И КУЛЬТУРЫ===========================================================На правах рукописиМАНАПОВА ВИОЛЕТА ЭЛЬДАРОВНАРЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ВМЕЖКУЛЬТУРНОМ ДИАЛОГЕ (ФИЛОСОФСКОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)Специальность 24.00.01 – «теория и история культуры»ДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степенидоктора философских наукНаучный консультантдоктор философских наук, профессорАбакарова Р.М.МАХАЧКАЛА 20132ОГЛАВЛЕНИЕВведение……………………………………………………………………...………3Глава I.
Диалог в межкультурном пространстве………………………………….201.1. Понятие «диалог», его генезис и развитие ……………………...................201.2. Пространственно-временные параметры межкультурного диалога...........481.3. Проблема понимания и объяснения ………………………………………..76Глава II. Диалог как форма взаимодействия культур и цивилизаций……………952.1. Механизмы взаимодействия ………..………………………………………....952.2. Субъекты межкультурного диалога …………………………….……………115Глава III. Этническое самосознание и способы его выражения в межкультурномдиалоге……………………………………………………………………………….1343.1.
Этническая идентичность. Истоки формирования национальногохарактера.………………………………………………………………………………………………………….1343.2. Особенности этнического самосознания. Его структура и уровни.………..1643.3. Формы выражения этнокультуры. ….………………………………………..202Глава IV. Взаимодействие цивилизаций и культур в эпоху глобальных перемен4.1. Развитие национальных культур в современном мире ...……………………2284.2.Проблема возникновения межкультурных конфликтов и способы ихразрешения ………………………………………………………………………….254Заключение………………………………………………………..……….………...278Библиография………………………..……………………………….……..…..…...2913ВВЕДЕНИЕАктуальность темы исследования.
Человечество вступает на новый этапсвоего развития. Становится очевидно, что прежняя, устоявшаяся системаотношений общества и природы, да и отношения внутри самого общества такжепретерпевают серьѐзные изменения. Процессы модернизации и глобализациипривели к интенсификации ряда сложных противоречий. Как никогда остро, стоятпроблемы, носящие антропный характер: всемирное потепление, «столкновениецивилизаций», вызванное, с одной стороны, непродуманной политикой Запада варабо-мусульманскойрегионе,асдругой,миграционнымипотоками,хлынувшими из стран третьего мира, проблема терроризма, этническогоэкстремизма, глобальный финансовый кризис, смена ценностных ориентиров.В связи с этим следует осмыслить происходящие события, обосноватьприоритеты дальнейшего развития мировой цивилизации, учитывая принципысохранения многообразия этнических культур и их традиций.Глобализация, качественно трансформируя всю структуру общества, ведет кглубинным сдвигам, ломке многих устоявшихся национально – традиционныхформ, не всегда однозначным последствиям.
Это усложняет процесс адаптации кновым жизненным условиям и способствует консервации патриархального,отжившего, архаичного под видом подлинно национального, тем самым, тормозяего последствия. Так актуализируется проблема национальной открытостисовременному миру: на смену идеологии универсализма как унификациинациональных ценностей приходит концепция мультикультурализма, исходящаяиз признания равноценности разных культур, их достижений и вклада вглобальную сокровищницу.Вся история человечества - это история коммуникации и взаимодействиялюдей. Диалог предполагает активное взаимодействие равноправных субъектов,понимание ценностей других людей, других культур, других религий. Благодаряспособности вступать в диалог, как форму взаимодействия, человек осознаетсвою причастность к локальной, национальной, глобальной культуре.
Какрезультат, возникает проблема множественной идентичности. Развитие человека4детерминируетсяеговзаимодействиемсразличнымиуровнямиобщечеловеческой культуры. В связи с этим отмечается неравномерностькультурно-историческогоразвитияразличныхобществ.Множественнаяидентичность, на наш взгляд, позволяет человеку адаптироваться в другойкультуре, без ущерба для ценностей собственной, чаще всего, это свойственновыходцам из межэтнического брака.Очевидно, что диалог не может строиться на насильственном навязываниисвоих интересов другим культурам, нельзя понять другого человека, другоеобщество и культуру без взаимодействия, согласия и равноправия сторон.
Впоследнеевремя,распространениемвсвязизападнойсусилениемкультурыпроцессовмногиеглобализацииученыезабилиитревогу.Доминирование одного культурного образца может привести к унификациимировой культуры и уничтожению национальных культур.Различные исследования показывают, что восприятие человеком инойкультуры напрямую связано с осознанием, прежде всего своей культуры, в еевзаимодействии с другими культурами, исторического опыта и навыковмежкультурного общения.
