Диссертация (Обоснование морали в современной философской когнитивистике), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Обоснование морали в современной философской когнитивистике". PDF-файл из архива "Обоснование морали в современной философской когнитивистике", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
Во-вторых, философская критикаиграет существенную роль для установки целей когнитивистики, для1Там же. С. 21346указания общего направления ее движения. И, в-третьих, «когнитивистикуможно рассматривать как объект исследования в философии науки,рефлектируя над методологией и предположениями этой области»1.Философские концепции тесно связаны с когнитивистикой, можнодаже сказать, что они не могут существовать друг без друга, говорит Тагард,ведь теоретические предположения о человеческом разуме плавноперетекают в экспериментальное поле когнитивистики, а результаты этихисследований приходят обратно к философии и переосмысляются ею.«Философия также имеет дело с вопросами общего характера, такими какотношения разума и тела и с такими методологическими вопросами какприрода объяснений, найденных когнитивистикой»2.Что же касается отношений именно этики и когнитивистики, помнению Тагарда, «в добавление к дескриптивным вопросам о том, как людидумают, философия задаётся нормативными вопросами о том, как онидолжны думать.
Вместе с теоретической целью понимания человеческогомышления у когнитивистики может быть практическая цель его улучшения,что требует нормативной рефлексии о том, каким мы хотим видетьмышление»3. В то же время «этика может получить выгоду, используягораздо большее понимание психологии морального мышления, котороенесет в себе такой нравственный вопрос как обсуждение, касающеесяхорошего и плохого»4.Для более детального рассмотрения этой связи обратимся к введениюкнигиподназванием«Оксфордскоеруководствопофилософиикогнитивной науки» (The Oxford Handbook of Philosophy of Cognitive1Thagard P. Cognitive Science. Дата обновления: 11.07.2014.[сайт]. URL:http://plato.stanford.edu/entries/cognitive-science/ (дата обращения: 13.10.14)2Thagard, P.
Mind: Introduction to Cognitive Science. 2005. С. 93Там же. C. 104Thagard P. Cognitive Science. [сайт]. URL: http://plato.stanford.edu/entries/cognitive-science/ (датаобращения: 13.10.14)47Science). Она последовательно опишет те черты отношений, которыенаметил П. Тагард.Взаимоотношенияфилософииикогнитивистикипроходятвнескольких плоскостях. Во-первых, это те фундаментальные философскиевопросы,которыеявляютсятакжеипредметамирассмотренияфилософского раздела когнитивистики - философии сознания. Во-вторых,это основания самой когнитивистики, ответ на вопрос, что такое разум,каковы взаимоотношения дисциплин внутри нее и какая из них болеезначимая. В-третьих, философия помогает когнитивистике в определении еебазовыхпонятий.В-четвертых-этофилософскаярефлексияобэмпирических ментальных феноменах: «когнитивные науки изучаютструктуру субъективного опыта человека не в традиционной для философииабстрактнойформе,авпрактическомаспекте»1.Инаконец,фундаментальные философские вопросы, но не связанные с разумом.Многие из этих областей соприкасаются и пересекаются, но «все жеполезно в первую очередь отделить их друг от друга и посмотреть накаждую из них по очереди»2.Начнем с рассмотрения первой области соприкосновения философиии когнитивистики — с фундаментальных философских вопросов, связанныхс разумом.Описываяместофилософиисознания,какфилософскойсоставляющей когнитивистики, вспомним вопрос, который долгое времясчитался основным вопросом философии: что первично, бытие илисознание? И, несмотря на то, что сами когнитивисты отрицают самусложившуюся философско-метафизическую систему, они вписываются в1Черникова И.В.
Гуманистическая функция когнитивной науки в современном обществе, 2010Samuels R., Margolis E., Stich S.P. Introduction: Philosophy and Cognitive Science /[Электронный ресурс] // The Oxford Handbook of Philosophy of Cognitive Science.Режим доступа: http://www.oxfordhandbooks.com/view/10.1093/oxfordhb/9780195309799.001.0001/oxfordhb9780195309799-e-1 (дата обращения: 01.11.2016)248нее, поскольку ответ на этот вопрос для них очевиден: это материя.Натуралистическийматериализмдлякогнитивистовявляетсяаксиоматически верным, в качестве примера для противопоставления онирассматривают только дуализм, в то время как любое упоминание опервенстве духа над материей отвергается как несостоятельное иантинаучное. Это приводит к замкнутости идей, с которыми работаютфилософы сознания.
Любое утверждение среди них о парадигмальномпрорыве, если смотреть на него со стороны основного вопроса философии,таковым не является, ведь оно все равно остается в узкой клеткенатуралистического материализма.Первая из проблем, которую можно обозначить как моментсоприкосновения философии и когнитивистики — проблема разума (mind)и тела. Как возможно существование идеальных свойств разума (сознания)в материальном теле и материальном мире? «Как возможно, что мыдействуем свободно, если дано, что у каждого события есть причина, апричинность делает свободу действий невозможной?»1.
