Диссертация (Обоснование морали в современной философской когнитивистике), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Обоснование морали в современной философской когнитивистике". PDF-файл из архива "Обоснование морали в современной философской когнитивистике", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
Впоследствии было основано Обществокогнитивистики (Cognitive Science Society) в 1979 году3. Первым учебнымзаведением в мире, дающим степень бакалавра в области когнитивистикистал Колледж Вассар в 1982 году.Мырассмотрелинекоторыеаспектыисторииизначимыехарактеристики когнитивных наук, которые помогут нам определить их1Черникова И.В. Гуманистическая функция когнитивной науки в современном обществе., 2010Longuet-Higgins, H. C. Comments on the Lighthill Report and the Sutherland Reply / «Lighthill Report:Artificial Intelligence: a paper symposium». Science Research Council (1973) – P.
35-373Cognitive Science Society: [сайт]. URL:http://www.cognitivesciencesociety.org/description/ (дата обращения:05.10.2015)234границы в решении этических вопросов обоснования морали,к которым мыперейдем в следующих параграфах.2.2. Вычислительно-репрезентативная модель строения разумаВо этом параграфе мы рассмотрим теорию, наиболее полноотражающую взгляд когнитивистов на разум, CRUM (ComputetaionalRepresentational Understanding of Mind). Она была описана Полом Тагардомв его работе «Разум: введение в когнитивную науку» (Mind: Introduction toCognitive Science).
Среди сторонников данной концепции мы можем найтиД. Чалмерса1, Фодора Дж.2 и других. В то же время у этого подхода естьсвои противники, например, П. С. Черчленд3.Этот подход основывается на аналогии человеческого разума скомпьютером. «Согласно вычислительной гипотезе когнитивной науки,разум является механизмом, чьи части – это репрезентации различныхвидов,которыеорганизованытакимобразом,чтосуществуютвычислительные процедуры, которые оперируют на них, чтобы создаватьновые репрезентации. Никто не будет отрицать, что компьютеры – этомеханизмы, состоящие из аппаратуры и программного обеспечения,которые позволяют им выполнять сложные задачи, а аналогия компьютер-1Chalmers, D.
A Computational Foundation for the Study of Cognition / The Journal of Cognitive Science. 2011. - N 12. P.323–357.2Fodor J. and Z. Pylyshyn, Connectionism and Cognitive Architecture: A Critical Analysis / Cognition - 1988. N 28. P. 3–71.3Churchland P.S. Neurophilosophy. - Cambridge: MIT Press, 198635разум сделало возможным впервые увидеть, каквысокоорганизованноемышление может оперировать механистически»1.Авторданноготруда,основываяськакнаисследованияхпредшественников, так и на своих изысканиях, выстраивает теорию, гдедвумя основными характеристиками человеческого мышления являютсявычисление (computation) и репрезентация (mental representation).Репрезентация является «структурой или активностью, котораяотвечает за что-либо»2.
Она представлена в следующих формах: логика,правила, понятия, аналогии, образы, связи. Репрезентация может бытьвыражена вербально или визуально. Например, образ (мыслительныеструктуры, которые являются изображением объекта, репрезентациейкоторого он является) будет визуальной репрезентацией, в то время каканалогия (мыслительный процесс, который связывает два класса объектов)является вербальной.Вычисление – это «физический процесс с состояниями, которыепредставляют состояниядругойсистемы, ис переходамимеждусостояниями, которые amount операциями над репрезентациями»3.Тагардприменяетвычислительно-репрезентативнуюконцепцию,чтобы описать, как оперирует человеческий мозг, как зарождаются иработают эмоции, что такое сознание и каким образом человеквзаимодействует с окружающим его миром и людьми.МозгТагардбиологической1начинаетрассмотрениесоставляющейразума.мышленияАктивнымисмозга,точастицамиThagard P.
Cognitive science [Электронный ресурс]. – July 10, 2006. – P . 2-3 Режим доступа: http://cogsci.uwaterloo.ca/Articles/cognitive-science.routledge.pdf. (дата обращения:10.01.2017)2Thagard, P. Mind: Introduction to Cognitive Science. – Cambridge: The MIT Press, 2005. - P. 2333Там же. С. 230естьмозга36являются нейроны, которые и осуществляют сбор и воспроизведениеинформации – вычисление, а также ее хранение – представление.СогласноТагардурепрезентацииосновываютсянасходстве,причинности и связях. Например, фотография определенного человекаявляется его репрезентацией, поскольку она похожа на него и причинносвязана с ним.
А слово «кошка», например, причинно связано со всемикошками, поскольку его значение связано с их существованием.ФизиологическирепрезентирующихжеобъектТагардстаксамимобъясняетобъектом.связь1нейронов,нейронможет«выстреливать», сотни раз в секунду и скорость его выстреливания будетобозначать близость объекта, который он репрезентирует, его отсутствиеили присутствие в поле зрения или ассоциации с ним. На самом же деле,говорит Тагард, концепты представляются не 1 нейроном, а их скоплением.То есть именно то скопление, которое выстреливает при приближенииобъекта репрезентации и является репрезентацией.