Этим объясняется использование соответствующихтеоретико-методологических подходов исследования.В связи с тем, что в современном обществе происходят сложные процессымодернизации,межэтническимитрансформацииитрадиционнойкультурымежконфессиональнымиисложнымиотношениями,проблемавзаимодействия культур выходит на первый план. Как показывает практика,процесс взаимодействия культур состоит не в дублировании достигнутыхрезультатов, не в подражании и тем более, не в навязывании своей системыценностей. Рассмотрение сходных явлений как взаимовлияния культур, анализзаимствований,явныхискрытых,можетпривестикинтерпретациипревосходства одних культур и цивилизаций над другими.
Это не можетспособствовать пониманию развития культур, в рамках мирового историческогопрогресса, как процесса взаимодополнения культур.5Особую актуальность, на наш взгляд, представляет проблема понимания вмежкультурномдиалоге.Несмотрянадостаточноеколичестворабот,посвященных проблеме понимания, по-прежнему, остается не разработанныммеханизм понимания в диалоге культур. Как показывает практика, идеямультикультурализма, построенная на толерантном отношении к другимкультурам и сохранении культурного многообразия, потерпела крах.
Это связано,прежде всего, с возросшими иммиграционными потоками, не желающимипризнавать ценности принимающей страны, что, в свою очередь ведет кмежнациональным и межконфессиональным конфликтам. Именно поэтому, какникогда актуальными, становятся межкультурного взаимодействия.Проблема взаимодействия культур является актуальной как для мировойнауки в целом, так и для отечественной науки в частности. Россия как странамногонациональная и многоконфессиональная не осталась в стороне отглобальных проблем. В этой связи как никогда остро стоят проблемывзаимодействия и поиска компромисса в диалоге представителей разных культури цивилизаций.
И в этом плане представляется необходимым определениедиалогакультуркакособойформысоциальноговзаимодействия,предполагающем наличие четко выдерживаемых критериев.Таким образом, проблемы взаимодействия культур и их влияние друг надруга порождают интерес к межкультурной коммуникации. Происходит процессформирования единой мировой культуры, и история отдельных народов становитсячастьюглобальнойвозможностьнеобходимостьистории.общениясизученияИнтенсификацияпредставителямимеханизмовмежкультурныхразличныхмежкультурногокультурконтактов,порождаютвзаимодействияивзаимовлияния культур.Кроме того, следует обратиться к коммуникативным помехам, возникающим впроцессе диалога. В рамках этнического самосознания, представления о своейсамобытности тесно связано с осознанием отличий от «других», посредствомкультурных различий. Приэтом акцентируется стереотипизированный образэтнического или конфессионального соседа. В философской и этнографической6литературенеоднократноподчеркиваетсяустойчивостьиживучестьэтнокультурных стереотипов, которые способствуют сохранению и трансформацииэтнических представлений о «своих» и «чужих».
Все эти стереотипы находятотражение в языке, в том числе, в пословицах и поговорках.Особого внимания, по нашему мнению, заслуживает проблема сохранениясамобытных, этнических культур. Мощное воздействие массовой культуры, в ееамериканизированном варианте, привело к разрушению прежних, привычныхформ культуры, норм и ценностей, не предлагая полноценной замены их новымиценностными установками.
В прошлом, сохранению культурной целостностислужили традиции и обычаи. В частности, в Дагестане, центром воспроизводствакультурной самобытности являлись «вольные общества»1, которые являлисьпрообразами народной демократии на Северном Кавказе. Но, в настоящее время,в связи с разрушением прежних, устоявшихся форм жизнедеятельности, в связи спроцессами урбанизации, дагестанское общество оказалось на перепутьезападного и арабо-мусульманского путей развития.
И в этом контексте,актуальным становится изучение диалогичности культур в синхроническом идиахроническом разрезе. Диалог на Западе изначально складывался как диалогпонимание, направленный вовне, в то время как, диалог на Востоке – это диалогнаставление, направленный вовнутрь, на самопонимание. Демократичность иконсолидированность европейской цивилизации, выступала как для России, так идляКавказасвоеобразнымцивилизационноеобразование,стандартомсуществования.противопоставляетВосток,западномукакмируиндивидуализма социальные связи, основанные на традиционном укладе жизни.Кавказская цивилизационная система, синтезируя черты восточной и западнойцивилизационных моделей, воплощает в себе традиционность и модернизацию.Переосмысление социокультурных процессов влечет за собой сменуисследовательских подходов.