«Как в мире могутсуществовать ценности, если дано, что мир полностью состоит изнейтральных по отношению к ценностям фактов?»2. Одним из объясненийможно считать теорию ментальных репрезентаций, описанную выше, хотяона и не лишена моментов для критики. В других частях даннойдиссертации этому вопросу уделяется должное внимание, поэтому в данномпараграфе лишь обозначим эту проблему как одну из ключевых длякогнитивистики.Второй проблемой, объединяющей философию и когнитивистику,является вопрос сознания. Он является логическим продолжениемпроблемы тела и разума и его можно сформулировать так: «как физическая1Сёрль Дж. Рациональность в действии. / пер.
с англ. А. Колодия, Е. Румянцевой. - М.: ПрогрессТрадиция, 2004. С. 82Там же.49система может проявлять то, что философы под разными именами называлиощущаемым сознанием»1? К этому же вопросу относится и один изфеноменов,называемыхквалиа(то,какмыощущаем,нашнепосредственный опыт ощущения).
Это субъективный опыт, которыйсвязан с конкретными ментальными состояниями.Квалиа является проблематичной для науки, поскольку мы видимразрыв в объяснении процессов мышления: мы знаем, что в мозгуоперируют нейроны, можем даже назвать их конкретное движение ирасположение в момент конкретного действия, но как именно эта цепьдействий нейронов становится субъективным опытом, мы не можем сказать.Некоторые философы, видя эту проблемы, утверждают, что человек простоне способен понять собственное сознание.
Другие же, такие как Д. Деннет(идеям которого мы посвятим один из последующих параграфов), решаютэтупроблему,отрицаясуществованиеквалиа,«приписываяихфилософскому замешательству»2.«В отношении сознания когнитивная наука позволяет преодолетьпротиворечияипонимаемогокакобнаружитьпересеченияинформационнаявобсужденииреальностьсознания(рационалистическаятрадиция) и как субъективная реальность. В рационалистической традициисознаниетрактуетсякакзнание,вфеноменологической-какинтенциональность (направленность на предмет).В когнитивистике сознание - это некий фильтр на пути информации,перерабатываемойнервнойсистемой.Сознаниеявляетсявысшейкогнитивной способностью, имеет информационную природу (когнитивныхпрограмм перцептивных и символьных)»3.1Там же.Russell S.
J., Norvig P. Artificial Intelligence: A Modern Approach - Prentice Hall, 2010. Р. 10333Черникова И.В. Гуманистическая функция когнитивной науки в современном обществе., 2010250Продолжаялинию вопросов первойобласти соприкосновенияфилософии и когнитивистики, отметим вопрос о природе мысли. В этомвопросе со стороны когнитивистики большую роль играет лингвистика,связывающая мысль со словом.
Какова их зависимость? Что из нихпервоначально, а что вторично? Каковы взаимоотношения мысли ипонятия? Являются ли понятия одним из видов ментальных репрезентацийили же они обладают разным онтологическим статусом?Также в этом же разделе, как философы, так и когнитивистырассматривают такие понятия как восприятие, внимание, память, эмоции. Ввопросе о восприятии на данный момент в когнитивистике превалируетизучение зрительного восприятия, оставляя позади его другие виды.
«Болеетого, даже когда другие аспекты восприятия получают внимание, естьшироко распространенная тенденция относиться к каждому аспекту(обоняние, слух и т.д.) так, как будто он во многом изолирован отостальных»1.Второйобластьюкогнитивистикиявляютсясовместныхисследованийметатеоретическиефилософиипроблемы.и«Философыкогнитивной науки стремятся к пониманию того, какой наука должнабыть»2, как описать основания когнитивных наук. Что такое разум? Какуюон имеет структуру?Например,являетсялиправильнойтеорияоментальныхрепрезентациях и о том, что все процессы в мозге носят вычислительныйхарактер? Можно ли рассматривать разум как механизм? В зависимости отответов на эти и схожие вопросы, исследования в когнитивных наукахпойдут одним или другим путем.
В этом же разрезе изучается вопрос1Samuels R., Margolis E., Stich S.P. Introduction: Philosophy and Cognitive Science /[Электронный ресурс] // The Oxford Handbook of Philosophy of Cognitive Science. – Режим доступа:http://www.oxfordhandbooks.com/view/10.1093/oxfordhb/9780195309799.001.0001/oxfordhb-9780195309799e-1 (дата обращения: 01.11.2016)2Там же.51соотношениянауквтакоймеждисциплинарнойобластикаккогнитивистика.