Например, «если котпредставляется концепцией кота, тогда множество выстрелов в секундуозначает присутствие кота»1, репрезентация кота и воспроизведение идеи онем происходит, когда группируются нейроны, отвечающие за всехарактеристики кота при упоминании о нем. При этом это могут быть какхарактеристики цвета и формы, так и запаха и тактильных ощущений.«Поскольку когнитивистика поддерживает материалистический взгляд отом, что ментальные изменения могут быть полостью объясненынатуралистическивфизическихтерминах,философскуюпозицию,отстаиваемую здесь можно назвать Многоуровневым МеханистическимМатериализмом»2.1Там же.
С. 151Thagard P. Cognitive science [Электронный ресурс]. – July 10, 2006. – P. 11 Режим доступа: http://cogsci.uwaterloo.ca/Articles/cognitive-science.routledge.pdf. (дата обращения:10.01.2017)237Отметим,чтоконцепцию,обобщеннуюТагардом,котораяпостулируется самими когнитивистами, как их «изобретение», не являетсяновой.Репрезентации,воспринимаемыхкоторые,физическихпосути,объектов,являютсяспособомотражениемсохраненияивоспроизведения информации, полученной из окружающего мира, уже былавысказана Д.Юмом «Сентименталистская позиция Юма также включалаположение о непосредственном характере моральных восприятий. Поутверждению автора «Трактата», любой поступок, любое чувство илихарактер возбуждают удовольствия или страдания, сопряженные сдобродетелью или пороком, при одном лишь взгляде на них»1. Юмподчеркивал, что отношения, которые являются источником моральныхразличий, имеют место «исключительно между внутренними актами ивнешними объектами»2.
Предполагается, что моральное восприятие снеобходимостью означает наличие объектов, которое созерцает человек, чтопорождает в нем удовольствие или страдание. «Удовольствия же илистраданиянечеловеческойпроизвольны,природы.Онааопределяютсяустроенатак,особойчтоорганизациейчеловекполучаетудовольствие от достойных поступков, характеров и т.
п., а страдания – отнедостойных»3.Схемасвязинейронов,репрезентацийидействийчеловекаподразумевает, что любая мысль человека и любое его действия можнопроследить до конкретных нейронов. И, если действия, которые мы быклассифицировали как моральные или аморальные, как и любые понятия,имеют свои репрезентации, то подобное объяснение работы мозга приводитк весьма важным предположениям относительно соотношения этики и1Артемьева О.В. К вопросу о природе морали в философии Дэвида Юма // Этическая мысль.
2012. Т. 12. С. 1102Юм Д. Трактат о человеческой природе / Сочинения: в 2 т. – М.: Мысль, 1965. – 1 т.- С.5063Артемьева О.В. К вопросу о природе морали в философии Дэвида Юма // Этическая мысль. 2012. Т. 12. С.11338мозговой активности человека (этими взаимоотношениями занимается такаядисциплина как нейроэтика), хотя более детальное рассмотрение полемикио том, детерминируют ли нейроны человеческое поведение, мы увидим впараграфе, посвященному нейроэтическому эксперименту со свободойволи, проведенному Б.
Либетом, рассмотрим три основных возможностиэтого соотношения. Во-первых, это может означать, что моральный выбор вкаждом конкретном случае можно проследить до определенных нейронов и,таким образом, этот процесс можно перевести из морального понятия вбиологическое. Из этого можно сделать следующий вывод: возможно,моральный выбор не является свободным, если существует конкретнаяпоследовательность в подобных соединениях нейронов.Во-вторых, существует вероятность, что нейроны могут соединяться вхаотичном порядке, что они действуют точно также как и любые другиеклетки в организме, например, клетки кишечника, которые выполняя своюпищеварительную функцию, не являются ни как залогом свободы человека,ни ее отрицанием. Такой подход являлся бы инкомпатибилизмом – теориейо том, что достаточных причин для действии человека никогда несуществует и его свободная воля также не влияет на его действия.
Данныйподход не представляет интереса для науки, так как не утверждаетдетерминированности поведения человека и не выступает в пользу егосвободы воли.Есть также и третий вариант. Выбор человека действительноосмысленный и свободный. Утверждать определенно на данном этаперазвития точных наук, какой из трех вариантов правильный, невозможно,но бесспорно, когда вычислительная мощность приборов, производящихрасчеты и собирающих подобную информацию в экспериментах, достигнетнеобходимого уровня, будет найден ответ на этот вопрос, утверждаетТагард.Эмоции39«Согласно традиционному взгляду, решение может быть принятолибо рационально, либо эмоционально»1.